Психологическое сопровождение педагогов на этапе подготовки к работе по ФГОС



Я хотела бы представить вашему вниманию опыт своей работы по подготовке педагогов нашей школы к реализации ФГОС. Нам эта работа представляется наиболее важной и актуальной для нашего учреждения еще и потому, что переход на новые стандарты является не единственной инновацией в нашей школе. Нам удалось открыть на базе школы профильную группу химико-биологического направления, несмотря на удаленность школы от центра города. В 2011/2012 учебном году школа получила статус экспериментальной площадки по созданию организационнопедагогических условий становления личности и социализации обучающихся 2-й и 3-й ступеней в условиях специализированного (кадетского) класса. Поэтому обеспечение готовности педагогов к реализации инноваций — одно из приоритетных направлений развития школы и необходимое условие эффективности образовательного процесса. Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, — это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения. Невольно возникает вопрос: «Разве только психолог осуществляет подготовку такого рода?» Ответ прост: не только психолог. Но важно помнить, что инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности. Важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-то изменять в своей работе.

Компоненты готовности

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельностивсего коллектива школы, а также его способностивыявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности — наличие мотива включения в эту деятельность.

Вторая составляющая — комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.

Третий компонент — совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, то есть компетентность в области педагогических инноваций. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях — важнейшее качество профессионального педагога, без которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.

Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность рефлексивно-аналитических и деятельностно-практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности — целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и деятельностного компонентов.

Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческая активность.

Работа над проектом

В рамках комплексного введения ФГОС в школе осуществлялся проект «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС».

Задачи проекта:

  • определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;
  • выявление причин неготовности педагогов к введению ФГОС;
  • составление перечня изменений, которые следует провести в системе научно-методического и психологического сопровождения педагогов школы в связи с введением ФГОС;
  • разработка программы научно-методического и психологического сопровождения процесса введения ФГОС.

Информационно-аналитический этап проекта ставил своей целью первичную подготовку педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС: изучение тематической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий.

Содержанием работы на диагностическом этапе явилась разработка критериев готовности педагогов к введению ФГОС, а также создание диагностической карты «Уровень готовности педагогов к введению ФГОС».

Цели диагностического этапа:

  • определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС;
  • формирование мотивационного компонента готовности педагогов.

Педагогам было предложено заполнить карту, чтобы оценить уровень своей готовности, а также составить перечень затруднений.

Диагностическая карта «критерии готовности педагога к введению ФГОС»

Уважаемые педагоги, просим вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком «+» те критерии, которые соответствуют степени вашей готовности к введению ФГОС.

Результаты диагностики

Диагностический этап не только выявил ряд трудностей, препятствующих эффективности процесса введения ФГОС в школе, но и явился сильным мотивирующим фактором для саморазвития учителей.

Диагностика готовности учителей начальных классов к введению ФГОС выявила проблемы:

— низкий уровень когнитивной готовности педагогов по причине их поверхностного знакомства с новыми нормативными документами (только 20% педагогов показали высокий уровень когнитивной готовности),

— средний уровень мотивации педагогов к введению ФГОС по причине предпочтения стереотипных стратегий деятельности (40% педагогов показали высокий уровень мотивационной готовности).

80% педагогов, принявших участие в анкетировании, имеют педагогический стаж более 21 года. Это означает, что внедрение нового стандарта осуществляют в основном учителя возрастной группы 45–50 лет. По законам андрагогики, учителя со стажем не всегда понимают целесообразность применения инновационных технологий, если могут достичь результата привычными способами. Кроме того, по данным анкетирования, 60% педагогов не принимали участия в конкурсах профессионального мастерства, не были соискателями грантов, не участвовали в ПНПО.

Мы разработали комплекс мероприятий, включающий:

  • проблемные курсы,
  • самообразование педагогов,
  • психологическую поддержку инновационной деятельности,
  • развитие психологической готовности педагогов к инновационной деятельности.

Мы определили сроки прохождения педагогами проблемных курсов, разработали программы научно-методической и психологической поддержки инновационной деятельности.

Были разработаны: программа тренинга для педагогов по развитию психологической готовности к инновационной деятельности; модель взаимодействия педагога и психолога при диагностике УУД.

При реализации программы по развитию психологической готовности к инновациям у педагогов формируются внутренняя позиция, проявление особого интереса к новому, мотивационная готовность к восприятию инноваций, коммуникабельность, корпоративность, креативность, толерантность, умение работать с информацией.

