Психология и психотерапия в социальной работе


Педагогическое содержание социальной работы очевидно даже неосведомленному человеку, однако не всякий наблюдатель сможет заметить тесную связь между педагогической и психологической сторонами социальной защиты населения. Психология — наука самостоятельная, но вместе с тем она выступает и как инструментарий педагогической деятельности. Педагог не сможет выполнить свою задачу качественно, если не овладеет психологической теорией и методами психологического анализа ситуаций, явлений, отношений, особенностей личности.

В квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, которые утверждены постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 г., в апреле 1991 г. появилось приложение № 1. Оно дополняло перечень должностей характеристикой «Специалист по социальной работе». Вот его основные позиции:

1. Выявление в курируемом микрорайоне семей или отдельных лиц, нуждающихся в  разного рода помощи, в том числе и психолого-педагогической.
2. Установление причин возникающих трудностей, конфликтных ситуаций и помощь в их разрешении.
3. Оказание помощи в семейном воспитании.
4. Проведение психолого-педагогической и юридической консультаций по вопросам семьи и брака.
5. Осуществление воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, организация их общественной защиты.
6. Участие в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновлению, опеке и попечительству, социальной реабилитации, приютов, молодежных и подростковых центров и клубов.
7. Организация работы по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.

Из этого перечня становится явственно заметным фактическое преобладание психологической составляющей социальной работы. Деятельность специалиста по социальной работе носит организаторский характер и требует сложившихся организаторских навыков от лица, ее исполняющего, и это формальная сторона вопроса. Содержательная же сторона связана со знанием проблем семьи — ее развития, функционирования, брачно-семейных отношений, воспитания детей, организации их досуга, помощи оступившимся вне зависимости от тяжести совершенных им проступков.

Вообще, социальный работник — это специалист, профессионально подготовленный для работы в социуме — в сельской общине, на предприятии, в школе, в больнице, в приюте, в детдоме, исправительном учреждении, в семье. Условие его профессионально грамотной работы — диплом о высшем образовании, призвание — помощь обездоленным. Он психолог не по званию, а по сути. Психологический контекст социальной работы проступает во всех ее проявлениях, отражается в профессиональных правах специалиста социальной сферы. Так, социальный работник имеет следующие права:

  • представлять и защищать интересы клиента в органах законодательной и исполнительной власти;
  • собирать информацию, связанную с нуждами клиента, проводить социологические опросы населения;
  • делать официальные запросы в общественные организации по поводу личных и социальных проблем клиентов;
  • вести пропаганду правильного семейного воспитания;
  • популяризировать опыт социальной работы в средствах массовой информации;
  • участвовать в общественных движениях граждан по решению конкретных социальных проблем.

Нетрудно заметить, что для исполнения всех указанных видов работ социальному работнику требуются как основательные знания в своей среде деятельности, так и аналитические навыки, уверенность в себе, качества бойца, организатора, пропагандиста, агитатора, общественного деятеля, лидера. Он не может и не должен быть серой мышью, бесцветной личностью и обладать исключительно исполнительскими качествами. Социальный работник, лишенный инициативы, энергии, деловитости, напористости, смелости и решительности, не сможет работать эффективно.

Опыт западных стран свидетельствует о том, что один специалист по социальной работе может оказывать помощь лишь небольшому числу семей — от 30 до 50. Как правило, это семьи, живущие недалеко друг от друга, расположенные в радиусе досягаемости социального педагога. В круг таких семей входят молодые семьи (в том числе и школьные, студенческие семьи), неполные, многодетные семьи, семьи инвалидов или с детьми-инвалидами, семьи беженцев, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, наркоманов, алкоголиков, агрессивных личностей, престарелых, одиноких людей, семьи в повторных браках. Их проблемы можно сгруппировать в три основные группы: внутри личностные, внутрисемейные и социальные, связанные с взаимоотношениями с обществом.

Первые две группы проблем почти полностью носят психологический или социально-психологический характер и требуют досконального знания общей, социальной, возрастной, дифференциальной психологии, психологии общения и управления. Третья группа проблем предполагает наличие знания законодательных документов, касающихся семьи, медико-социальных знаний и опыта практического общения с семьей. Последнее же связано с владением коммуникативными навыками. Социальный педагог довольно часто вынужден выступать посредником между членами семьи либо между своими клиентами и официальными учреждениями. Таким образом, специалист по социальной работе с населением определяет приоритеты в своей работе — группы населения, объем и направления помощи, ее характер, сроки оказания.

