Психологическая работа в школе

Психологическая работа в школе

В настоящее время основную роль по организации и осуществлению психологической работы с учащимися выполняет психологическая служба в школе или другом учебном заведении. Ей принадлежат функции, на основе которых она осуществляет и координирует различные виды деятельности по профилактике, диагностике, развитию и коррекции личности и деятельности всех участников педагогического процесса. В зависимости от ориентирования на  эти традиционные виды психологической работы, психологическая служба каждого образовательного учреждения отличается своими специфическими особенностями. Эго связано со спецификой тех задач, целей, условий, направлений, на которые ориентируется школа. С этой точки зрения эффективность школы как педагогической системы существенно зависит оттого, насколько результаты деятельности психологической службы соответствуют практическим потребностям образовательного учреждения и отвечают реальным условиям педагогического процесса. Соответствие между опросами и нуждами школы и деятельностью психологической службы достигается в том случае, когда функционирование последней не ограничивается выполнением разовых или невзаимосвязанных поручений и просьб со стороны администрации, учителей или родителей, строится на системной основе.

Для того чтобы организация психологической службы носила системный характер, должны учитываться следующие условия: принцип системного целеполагания, принцип целостности, принцип профессионально-педагогической активности, принцип достаточной ограниченности, принцип взаимодействия, принцип развития (Реан,1999).

Виды деятельности педагога-психолога на примере школьного психолога. Диагностика. Консультирование. Коррекционно-развивающая работа.

Принцип системного целеполагания заключается в рассмотрении психологической службы школы как подсистемы более общей системы «школа». Системно-образующим компонентом здесь является цель или результат (как степень достижения цели). Для системы «школа» такой целью (и результатом) выступает развитие личности учащегося. Отдельные подсистемы, в том числе и психологическая служба, могут иметь свои специфические цели, конкретизирующие общее направление, трансформируя его в специальные задачи (психологические, методические, педагогические и т. д.).

Принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на учебное заведение как на целое, как на систему. Это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся.

Принцип профессионально-психологической активности состоит в утверждении активной роли педагога в структуре психологической службы школы. При этом на педагога возлагается проведение индивидуальной психолого-педагогической (консультационной, воспитательной, коррекционной) работы с учащимися. Реализация этого принципа по существу означает переход от классической модели индивидуального консультирования «психолог — ученик» к специфической модели школьной психологии «психолог — педагог — ученик». Реализация этой модели предъявляет высокие требования к профессионализму педагога, а также способствует его развитию в профессиональном и личностном плане.

Принцип достаточной ограниченности касается выбора диагностических методик и создания в  данной конкретной школе целостной системы изучения учащегося как личности и как субъекта познавательной деятельности. Выбранные методики должны быть экономичными в плане временных затрат. В свою очередь созданная система методик должна быть достаточно полной, чтобы давать возможность осуществить психодиагностические исследования всех основных подструктур личности: психические процессы, эмоциональную сферу, личностные свойства, мотивацию.

Принцип взаимодействия состоит в том, что деятельность психологов, учителей, администрации должна давать в итоге не просто сумму активности, но и взаимодействовать со всеми элементами школьной системы. Причем это взаимодействие направлено на достижение фокусированного результата, обшей цели системы, каковой является развитие школьника как личности и субъекта деятельности.

Принцип развития выступает в качестве центрального системообразующего компонента, в качестве основы, на которой базируются все вышеперечисленные условия функционирования школьной психологической службы, а также всей системы обучения и воспитания общеобразовательного учреждения в целом. К сожалению, в современной школьной практике термин «развитие» вовсе не всегда понимается как комплексная задача. Более того, понятие «развитие» часто подменяется простой передачей знаний ученикам. Тем важнее и существеннее роль психологической службы в разрешении этой проблемы.

Ориентируясь на вышеперечисленные принципы психологической службы, школьный психолог может создать авторскую модель психологической службы, которая отвечала бы потребностям именно вашей школы. Начинающему психологу необходимо быть предельно осторожным и избегать излишних крайностей при формировании школьной службы (Овчарова, 1996).


Таблица 4

Крайности «Золотая середина» Крайности

Ограниченная узкая специализация

Многообразие форм  и методов работы психолога

Хаос, бессистемность, поверхностность

Морализаторство

Нравственность

Безнравственность

Застой. Идеализация прошлого

Преемственность в работе

Разрушение, отрицание старого опыта

Внутренняя пассивность, самоизоляция

Самоактивизация творческого начала

Сгорание на работе, потеря профессионального самоощущения

Ригидность, психологическое самодурство

Профессиональное содружество, гибкость. Готовность к компромиссу

Приспособленчество, угодничество, предательство

Трудности эмоционального характера

Выделение приоритетов в роботе

Трудности логического характера. Непоследовательность

Пессимизм, отчаяние

Действенный оптимизм. Разумная самоирония

Излишняя уверенность

Акцентирование внимания на единичных принципах

Системность в работе, основанная на взаимосвязи и взаимопроникновении принципов

Перемешивание принципов, утрата специфики службы

Таким образом, любая авторская модель школьной психологической службы предполагает выделение приоритетов, системность, гибкость, многообразие форм и методов работы, преемственность. Во главу угла деятельности школьной психологической службы встает работа по созданию условий для развития психологически здоровой личности и обеспечению полноценного психического развития ребенка на всех стадиях онтогенеза (Москвичева, 2003).

Содержание работы психологической службы школы определяется следующими задачами:

  • Значимостью психолого-педагогического изучения школьников в целях обеспечения индивидуального подхода к ним.
  • Важностью полноценного личностного развития учащихся, успешной адаптации к школе.
  • Необходимостью ранней профилактики и коррекции отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.