Пт12092016

Обновление09:33:56

Психологическое сопровождение летнего отдыха детей

Летний отдых

Психологическое сопровождение летнего отдыха детей.

Рекомендации для педагогов-психологов и руководителей детских оздоровительных лагерей

Зачем в летнем лагере нужны воспитатели, педагог-организатор и вожатые — понятно всем: они организуют воспитательно-развлекательный процесс для отдыхающих от школьных волнений детей, следят за их здоровьем и самочувствием. Это всегда нужно и полезно, как хлеб к обеду. А зачем нужны психологи в летних оздоровительных лагерях? Этот вопрос наверняка волнует и родителей, и педагогов. Ведь психолог, если продолжить пример с обедом, воспринимается как некое экзотическое блюдо, что-то вроде французского круассана. В принципе, можно бы обойтись и без него, но, раз попробовав, от такого десерта трудно отказаться.

Давайте разберемся, что же делает психолог на летних площадках и в детских лагерях отдыха? Тесты, направленные на изучение интеллектуального развития и познавательных функций, здесь неуместны, да и родители отправили детей для отдыха и развлечений, а не для того, чтобы их обследовал профессиональный психолог. Тем более что любое психологическое обследование должно проводиться только с разрешения родителей, а в некоторых случаях лишь в их присутствии.

И между тем если лагерь загородного типа, то все более или менее понятно. Психолог помогает детям познакомиться друг с другом, адаптироваться в новых условиях, вдали от родных и друзей. В случае необходимости может провести тренинг на сплочение и изучить ожидания детей от отдыха. Здесь с большим успехом можно использовать все формы работы: кинотерапию, арт-терапию, фототерапию, музыкотерапию и танцевальную терапию, различные визуализации, лишь бы было желание со стороны детей, да и самого психолога. Для педагогов и вожатых будут весьма полезны мастер-классы и семинары с изучением психологических особенностей детей разного возраста...

А что делать психологу на летних площадках, организованных на базе обычных образовательных школ или учреждений дополнительного образования? Главное отличие от загородного отдыха: время на общение с детьми ограничено, ведь они приходят сюда лишь на несколько часов в день, а мероприятий намечается много. Все же и в ситуации цейтнота нашу работу можно организовать достаточно эффективно, и психологическое сопровождение летнего лагеря будет полезным и плодотворным.

День 1-й. ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!

Итак, с чего начать? Конечно же, со знакомства! Нам предстоит познакомиться с начальником лагеря, организатором, медицинским персоналом и воспитателями. Для удобства рекомендуем завести рабочую тетрадь, куда записывается вся полученная информация. Как зовут воспитателей и вожатых, можно узнать у начальника лагеря, дабы сразу же начать обращаться по именам. Себе же можно сделать бейджик, чтобы и к вам могли обратиться по имени-отчеству.

Пришло время определиться с графиком вашей работы. Если вы работаете на одну ставку, то ваши практические часы, то есть 18, делятся на 5 рабочих дней и высчитывается время, которое вы отводите для общения с детьми и взрослыми. Остальное время, методическое, предназначено для оформления полученных данных, обработку анкет, написание аналитического отчета.

А теперь самое главное — необходимо определиться с целями и задачами нашего участия в жизни

Цель: формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического развития.

Задачи

1. Осознание ребенком ценности и уникальности своих способностей и возможностей.

2. Осознание ребенком ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса, национальности.

3. Формирование у ребенка умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.

4. Осознание ребенком своей «внутренней силы» и овладение механизмом самопомощи.

Работа с детьми строится на основе выделенных задач по нескольким направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое.

Диагностика

1. Изучение ожиданий детей от отдыха в лагере.

2. Проективная методика «Несуществующее животное» для изучения уровня самооценки и тревожности детей.

Однако данную методику лучше проводить с теми детьми, которые нуждаются в индивидуальном подходе.

3. Изучение межличностных отношений в начале и в конце смены.

4. Изучение эмоционально-психологического климата в отрядах.

5. Изучение эмоционального состояния детей.

6. Изучение интересов детей.

7. Получение мнений детей по поводу отдыха и проводимых мероприятий.

