Пт12092016

Обновление09:33:56

Психологические границы детей - диагностика

девочка на приёме у психолога

Описание методик и критерии наблюдения

Психологические границы — очень сложное и широкое понятие, включающее в себя философские, биологические, социологические и другие составляющие. Тщательный теоретический анализ позволяет предположить, что можно выделить следующие стороны рассматриваемого феномена: динамическую (контроль, регуляция, активность, «чувствование» и понимание границ «Я») и инструментальную (способы защиты границ «Я» — физические, вербальные, эмоциональные, рациональные и пр.).

Что необходимо оценивать при диагностике психологических границ у детей? Среди основных параметров назовем следующие.

Контроль психологических границ — способность к статичному положению границ Я, обеспечивающая сохранность чувства «Я». Это способность удерживать психологические границы закрытыми. Например, границы могут контролироваться жестко (никого не пропускают), слабо (кому-то разрешено «шалить» и нарушать спокойствие) или не контролироваться совсем (любое воздействие выводит из равновесия).

Регуляция психологических границ — способность изменения пространственной составляющей изучаемого феномена, обеспечивающая взаимодействие с окружающей средой. Этот параметр указывает, как ребенок «соседствует» с чужим мнением, границами, физическим пространством: с трудом или же достаточно просто и легко.

Активность психологических границ — способность выходить за пределы собственных границ. Скажем, границы могут быть самостоятельными, активными, когда ребенок сам инициирует какие либо адаптивные действия, или же стереотипными, пассивными, когда повторяются действия авторитетного лица.

Осознанность и «чувствование» психологических границ — понимание наличия границ.

Способы защиты границ «Я» (реакции на нарушение правил, на поведение в проблемных ситуациях и пр.).

(Полное описание данных критериев и способов их проявления см. в приложении.)

Остановимся на общих тенденциях нормативного развития в период детства, которые служат отправными точками для анализа полученных данных. От 2 до 10 лет должны образоваться следующие особенности границ «Я», свидетельствующие о психологическом здоровье и благополучии:

- «чувствование», а в дальнейшем понимание наличия психологических границ как у себя, так и у другого человека;

- умение пользоваться динамическими характеристиками, отсутствие жесткости и статичности психологических границ;

- богатство проявлений (маркеров) границ «Я», то есть широкий спектр способов защиты психологических границ.

«Слабость» каждого выделенного критерия, его малая представленность в структуре границ «Я» говорит о том, что развитие личности идет по некоторой искаженной траектории и необходимо приложить специальные усилия, чтобы помочь ребенку развиваться гармонично.

Данные критерии развития психологических границ достаточно общие, однако позволяют задать направление оценке границ Я у различных групп  детей. Отметим, что на данный момент не существует диагностических инструментов, ориентированных на изучение границ «Я» у детей 2–10 лет. Поэтому мы разрабатываем нестандартизированные методики. Данные методики предполагают наблюдение за ребенком и оценку его границ «Я» с опорой на вышеперечисленные критерии (см. таблицу в Личном кабинете).

Методика «Чтение сказки «Три медведя»

Цель: описание сущности феномена границ «Я» у детей 2–10 лет, выявление актуального развития психологических границ и зоны развития. В этой сказке наиболее ярко проявляется нарушение психологических границ, она богата примерами для обсуждения, что позволяет сформулировать основные представления детей об изучаемом феномене. В ней присутствуют категория «дом», которая символизирует для дошкольников безопасность, уверенность, и, что самое главное, понятие о нарушении «моего жизненного пространства», что позволяет спровоцировать изменения в состоянии границ «Я».

Этапы

1. Чтение сказки «Три медведя»

Психолог зачитывает сказку, наблюдатели в это время кратко фиксируют эмоциональное состояние, комментарии и особенности спонтанного поведения детей во время прослушивания. Все данные заносятся в таблицу наблюдений в виде краткого описания реакций и ответов детей. Цель данного этапа: прояснение актуального состояния психологических границ у детей 2–10 лет, описание границ «Я» «в покое и напряжении».

2. Обсуждение содержания

Психолог предлагает детям для обсуждения следующие вопросы: хорошо или плохо поступила девочка, зайдя в дом к медведям, почему? Что вас огорчило / взволновало / рассердило / обрадовало в сказке, почему? Если бы вы нашли дом, постучали, вам не открыли, что бы вы сделали, почему? Можно ли заходить в дом без спросу, почему? В каких случаях можно? Если в ваш дом зайдут без спросу, что вы сделаете, почему? В каких случаях к вам можно заходить без спросу, почему?