Среди характеристик, которыми должен обладать социальный работник, ведущее место принадлежит коммуникативным характеристикам. Социальный педагог в семье — это и полевой работник (социальная среда — поле его деятельности), и брокер, и адвокат, и учитель, и помощник, и консультант, и плановик, и администратор, и каждая из ролей требует особых навыков общения, различных способов поведения. Стиль общения зависит и от уровня осуществления деятельности:  одно дело — работа с отдельным клиентом, другое — с группой, третье — с обществом.

Содержание общения зависит от существа решаемой проблемы, ибо клиентами социальной службы становятся люди неблагополучные, незащищенные, нуждающиеся в помощи и поддержке. Таким образом, представителю социальной службы следует разбираться в проблемах политических, социальных, нравственных, экономических, национальных, религиозных, философских. В ходе их обсуждения специалист по социальной работе воздействует на различные стороны личности с целью изменения в нужном направлении ее поведения и сознания.

Всем предыдущим изложением утверждалась мысль о гуманистическом характере работы с семьей, отдельной личностью. Этика социальной деятельности одна — гуманистическая. Ее параметры многократно упоминались на страницах данной книги. Это доверие и доброжелательность, уважение и терпимость, открытость и бескорыстие, милосердие и верность слову, долгу, свобода и любовь. Социальный работник не имеет права:

  • прибегать ко лжи, подлогу, полуправде;
  • вести себя не как должностное, а как частное лицо;
  • игнорировать опыт других коллег, собственные ошибки;
  • предпринимать негуманные действия по отношению к клиентам;
  • использовать результаты исследовательской деятельности против интересов клиентов и обсуждать их в неконфиденциальных условиях;
  • обсуждать случаи из социальной практики с непрофессионалами и без, профессиональных целей;
  • прерывать оказание помощи клиентам без объективных оснований, пользоваться своим должностным положением в личных целях.

В процессе общения специалист по социальной работе первостепенное внимание должен уделять совершенствованию своих коммуникативных умений. Так, в его задачи входит сбор информации. Но это предполагает прежде всего умение не только слушать, но и чувствовать собеседника, читать между строк его рассказа, пользоваться языком мимики, жеста. Бывает, что выражение лица, глаз, отсутствие или наличие улыбки говорят о собеседнике гораздо больше, чем произносимые им слова.

Далее. Информацию нужно уметь интерпретировать. Говорящий может вложить в содержание своих слов одно содержание, а слушающий извлечь совершенно другое. Известно, что говорящий держит в поле зрения только содержание своей речи, слушающий же замечает и способ, стиль ее преподнесения, манеру поведения человека, его реакцию на ситуацию общения. Их волны могут оказаться разными, и тот, кто слушает, не зная индивидуально-типологических особенностей партнера по общению, совершит ошибку в восприятии.

Кроме того, социальный работник— лицо официальное, он — представитель государственной структуры. Его личность должна вызывать и расположение, и доверие. Его союзниками должны стать уверенность в себе, спокойствие, сдержанность в манерах, опыт, знания, эрудиция, выдержка, уважительное отношение к клиенту и стремление ему помочь. Недоверие порождает нежелание сотрудничать, что в корне противоречит предназначению всей социальной службы.

Наконец, социальный работник состоится как специалист, если он будет иметь аналитические способности и будет уметь пользоваться ими. Выработка направлений социальной и семейной политики в стране невозможна без участия социальных служб, самого активного, деятельного и многостороннего. Их работники должны вести социологические исследования, психологические тестирования в целях выявления затруднений, социальных нужд клиентов. В конечном итоге это поможет активизации усилий людей.

Иными словами, коммуникация социального работника и клиента — процесс многоступенчатый, он имеет несколько фаз:

  • докоммуникативную, когда необходимо подготовиться к беседе, собрать требуемые материалы, представить ход ведения разговора;
  • коммуникативную, когда идет сбор информации и ее анализ;
  • посткоммуникативную, в процессе которой проблема клиента через социального работника движется вверх по спирали и находит свое решение в государственных органах.

Вот почему в профессиограмму социального работника входят такие, казалось бы, разные вещи, как знание речевого этикета, умение формулировать цели и задачи делового общения, организовывать общение и управлять им, анализировать предмет общения и конкретно отвечать на запросы клиентов, владеть навыками ведения деловой беседы, переговоров, совещаний и т.п. Условием успешной работы с клиентом является достижение взаимопонимания, на основе которого возникают доверие и взаимодействие.