Критерии Самооценка педагога Оценка эксперта

Когнитивный аспект

Понимание роли и значения введения ФГОС в современной школе

Знание основных документов, связанных с введением ФГОС:

Национальная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании
Понимание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС

Мотивационный аспект

Понимание значения ФГОС для современного образования
Участие в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС
Участие в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем
Настойчивость в преодолении затруднений
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя

Личностный аспект

Умение выстраивать субъект-субъектные отношения
Демократический стиль общения с обучающимися
Индивидуальный подход к обучающимся
Толерантность

Технологический аспект

Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:

элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера
элементов развивающего характера
проблемы (противоречий)
возможности организовать учебное исследование
вариативности

Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:

целеполагания
контроля и оценки
учебного интереса
содержательной рефлексии

Умение организовать учебное исследование:

организовать проектную деятельность обучающихся
предоставлять обучающимся самостоятельность
использовать разные формы организации деятельности (групповая, парная, индивидуальная)
работать с ошибками учеников
предоставлять обучающимся выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т.д.
включать обучающихся в учебный диалог (полилог)

Программа тренинга

Программа была разработана с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на эмоциональное состояние педагогов в условиях ФГОС.

Цель программы: формирование внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС.

Задачи программы:

  • сформировать интерес к новому;
  • способствовать повышению мотивации педагогов к восприятию инноваций;
  • содействовать освоению инноваций в условиях ФГОС во взаимодействии педагогов и психологов.

Условия проведения: программа рассчитана на 7 часов. Тренинги проходят 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 час.

Примечание: я не буду представлять содержание тренинга целиком, остановлюсь лишь на содержании каждого блока и продемонстрирую некоторые упражнения, которые, по мнению педагогов, оказались наиболее интересными, действенными, побуждающими к новой деятельности.

Блок I. Интерес (2 часа)

Цели: формирование положительного отношения к инновации; осознание необходимости инновации в рамках ФГОС; обсуждение ценности и уникальности каждого вне зависимости от возраста и статуса.

Осознанию ценности и уникальности каждого было посвящено одно из занятий первого блока. Предлагаю вашему вниманию одно из упражнений с этого занятия.

Упражнение «Орехи»

Инструкция. Возьмите в руки орех. Рассмотрите его. Обратите внимание на цвет, форму, текстуру, наличие впадин и выпуклостей, рисунок… Постарайтесь заметить все особенности этого ореха. Запомните его. Положите его в тарелку рядом с другими орехами. (В это время орехи перемешиваются втарелке.)

А теперь постарайтесь среди других орехов найти «свой» — тот самый, особенный, который вы долго рассматривали, находили его отличительные особенности.

Вывод: нам предстоит работать с разными детьми, каждый из которых — индивидуальность, каждый уникален вне зависимости от возраста, пола, характера… Постарайтесь в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, откройте это и развивайте в нем то скрытое, о чем он сам не подозревает.

Блок II. Мотивация (2 часа)

Цели: устранение психологических барьеров при внедрении инноваций; формирование мотивации как ресурса работы с учащимися; развитие аналитического компонента в формировании мотивации в условиях ФГОС.

Блок III. Взаимодействие (2 часа)

Цели: развитие профессионально значимых качеств и навыков эффективного взаимодействия; формирование педагогической рефлексии для оценки происходящего; использование вариативных способов взаимодействия педагогов и психологов в условиях ФГОС.

Программа формирования УУД по новым стандартам предусматривает развитие, наряду с личностными и регулятивными, коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию). Развитие навыков конструктивного общения — один из самых актуальных вопросов образовательного учреждения, решаемых психологической службой школы. За осознанием цели следует понимание задач, решение которых приведет педагогический коллектив к желаемому профессиональному росту.

Итоговое занятие. Рефлексия (1 час)

Проведенные тренинги вызвали большую эмоциональную реакцию педагогов. Рефлексия своих действий и действий коллег проходила очень активно. Учителя видели недостатки и достоинства различных способов общения. Активное обсуждение разных методов, способов и педагогических приемов способствовало осмыслению своего способа ведения урока. По окончании тренинга были проведены рефлексивная итоговая диагностика готовности педагогов к введению ФГОС и анализ готовности педагогов к введению ФГОС.

Итоговая диагностика показала средневысокий уровень готовности педагогов к реализации ФГОС по двум показателям: когнитивный и мотивационный аспекты. 80% педагогов нашей школы продемонстрировали когнитивную и мотивационную готовность к реализации ФГОС.

Психологическое сопровождение педагогов на этапе подготовки к работе по ФГОС НОО.


Инна Зверева
педагог-психолог, МБОУ СОШ №51 г. Калуга


Ранее опубликовано:
Роль психолога в работе по внедрению ФГОС.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.