Цель данного этапа: оценить понимание и актуальное состояние границ «Я», то есть проявляют ли дети негативные реакции при нарушении их границ, отслеживают ли сам факт нарушения, каким образом реагируют и пр. Ответы и особенности поведения, вербальные реакции также строго фиксируются и заносятся в таблицу наблюдений.

3. Инсценировка проблемной ситуации

«Девочка без спросу зашла в дом к медведям, пользуясь их отсутствием. Через некоторое время хозяин дома вернулся и увидел нежданную гостью». Психолог предлагает детям стать Машей (символом интервенции в чужие психологические границы) и Медведем (символом нарушенных границ и способов защиты границ «Я») и показать, как они будут себя вести в прочитанной истории. Организационно проводится следующим образом: дети разбиваются попарно и разыгрывают сценки, меняясь ролями. Целью этого этапа является описание феномена на уровне действий, то есть мы оцениваем состояние границ во время собственной и чужой интервенции, а также способы их защиты. Очень важно использовать как можно больше прилагательных для описания наблюдаемых реакций.

Методика «Мой дом

Цель: описание свойств психологических границ, их динамических особенностей и способов защиты. Материалы: кубики, различные конструкторы, строительные блоки, ленты, нитки, напольный конструктор, пуговицы, ткань, стулья и пр. Этапы

1. «Постройка дома»

Цель: сбор эмпирического материала на уровне действий. Психолог предлагает построить дом из предложенных вариантов на любом понравившемся свободном месте в комнате: «Друзья, у каждого из нас есть дом. В нем мы себя чувствуем хорошо и спокойно. Я предлагаю вам построить свой дом здесь. Посмотрите вокруг: здесь лежат различные материалы, из которых можно построить свой дом. Подумайте, что вам может понадобиться. Оглянитесь вокруг: где бы вы хотели построить свой дом в этой комнате, в каком месте? Возьмите необходимые материалы и постройте дом в выбранном месте».

Психолог помогает детям организовать процесс, однако не нарушает свободной и спонтанной игры, вмешиваясь в конфликты только в крайнем случае (физическая или вербальная агрессия, действия, которые угрожают безопасности ребенка). В это время отмечается пространственное расположение дома, его физические характеристики (размер, использованные строительные материалы, наличие/отсутствие соседей, внутреннее устройство дома — количество комнат/этажей, украшения), способ строительства (находился внутри дома или снаружи, просил ли помощи или строил самостоятельно, делился строительными материалами, отбирал, брал первым или ждал, пока все наберут, конфликтные ситуации, их причины, способы преодоления и пр.). Необходимо зафиксировать как результат игры, так и поведение ребенка в процессе строительства.

Данный материал позволяет охарактеризовать психологические границы ребенка на уровне представлений и символов, а в дальнейшем сравнить с вербальным описанием. Полученные различия позволят сделать предположения о реальном развитии границ «Я» и об их идеальном представлении, это некоторая зона развития изучаемого феномена.

2. «Рассказ о своем доме»

Цель: сбор эмпирического материала на уровне представлений и ощущений. Психолог предлагает детям рассказать о своем доме: «Друзья, каждый из вас построил свой дом. У каждого он свой, особенный. Давайте устроим экскурсию, и каждый расскажет, какой у него дом, как он устроен, что в нем есть». Психолог предлагает каждому ребенку рассказать о своем доме, сам же фиксирует ответы и особенности поведения в таблице наблюдений. Важно отмечать также реакцию рассказывающего ребенка на чужие комментарии, это дает информацию о способах регуляции, контроля и защиты границ «Я» на вербальном уровне.

3. «Приглашаем в гости»

Цель: описание контроля, регуляции и способов защиты границ «Я» на уровне действий. Психолог предлагает детям поиграть в гости: «Друзья! Часто мы приглашаем в свой дом гостей, чтобы нам было интереснее и веселее жить. Оглянитесь вокруг: кого из ребят вы бы пригласили в гости? Или вы бы пригласили других людей? Или сказочных героев? Что вы предложите делать гостям?».

Организационно это выглядит следующим образом: хозяин выбирает тех детей, которых хочет пригласить в гости (либо называет имена тех, кого бы хотел видеть рядом с собой — близких, других людей, сказочных персонажей и пр.), и зовет их в свой дом. После размещения в доме психолог предлагает хозяину рассказать, как он будет развлекать своих гостей. Затем (если позволяют условия) можно инсце нировать эти ситуацию.

Далее предлагается разыграть следующие ситуации:

- Что вы будете делать, если ваши вещи без спросу будет трогать сестра/ брат или незнакомый гость?