Психологическая подготовка нужна социальному работнику и для таких действий, как определение мотивов клиента, собственных возможностей оказания ему помощи, осознание последствий вмешательства в его личные и семейные дела. В частности, клиент может ожидать помощи как для себя, так и для членов своей семьи либо воздвигнуть препятствие в достижении ими своих целей ради получения собственной выгоды. Необходимо разобраться в этих нюансах с самых же первых встреч с семьей клиента.

Задачи социального работника связаны также с определением типа клиента, его статусом в семейной группе. Например, немало хлопот доставляют люди неуравновешенные, психически неуправляемые. Слабая нервная система человека, его невоспитанность и неспособность контролировать свое поведение зачастую приводят к аффектам, нервным срывам. Социальный работник должен в такой ситуации выслушать человека, успокоить его, если он сам не может справиться с возбуждением, используя при этом и такие приемы, как отвлечение внимания от волнующей человека проблемы, встречные вопросы на иные темы и т.п.

Если клиент сам не склонен давать о себе информации, можно воспользоваться такими методами ее сбора, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Дальнейшее использование собранных сведений должно послужить решению проблемы клиента, о чем он должен быть проинформирован.

С самого начала взаимодействия с социальным работником клиент должен понять свою роль в этом взаимодействии. Она, как правило, является подчиненной по отношению к специалисту. Ради достижения поставленной цели ему следует смириться с положением опекаемого и направляемого, ибо оно не вечно. Положение облегчится, если специалист по социальной работе в общении с клиентом проявит неподдельный интерес к его личности, умение приспособиться к его характеру, ситуации, будет подчеркивать значимость его проблемы, внимательно слушать партнера и не спорить с высказываемыми им суждениями.

Нельзя забывать о том, что специалист социальной службы несет всю полноту ответственности за результаты своей работы. Его обязанности идентичны обязанностям практикующего психолога, и в их числе — психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция. Встречи с клиентом могут носить характер беседы, психокорректирующего занятия, тренинговых упражнений, релаксационных мероприятий и т.д. Правило для работы в каждом из этих «жанров» одно — все действия должны проводиться с согласия клиента, по поводу его проблемы, в определенной последовательности, быть регулярными и соответствовать известной заповеди «Не навреди!».

Особый акцент следует сделать на организации самопомощи клиентами. В любой ситуации, в любом возрасте, являясь членом любой социальной группы, человек может разобраться в происходящем и выбрать оптимальный стиль поведения при условии, что ему окажут социальную помощь. Эта помощь должна иметь долгий резонанс и стимулировать действия клиента как в семейных условиях, так и вне рамок семьи. Социальный работник обучает людей разнообразным навыкам саморегуляции, приемам их использования в кругу родных, близких, сослуживцев, членов семьи клиента. Самопомощь в сфере чувств и эмоций, оценок и самооценок, в выборе правильного решения и корректировке своих действий может иметь решающее значение в оптимизации психического самочувствия личности. Вера в себя, в свои возможности повышает ее жизненный потенциал, укрепляет социальные позиции, делает их более защищенными и стабильными.

В правила проведения первых встреч с клиентом входит составление социальной истории семьи. Это один из методов сбора информации о семье, применяемый только в сфере социальной работы. Суть его такова. Социальный работник фиксирует всю ту информацию, которую он слышит из уст клиента о его личности — анкетные данные, адрес и т.д. — это во-первых. Во-вторых, он интересуется сведениями о членах семьи — их возрасте, образовании, месте учебы или работы. Попутно выявляет круг ближайшего общения личности и семьи. В-третьих, клиент сообщает данные по волнующей его проблеме, о своей потребности — времени возникновения, обстоятельствах, способах решения, предлагаемых им самим. В-четвертых, специалист по социальной работе изучает представления последнего о возможной помощи извне, планах на будущее, обстановке в семье, способностях и возможностях, мотивах поведения, ожиданиях в связи с разрешением проблемной ситуации. На этом завершается первое знакомство организатора социальной работы с клиентом над данной проблемой, а значит и первый этап сотрудничества с ним.