Коррекционно-развивающее направление

Здесь вариантов может быть несколько: по итогам диагностики формируются группы детей, с которыми проводятся развивающие занятия, либо занятия проводятся для всего отряда, это могут быть тренинги для сплочения или психологические игры, например «Пираты Карибского моря». В ситуации, когда на улице льет дождь и намеченные мероприятия срываются, можно использовать кинотерапию, устроить совместный просмотр фильма, требующего психологического анализа.

Внимание! Очень важно учитывать возраст детей для выбора фильма и формирования групп! (С дошкольниками и детьми в возрасте до 9 лет можно посмотреть фильм «Внимание, черепа- ха!», с 10 до 12 лет — «Чучело», а с подростками хорошо бы посмотреть фильм «Куколка».)

Профилактическое направление заключается в беседах и консультациях с отрядными воспитателями, родителями, возможно проведение психологических акций.

Ожидание результатов от нашей работы

1. Осознание детьми собственных способностей и возможностей.

2. Осознание детьми ценности и уникальности Другого.

3. Активизация у детей личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость: позитивное самоотношение, навыки самоконтроля, стремление быть с людьми и сопереживать им.

4. Обогащение опыта ребенка разными конструктивными способами преодоления трудностей.

5. Оказание социальной поддержки в диадах «взрослый–ребенок», «ребенок–ребенок».

День 2-й. Свистать всех наверх!

Неплохо бы познакомиться с педагогическим коллективом. Лучше всего это сделать на утренней летучке либо в тихий час. Можно организовать игру на знакомство, чтобы вам было легче всех запомнить, а затем кратко познакомить педагогов с психологическими особенностями детей разного возраста, дать рекомендации для работы с ними.

Упражнение «Улыбка»

Необходимо по кругу передать улыбку. Это упражнение снимает нервно-психическое напряжение, разряжает обстановку.

Упражнение «Знакомство»

Каждый педагог по очереди произносит свое имя и на первую букву имени придумывает качество характера, которое может как-то охарактеризовать его. Например, Анна — артистичная, Мария — милая.

Пришло время для рекомендаций по работе с детьми (см. приложение). Общение с вожатыми лучше проводить во время тихого часа. Мастер-класс для девушек-вожатых также включает небольшую лекцию о возрастных особенностях и рекомендации для работы с их подопечными, определяется время для индивидуальных консультаций, которые могут потребоваться вожатым. В этот день можно начать знакомство с первым отрядом.

Схема моей работы следующая: в течение дня я наблюдаю за одним отрядом: готовлю список детей, уточняю возраст, количество девочек и мальчиков, уровень знакомства детей. Если отряд сборный и дети друг с другом не знакомы, провожу игры на знакомство.

Игра «Снежный ком»

Цель: познакомить детей друг с другом. Один человек называет свое имя, второй называет имя предыдущего ребенка и свое. Третий называет два предыдущих имени и добавляет свое. Последний игрок называет все имена по кругу.

Игра «Ты и твое имя»

Цели: развить самостоятельность, творческий подход к выполнению задания, потренироваться в самооценке и самопрезентации.

— Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем вертикально ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5–10 минут, чтобы написать против каждой буквы качество характера, которое вы в себе знаете и цените.

Пример: М — мечтать (умею) И — интеллигентность Х — харизма А — активная позиция в коммуникации И — интеллект Л — любовь к жизни

Упражнение «Десять секунд»

Цели: снизить тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду. Помочь участникам лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении. Способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

— Сейчас вы будете спонтанно двигаться по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их за 10 секунд. Каждое из заданий выполняется с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам будет необходимо найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в причес ке есть определенные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в одиночестве. В конце концов, абсолютно понятно, что если цвет ваших волос или их длина отличны от цвета и длины волос других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И именно потому, что мы разные, мир так разнообразен и интересен.

Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем. Распределитесь на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! 1, 2, 3 … 10. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех есть часы на руке. А в этой группе все счастливчики, да? Что значит «почему»? Потому что счастливые часов не наблюдают. Продолжаем ходьбу! Распределитесь по стилю обуви!

  • По длине волос.
  • По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.
  • По любимому занятию в свободное время.
  • По цвету брюк и юбок.
  • По цвету глаз.
  • По настроению, которое вы сейчас испытываете.

Участники делятся впечатлениями от игры.

— Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы, в гордом одиночестве, то есть было оно гордым или каким-то абсолютно иным? Попытайтесь вспомнить, кто был в вашей подгруппе, когда вы объединялись по сходству биографических данных или общности интересов. Назовите тех, кого запомнили.

А затем я задаю детям несколько вопросов из ознакомительных анкет. Они отвечают письменно на отдельных листочках либо в готовых бланках.

Анкета № 1. «Изучение ожиданий от отдыха»

Мои ожидания

1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Ты в первый раз в этом лагере?
4. Чего ты ждешь от отдыха?
5. Тебе будет скучно, если в отряде будут проводиться…?
6. Ты будешь протестовать, если тебя заставят…?
7. Если бы ты был начальником лагеря, что бы добавил в жизнь лагеря?

Анкета № 2. Изучение интересов детей

Мои интересы

Я люблю заниматься: (отметь только те пункты, которые тебе действительно нравятся) 1. Техническим творчеством
2. Литературным творчеством (придумывать рассказы, сказки, стихи)
3. Художественной самодеятельностью (танцы, пение, театральные постановки) 4. Журналистикой (брать интервью, писать заметки в газету)
5. Спортом (играть в спортивные и военизированные игры, «Веселые старты», эстафеты)
6. Рукоделием (бисероплетение, вышивание, вязание и др.)
7. Художественными  ремеслами (резьба по дереву, выжигание)
8. Уходом за животными
9. Уходом за растениями
10. Туризмом
11. Занятиями с младшими детьми
12. Просто чтением
13. Интеллектуальными играми
14. Рисованием

Анкета № 3. Изучение межличностных отношений в отряде

Ответь на вопросы, но это секрет, поэтому вслух ничьи имена называть нельзя.

1. С кем из ребят своего отряда ты хотел бы дежурить? 2. С кем не хотел бы и почему? 3. Кого из ребят своего отряда ты пригласил бы на свой день рождения? 4. Кого не пригласил бы и почему?

Оставшееся время я посвящаю наблюдению за детьми, общаюсь с ними, изучаю, как взаимодействуют с детьми вожатые и воспитатели. Полученную информацию обрабатываю в тот же день, так удобнее: и в собранной информации не утонешь плюс полученные результаты помогут выработать дальнейшую стратегию работы.

День 3-й. Медицина нам поможет!

Пришло время познакомиться поближе с медицинским персоналом. Принимая детей в лагерь, медицинский работник уточняет состояние здоровья ребенка. А еще, как известно, детей в начале и в конце смены обычно взвешивают. Что нам, как психологам, может дать эта информация? Очень многое! С помощью незначительных на первый взгляд сведений мы можем почерпнуть полезную информацию о психофизиологическом состоянии детей, об их адаптационных механизмах, уровне развития, социальных условиях… Впрочем, обо всем по порядку.

Психическое здоровье — это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.

Критерии оценки психического здоровья

1. Соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций — внешним раздражителям, значению жизненных событий.

2. Адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности.

3. Адаптивность в микросоциальных отношениях.

4. Способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении.

А теперь попробуем разобраться в термине «здоровье». Здоровье (норма) является условным и объективно устанавливается врачами различных специальностей на основе антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей.

При этом педагогам нередко приходится сталкиваться с противоречивыми фактами, с одной стороны, плохого самочувствия, снижения познавательной активности и настроения у детей, не имеющих медицинских проблем, а с другой стороны, с показателями хорошего самочувствия, познавательной активности, настроения при наличии у ребенка хронических заболеваний.

Уровень здоровья любого дошкольника или школьника свидетельствует о широте биосоциальных адаптивных возможностей его организма. Социальное благополучие ребенка зависит от способности его организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям жизни и сохранять надежную устойчивость к воздействию неблагоприятных природных и социальных факторов. Уровень здоровья ребенка, отражающий возможность адаптации организма к окружающей среде, определяется по группе здоровья.

Медицина выделяет четыре группы здоровья, но профессор психогигиены Уральского государственного педагогического университета Василий Иванович Яковлев, у которого мы учились педиатрии, рекомендовал выделить пятую группу здоровья для детей. Его классификация следующая:

1-я группа здоровья — у ребенка отсутствуют хронические заболевания, он не болел или редко болел в предшествующий год, имеет нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервнопсихическое развитие.

2-я группа — у ребенка нет хронического заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические отклонения, он часто или длительно болеет.