- Что вы будете делать, если ваша сестра/брат или незнакомый гость будут шуметь ночью и мешать вам спать?

- Что вы будете делать, если ваша сестра/брат или незнакомый гость будут смеяться над вашим рисунком?

Все ситуации можно разделить на две группы: реакция на близкого человека и на незнакомого, которые затрагивают различные сферы психологической суверенности (сферу вещей, привычек, ценностей, территории). Предполагается, что реакция на «чужих» и «своих» будет различной. Расхождение между этими реакциями будет говорить о динамических характеристиках психологических границ, о различиях в способах защиты границ «Я». Все данные строго фиксируются.

Методика «Пирог»

Цель: описание состояния психологических границ и способов их защиты. Материалы: большой ковер, свободная от мебели комната.

Инструкция. Друзья! Каждый из нас любит вкусно поесть. Перед нами лежит пирог, очень аппетитный. Скажите, какой кусок вы выбрали бы себе (из середины или с краю, большой или маленький, с украшением или без и пр.)? (Данные подсказки желательно не использовать, предоставляя детям возможность самим дать описанием желаемого.) Сейчас займите столько места на ковре, сколько пирога вы хотели бы съесть. Почему вы выбрали именно это место? Каждому ли достался именно такой кусочек, о котором он мечтал? Всем ли удобно на ваших местах, почему? Что нужно сделать, чтобы стало удобнее? Расскажите, почему вы достойны самого большого и вкусного куска?

В основе методики лежит архетипический стимул «еда», который актуализирует у ребенка оппозиционную позицию «я — другие», так как предполагает обращение к витальной потребности и ее ограниченному ресурсу. Такое противопоставление дает возможность описать состояние психологических границ у детей в интерперсональном пространстве, то есть в ситуации необходимости учета границ «Я» другого человека. Во время проведения методики необходимо зарисовать схему расположения детей на ковре, отмечая размер занимаемого места, зафиксировать эмоциональные и поведенческие реакции детей на задание и вопросы.

Примеры

Благодаря описанному диагностическому инструментарию, можно охарактеризовать специфику психологических границ у детей 2–10 лет. Для удобства можно воспользоваться таблицами наблюдений (см. приложение 1 в Личном кабинете), отмечая выраженность той или иной характеристики психологических границ. Описанные методики имеют большую практическую ценность, поскольку их можно использовать в коррекционной и развивающей работе, помня одну из основных функций психологических границ в возрасте 2–10 лет — поддержание необходимого уровня адаптации к условиям окружающей среды.

Рассмотрим, как можно использовать описанные методики в практической работе.

- Мальчик, 7 лет. Родители и педагоги жалуются, что он никому не может отказать, соглашается на любое действие, даже то, которое заведомо принесет ему неприятности, никогда не заявляет о своих желаниях, руководствуется чужим мнением. Интеллектуально мальчик очень развит, начитан, воспитан. В результате исследования выяснилось, что он не чувствует своих психологических границ, что выражалось в неумении сказать «нет», отказаться от предложенных «шалостей». Была проведена психологическая работа, после которой мальчик стал прислушиваться к себе, заявлять о своих желаниях.

- Девочка, 9 лет. Учителя и родители отмечали некоторые особенности поведения, в частности сильное сопротивление всему новому (отказывалась пересесть на новое место в классе, надевать новую одежду, утверждая, что она неудобная, и пр.). Мир делит на «черное и белое» без оттенков, дружит только с одной девочкой, не предпринимая попыток наладить контакт с остальными одноклассниками, при том что в классе достаточно благополучная атмосфера. Отказывается принимать участие в общеклассных мероприятиях (экскурсии, чаепития), хотя очень хочет этого и пр. Девочка способная, успешно обучается, понимает «нелепость своей позиции, но ничего не может с собой сделать» (по ее словам). Во время участия в исследовании выяснилось, что психологические границы у нее очень жесткие, закрытые, она не умеет изменять их состояние в соответствии с условиями среды. Была проведена специальная работа, в ходе которой девочка училась видеть различные варианты поведения и выбирать наиболее оптимальный и комфортный для нее.

- Мальчик, 4 года. Воспитатели и родители отмечают высокий уровень вербальной агрессии по самому незначительному поводу (кто-то посмотрел, случайно задел, потрогал его игрушку или одежду). Мальчик сообразительный, веселый, дружелюбный, всегда после своих «срывов» просит прощения у обиженного. В результате проведенной диагностики выяснилось, что это единственный знакомый ему способ защиты границ «Я», отмечена также их узость. На основании полученных данных была проведена психологическая работа, позволившая мальчику научиться более адекватным способам защиты границ «Я», а также укрепить представление о собственных границах.