Второй этап связан с проведением психодиагностики клиента и членов его семьи. Эта работа может проводиться как в офисе социальной службы, так и в домашних условиях. Важно лишь, чтобы она носила строго конфиденциальный характер. Социальный работник, пройдя психологическую подготовку как в рамках вузовской программы, так и через самоподготовку, обучается работать с определенными психодиагностическими методиками и получает возможность применять их на практике самостоятельно. В иных случаях он может заручиться поддержкой и помощью штатного психолога, психотерапевта и с их участием расшифровать полученные в ходе обследования данные. Психолог-профессионал никогда не ограничится одним-двумя тестами, а применит целый ряд (как говорят психологи, батарею) психодиагностических методик. Только всестороннее изучение личности, ее интеллектуальных, эмоционально-волевых, организаторских, лидерских, творческих, характерологических особенностей может дать основу для формулировки выводов о природе возникающих в ней и вокруг нее противоречий и проблем и найти ключи к их разрешению. Распространенная ошибка дилетантов от психологии — обследование по одной известной методике со всеми вытекающими отсюда последствиями (однобокостью, ошибочностью выводов, рекомендаций, появлением на этой почве новых проблем у клиента).

На третьем этапе психологического консультирования, социального взаимодействия представителя социальной службы и семьи исследователь расшифровывает полученную информацию, сопоставляет результаты разных методик, посредством методов математической статистики осуществляет корреляционный анализ факторов поведения обследуемого, делает выводы и обобщения, формулирует отмеченные закономерности поведения, намечает пути психологической коррекции личности и программу действий для нее и для себя как руководителя социально-психологического воздействия на личность и семью.

На четвертом этапе консультант встречается с клиентом и членами его семьи для заключительной беседы психокоррекционного характера. Клиенту сообщается та часть полученных данных, которая может быть им воспринята и понята в позитивном ключе. Нельзя забывать о том, что цель психологической помощи — сделать все возможное для решения проблемы клиента в наиболее тактичной форме. Человек не должен вынести из беседы с социальным психологом чувства собственной неполноценности, уязвимости, приниженности. Всякая псих-окоррекционная работа должна лечить душу, поддерживать тонус, вселять уверенность в себе, направлять на решение проблемы.

Проблема же может усугубиться, если клиент узнает о себе правды больше, чем он в состоянии вынести. Строго говоря, исчерпывающую информацию о проведенном исследовании должен получать человек, выступающий в роли заказчика аналитической работы. Так, если о своем больном супруге или трудном ребенке хотела бы узнать как можно более подробно мать или жена, именно ей и следовало бы сообщить все нюансы из результатов исследования, без утайки. Тогда в тандеме с социальным работником женщина попытается психологическими средствами разрешить семейные проблемы.

Сами же обследуемые могут быть ознакомлены лишь с доступной для них информацией, с правдой в смягченном варианте. То же самое практикуется в случаях проведения массовых обследований служащих той или иной организации по заказу ее руководства: руководители получают максимум информации, испытуемые — большую часть в щадящем варианте.

Дальнейшее будет зависеть от того, в каком ключе была принята информация от социального работника, от того, насколько клиент готов к изменению модели своего поведения, направленности в восприятии социальной действительности.

Столкнувшись с собственно психологической стороной проблемы клиента, специалист социальной службы выступает и как психолог, и как психотерапевт. Он может вести психотерапию нескольких видов:

  • разъяснительную, показывая клиенту объективную картину его жизни и деятельности и пути принятия трудностей объективного свойства;
  • косвенную, опираясь на свой статус служащего государственной структуры, опыт профессиональной деятельности, успехи, достигнутые в ходе социальной помощи клиентам;
  • поведенческую, обучая клиентов новым формам поведения и развенчивая сложившиеся, неэффективные;
  • музыкотерапию, приглашая посетителя для эмоциональной разгрузки в зал релаксации, где звучит успокаивающая либо стимулирующая музыка;
  • групповую психотерапию, вовлекая клиентов из разных семей либо из одной семьи для обсуждения схожих проблем в целях выработки приемов активного противодействия стрессовым ситуациям, общим для всех приглашенных, обмена позициями, мнениями по волнующей людей проблеме.

Занимаясь психотерапией, социальный работник выполняет три взаимосвязанные задачи:
1) оптимизирует семейное окружение клиента;
2) воздействует на него с использованием группового семейного эффекта;
3) нормализует семейные отношения психически здоровых лиц.

В ходе выполнения этой работы консультант вызывает:
а) улучшение коммуникации, способов взаимодействия членов семьи;
б) повышение автономии, степени независимости супругов и их детей ради их большей самореализации;
в) рост эмпатии членов семьи, умения сопереживать друг
другу;
г) оптимизацию стиля руководства семьей ее лидерами;
д) повышение эффективности ролевого исполнения, ибо представление о ролевых особенностях мужа или жены у супругов могут сильно различаться;
е) ликвидацию конфликтов между членами семьи горизонтального и вертикального уровней;
ж) повышение эффективности выполнения индивидуальных заданий, данных семейным консультантом конкретным клиентам для решения их проблем.