3-я группа — у ребенка имеется хроническое заболевание или врожденная патология в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего физического состояния и самочувствия.

4-я группа — у ребенка имеется хроническое заболевание или врожденный порок развития в состоянии субкомпенсации, с нарушением общего физического состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом выздоровления после острых заболеваний.

5-я группа — у ребенка тяжелое хроническое заболевание со значительно сниженным потенциалом функциональных возможностей организма.

Физическое развитие является одним из важнейших показателей здоровья детей. В начале исследования изучаем уровень здоровья детей. С помощью медицинского работника определяем группы здоровья ребят, отдыхающих в летнем лагере. Высчитываем проценты имеющих ту или иную группу здоровья. Это даст нам возможность выдвинуть гипотезу об адаптации детей. Чем выше уровень здоровья, тем легче адаптируется ребенок в новых условиях. А затем изучаем физическое развитие каждого ребенка. Состояние здоровья и физическое развитие взаимосвязаны и должны изучаться и оцениваться в комплексе.

Внимание! Для себя вы можете составить таблицу, где будете отмечать данные по каждому ребенку, это даст вам более полную картину. Однако в отчетах мы не фиксируем ни имен, ни фамилий, все данные обозначаются лишь в количественных и процентных соотношениях.

Не секрет, что физическое развитие является одним из важных показателей здоровья ребенка. Индивидуальная оценка физического развития детей проводится по региональным возрастным стандартам физического развития. Масса тела находится в тесной связи с ростом ребенка и является одним из ведущих показателей физического развития растущего, развивающегося детского организма. В летнем лагере в начале и в конце смены медицинский работник обязательно взвешивает детей. Убеждена, что и в этом вопросе необходим индивидуальный подход. Например, у Маши вес первоначально был выше нормы, а за смену она набирает еще пару-тройку килограммов, разве это принесет пользу ее здоровью? А Витя пришел с недостаточным весом, а за смену набрал недостающие килограммы, согласитесь, это резко меняет дело.

Дни 4, 5, 6, 7-й.

Продолжаем наблюдение!

Эти дни мы полностью посвящаем знакомству и анкетированию отрядов, а также обработке результатов, индивидуальным консультациям для вожатых, педагогов или детей. В эти дни можно изучить мнение родителей, их ожидания от детского отдыха.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Лето — ответственная пора в жизни ребенка для его отдыха и развития: физического, душевного, умственного. Каждый ребенок уникален, не- повторим. Этим он и интересен. Мы хотели бы, чтобы каждый ребенок уверенно чувствовал себя в коллективе, с уважением относился к другим, к самому себе, сохранил свою неповторимость. Чтобы учесть Ваше мнение и пожелания, мы просим ответить на следующие вопросы:

1. Фамилия, имя ребенка, возраст, место жительства.

2. Какие особенности здоровья Вашего ребенка мы должны учесть?

3. Каковы особенности поведения, психологии Вашего ребенка?

4. Просим сообщить круг интересов ребенка.

5. Чего Вы ждете от лагеря, каковы Ваши пожелания к организации жизни в нем?

День 8-й. Как дела?

Пришло время собрать информацию об эмоционально-психологическом климате в детских коллективах. В течение дня вы обходите каждый отряд и проводите диагностику, а затем обрабатываете полученную информацию.

С этого дня вы можете попробовать провести во время тихого часа визуализации в каждом из отрядов. По одному отряду в день будет достаточно. Для этого вам потребуется музыка для релаксации и текст визуализаций (для каждого возраста свой). Можно собрать вожатых и поговорить с ними о тех трудностях, с которыми они сталкиваются в работе с детьми. (Тексты визуализацйи включены в приложение к данной статье.)

Дни 9, 10, 11-й. Пираты карибского моря

Каждый день мы начинаем с утреннего обхода всех групп, общения с воспитателями и детьми. И приглашаем отряды на тренинг сплочения. Главное — договориться заранее с педагогом-организатором, чтобы тренинг включили в план. В день вы можете провести 1–2 тренинга по 1 часу. .

День 12-й. Педагоги тоже люди!