Диагностика состояния психологических границ

Описание методик и критерии наблюдения

Приложение

Примерные критерии описания границ Я у детей 2–10 лет

Категория наблюдения Критерии описания

Контроль психологических границ – способность
к статичному положению границ Я, обеспечивающая сохранность «чувства Я»

- Способность удерживать границы закрытыми, пресекать любые попытки изменить знак эмоции, нарушить психологическое благополучие.
- Границы контролируются (лишних гостей не пропускают), т.е. избегает вторжения других людей, старается избежать контакта.
- Границы контролируются слабо (кому-то разрешено «шалить» и нарушать спокойствие хозяина дома).
- Границы не контролируются (любое воздействие выводит хозяина дома из равновесия).
- Умение контролировать свое пространство: каким образом дети удерживают границы закрытыми, жесткими.
- Возможности развития контроля границ Я (осваивает новые способы контроля или придерживается привычных)

Регуляция психологических границ – способность  изменения пространственной составляющей изучаемого феномена, обеспечивающая взаимодействие
с окружающей средой

- С трудом «соседствует» с чужим мнением, границами, физическим пространством.
- Достаточно просто и легко осваивается с чужим мнением, соседством.
- Легко и безболезненно осваивается с чужим мнением, приспосабливается
- Не меняет мнения при наличии другого.
- Меняет мнение, но старается учесть свою точку зрения.
- Легко отказывается от своего мнения.
- Границы статичны (гостей нет или только один).
- Границы средне «растяжимы» (2–3 человека).
- Границы очень широкие (4 и более человек в гостях).
- Границы регулируются (т.е. изменяют свою пространственную характеристику: шире, уже и пр.) самостоятельно.
- Границы регулируются только в критических ситуациях самостоятельно.
- Границы не регулируются самостоятельно, регулируются только с помощью взрослого.
- Границы не регулируются самостоятельно, только с помощью другого ребенка.
- Гостям позволяют делать все, что они захотят.
- Защищает только наиболее значимые области.
- Защищает все свое пространство.
- Хозяин дома принимает на себя ответственность за досуг гостей.
- Гости сами выбирают занятия у хозяина.
- Реакция гостей на предложения хозяина отрицательная /положительная / нейтральная.
- Как регулирует границы, чтобы обрести благополучие: физически (отодвигается и пр.), вербально (просит отодвинуться и пр.), активно-пассивно, агрессивно-мягко, с помощью взрослого – самостоятельно.
- Умение регулировать свои границы: каким образом дети делают границы гибкими, проницаемыми, открытыми.
- Возможности развития регуляции границ Я (осваивает ли ребенок новые возможности регуляции границ или придерживается привычных)

Активность психологических границ – способность выходить
за пределы собственных границ

- Границы самостоятельны, активны, сам инициирует какие-либо адаптивные действия.
- Границы стереотипны, пассивны, действия повторяются за авторитетом.
- Нарушение чужих границ без разрешения.
- Остановка перед чужими границами.
- Спросить разрешения, чтобы нарушить границы.
- Умение проявлять активность: каким образом дети делают свои границы активными, за счет чего (ждет указаний от взрослых/сверстников, ждет изменения внешней ситуации, сам инициирует свои действия)

Осознанность и «чувствование» психологических границ

- Понимание границ есть.
- Понимания границ нет.
- Чувствование границ есть.
- Чувствования границ нет.
- Чувствует наличие границ у других.
- Не чувствует наличия границ у других

Способы защиты границ Я

- Реакция хозяина на нарушение правил: директивно запрещает, мягко уговаривает, допускает и исправляет (приводит в порядок дом).
- Реакция хозяина в проблемных ситуациях: нарушение чужих границ (обзывательство, выраженная агрессия и пр.), защита собственных (призыв действовать по правилам, выражение собственных чувств к происходящему, поиск помощи, чтобы решить ситуацию), попустительство (делайте, что хотите, я потом все сам приведу в порядок).
- Защита границ: активная/пассивная, вербальная/физическая, агрессивная/конструктивная и пр.
- Предпочитаемые способы защиты границ от близкого человека: физические/вербальные, активные/пассивные и пр.
- Предпочитаемые способы защиты границ от знакомого человека: физические/вербальные, активные/пассивные и пр.
- Предпочитаемые способы защиты границ от незнакомца: физические/вербальные, активные/пассивные и пр.
- Уникальность способов защиты, нарушений и пр. границ своих и чужих (неповторимые способы, отличающиеся от других, не копирует способы поведения других детей).
- Способы защиты, нарушения границ своих и чужих стереотипны.
- Умение защищать свое пространство: каким образом дети отстаивают свои интересы.
- Возможности развития защиты границ Я (осваивает новые способы защиты границ Я или придерживается старых)

Описание сущности феномена границ Я у детей 2–10 лет

- Знак эмоции при прослушивании задания.
- Знак эмоции при выполнении задания.
- Знак эмоции после выполнения задания.
- Протяженность границ во времени: настоящее, будущее, прошлое.
- Знак эмоций при нарушении чужих границ (на словах и в действии).
- Знак эмоций при нарушении собственных границ (на словах и в действии).
- Негативная реакция на вторжение.
- Положительная реакция на вторжение.
- Нейтральная реакция на вторжение.
- Символы границ тяжелые (камни, кирпичи, стулья, столы и пр.).
- Символы границ легкие, прозрачные, «символические» (пуговицы, уголки дома между ними – невидимая граница и пр.).
- Символы границ аморфные (ткань, нитки и пр.).
- Отводит много места в физическом мире.
- Отводит мало места в физическом мире.
- Отводит среднее количества места в физическом мире.
- Границы целенаправленны (ребенок первоначально обдумывает свой план действий).
- Границы стихийны (берет материалы, что-то делает, а потом задумывается о цели действий).
- Границы учитывают условия реальности (спрашивает мнения у других детей, разрешения, договаривается и пр.).
- Реакция на действия близкого человека: позволяет нарушать все области суверенности / не позволяет совершать каких-либо действий.
- Реакция на действия знакомого человека: позволяет нарушать все области суверенности / не позволяет совершать каких-либо действий.
- Реакция на действия незнакомца: позволяет нарушать все области суверенности / не позволяет совершать каких-либо действий.
- Что входит в понятие «мое».
- Физическое размещение: в центре, с краю, посередине, ближе к друзьям

Границы Я
во взаимодействии

- Забота о собственных границах: воздействие на других (физическое, вербальное и пр.) – воздействие на себя (смириться, не обращать внимания, успокоиться, сжаться и пр.).
- Признаки, по которым ребенок понимает, что ему неудобно: тесно физически, рядом находится кто-то неприятный, далеко от друзей/взрослого.
- Описание собственных границ: мне сейчас удобно, потому что…
- Обоснование важности сохранности собственных границ (я – хороший, потому что…): самодостаточность, ориентация на других, обладание материальным, социальные или учебные успехи и пр.
- Поведение во время игры: независимое, самостоятельное – копирует, повторяет, уверенное/неуверенное.
- Ответы на вопросы: независимые, частично услышанные, повторенные за авторитетом/другом.
- Реакция на возможное (предполагаемое) нарушение границ (новое задание): страх, отказ, радость, удивление и пр.
- Выполнение задания: медленно/быстро, самостоятельно – с помощью эмоциональной поддержки; независимо – копируя авторитетное лицо – слушаясь любого.
- Осознание личного пространства (требуется ли для поддержания благополучия «тайное» место, одинокое).
- Наличие возможности контролировать нахождение других людей в личном пространстве (может ли ребенок и каким образом контролировать людей, находящихся в его пространстве).
- Количество взрослых – регуляторов поведения (количество «моралей»).
- Ощущение своей уместности в мире (наличие своего места).
- Желания четкие, осознанные.
- Желания стереотипны, скопированы с других детей.
- Желания смутные, ребенок с трудом понимает, чего и каким образом он хочет достичь.
- Есть ли преграды на пути исполнения желаний /решений.
- Широта жизненного пространства (сколько сфер жизни есть у ребенка).
- Степень принятия сфер жизни как своих (сад – мой/не мой, дом мой/не мой и пр.).
- Степень заселенности пространства (сколько значимых людей ребенок впускает в свои границы).
- Самостоятельное принятие решений.

Психологические границы детей.
Диагностика.

Ольга СИЛИНА,
психолог, Москва

Читайте также:
Зачем нужны психологические границы?
Психологическая помощь детям из семей алкоголиков.
СТАТЬИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Дыхание и релаксация

В настоящее время дыхательные упражнения широко используются в различных антистрессовых…

Управление временем

Современный специалист - менеджер, врач, педагог и др., - чтобы добиться успеха, должен…

Главные ошибки общения

Непонимание может встречаться даже среди самых близких людей. Это неизбежно, ведь не…

Топ-лист мужских заблуждений о сексе

В предыдущей статье мы рассматривали женские заблуждения в области психологии секса,…