Обязательный утренний обход по отрядам. Общение с «трудными» детьми. Можно пригласить на индивидуальную беседу ребенка, с которым у педагога не складываются позитивные отношения. Для установления контакта провести проективную методику «Несуществующее животное». Лучше, если вы сможете проанализировать рисунок по памяти. Это вносит элемент загадочности в образ психолога, который по одному лишь рисунку может рассказать о характере человека. Данный прием располагает к себе любого ребенка. Беседа не должна носить назидательный характер или, что еще хуже, стать неким элементом наказания: «Будешь плохо себя вести — пойдешь к психологу!» Главное — постараться понять ребенка, узнать, как он себя чувствует в отряде, что его беспокоит, как он оценивает себя, свои поступки.

Пора обратить внимание на педагогический состав. К этому моменту у многих воспитателей начинается эмоциональное выгорание. Необходима некоторая психологическая разгрузка, глоток свежего воздуха. Предлагаю побеседовать с педагогами об их самочувствии, настроении, о том, что их может освежить, что поможет восстановить силы. Эффективны в этом случае упражнение «Коктейль удовольствия» и визуализация «Встреча с внутренним ребенком».

Внимание! Для визуализации необходимы коврики, на которые педагоги ложатся. Расслабиться сидя удается далеко не всем, должного эффекта в этом положении достичь не удается. Нам нужная тихая, приятная музыка плюс текст визуализации.

Упражнение «Коктейль удовольствия» (см. в приложении).

Визуализация «Встреча с внутренним ребенком» (см. в приложении).

Дни 13, 14, 15-й. Кинотерапия

Утренний обход отрядов, общение с педагогами. Если позволяет график, вы можете организовать кинотерапию. Распределить просмотр фильмов по дням, возрастам и отрядам. В первый день, например, младший отряд смотрит свой фильм, а затем вы вместе с детьми обсуждаете увиденное, во второй день вы обсуждаете другой фильм с более старшими отрядами и т.д. Если фильмы посмотреть не удастся — не беда. Продолжайте наблюдение за отрядами, готовьтесь к завершающему анкетированию.

День . 16-й. А напоследок я скажу…

Заключительная анкета. Собираем информацию по отрядам, проводим анкетирование, получаем обратную связь от детей.

Заключительная анкета

1. Тебе понравилось в лагере?

2. Какие мероприятия особенно запомнились?

3. Что тебе не очень понравилось?

4. Какую отметку ты поставил бы себе за активность в жизни лагеря (по 5-балльной системе)?

5. Какую отметку за работу ты поставил бы взрослым?

6. Что тебе дал отдых в лагере, чему ты научился, что приобрел?

Повторное изучение межличностных отношений в отрядах.
Повторное изучение эмоционально-психологического климата в отрядах.

В этот день подводим итоги совместно с медицинским работником. Начинаем подготовку к аналитическому отчету.

День 17-й. Время собирать камни!

Готовим аналитический отчет. Оформляем результаты, анализируем полученные данные. Лучше, если отчет о своей работе по каждому дню вы оформите в папку с файлами. Для большей надежности можно приложить электронную версию аналитического отчета на диске.

День 18-й. Прощайте, друзья!

Вот и пришло время сдавать отчет администрации лагеря и подводить итоги своей работы. Кстати, в этот день обязательно проводится заключительный концерт, где вы можете понаблюдать за сплоченными отрядами, за отдохнувшими, загоревшими и счастливыми детьми. Желаем и вам приятного отдыха и удачи в профессиональной деятельности!

Скачать приложения


Лариса ТОПОРКОВА
педагог-психолог МКОУ ГО «Заречный ЦППРиК»,
г. Заречный, Свердловская область

Источник:
"Школьный психолог"
№5 (май) 2013 год

Психологическое сопровождение летнего отдыха детей.

Читайте также:
Игры и конкурсы в летнем лагере.
Диагностика, анкеты, тесты в летнем лагере.
Летний лагерь, каникулы - подборка материалов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как просить и получить прощение

Как получить прощение и восстановить хорошие отношения, даже если ошибку уже нельзя…

Работа с учащимися с несформированностью учебных навыков

Несформированность учебных навыков — это комплексная психологопедагогическая проблема. В…

Язык жестов важнее слов

Уже давно ни для кого не секрет, что наше тело само может выдать какие-либо тайны и…

Что такое хорошо и что такое плохо...

Мы не знаем, насколько осведомлен был в вопросах детской психологии В. В. Маяковский, но…