Иными словами, психотерапевтическая работа позволяет клиенту осознать психологические механизмы семейных трудностей, произвести сначала анализ, а затем и реконструкцию отношений личности внутри семьи и заняться реализацией вновь сформированных отношений личности в семье.

Уже по внешнему поведению супругов, манере их ответов на вопросы, репликам, взглядам, неудовольствию или сомнениям, стремлению уйти от ответов можно многое прочесть об особенностях их личностей. Консультант диагностирует качество их отношений, психические состояния — семейную дисгармонию, соперничество, сотрудничество или псевдосотрудничество, изоляцию или отчуждение. Волнующие клиентов факты и события их жизни — алкоголизация, жестокое обращение, ревность, измены, ссоры, частые разлуки, эмоциональное отчуждение, уход от общения, нетерпимость— расовая, национальная, религиозная, интеллектуальная и т.п. — являются, как правило, следствием неудовлетворенности потребностей клиентов, о которых шла речь в начале данной главы. Потребности людей, выходя на поверхность в виде интересов, склонностей, так или иначе заявляют о себе, они наблюдаемы и должны быть понятны членам семьи индивида.

Нежелание замечать наличие неудовлетворенных потребностей приводит к столкновениям разного рода. Конфликт, ссора, спор, противодействие, раздор, вражда — все это явления одного порядка, но с разной степенью эмоционального напряжения. Они носят при всей субъективности возникновения объективный характер, имеют свою мотивацию, что должно быть известно социальному работнику и, в известной мере, самим клиентам. Мотивация пьянства или жестокого обращения с близкими может быть одинаковой и заключаться в низкой самооценке человека, его недостаточной самореализации, отсутствии успехов и достижений на службе, комплексе неполноценности. Эмоциональная и психологическая нетерпимость могут быть следствием психологической несовместимости или мировоззренческих противоречий, разногласий философско-религиозного характера, несовпадения ценностных ориента-ций. Психодиагностические методики, воплощаясь на практике, выводят на поверхность те явления, которые присущи личности и о которые спотыкаются ее близкие.

Социальный работник, обнаруживая причины конфликтов, уже на этом этапе снимает их остроту. Дальнейшие его действия будут иметь столько вариантов, сколько семей потребуют вмешательства в природу взаимоотношений: для одних будет достаточно  однократного собеседования, другим потребуются дни и недели встреч и занятий, третьи будут обречены на долгое сотрудничество с социальным педагогом ввиду личностной незрелости, инфантильности, отсутствия опыта семейной и социальной жизни.

Особая проблема социальной работы с семьей в частности и социальной работы как таковой в целом — профессиональная реабилитация социальных работников. Деятельность социального работника как психолога и психотерапевта связана с большими моральными издержками. Они связаны с наличием профессиональных знаний и опыта, большого объема узаконенных полномочий, с ответственным статусом и безупречной репутацией, владением разнообразной конфиденциальной информацией о клиентах. Психодиагностические исследования групп социальных работников показывают, что практически все обследуемые становятся «жертвами» социальной системы. Уже отмечался тот факт, что в социальную сферу попадают люди, профориентацией которых стало их увольнение с работы в результате сокращения кадров. Инженерно-технические работники, служащие разного рода учреждений, чаще всего женщины, — таков круг персонала социальных органов. Уже в силу их профессиональной дезадаптации они нуждаются в психологической поддержке. Однако такой помощи они не получают и к тому же оказываются в статусе помогающих другим людям.

Вспоминается один случай из практики преподавания социальных дисциплин в Казанском государственном медицинском университете. Одним из слушателей курсов переподготовки лиц с высшим образованием по специальности «Социальная работа с населением» был мужчина лет сорока. Несколько бесцеремонный, малоуправляемый, наивный, неэрудированный, часто беспомощный, он производил противоречивое впечатление на окружающих. Отец семейства, имеющий двух сыновей-школьников, он не только потерял работу, оказался на бирже труда, но и утратил ориентацию в жизни. Он обучался теории и методике социальной работы, являясь типичным примером человека, нуждающегося в социальной защите и помощи.

Иными словами, еще на пути профессионального становления социальный работник может испытывать чувство дискомфорта, неудовлетворенности своим социальным положением и выбором будущей профессии. После ее приобретения ситуация еще больше осложняется: психологическая нагрузка возрастает, происходит быстрый психологический износ или, как принято говорить, «эмоциональное сгорание». Интенсивное и тесное общение с большим числом людей, нуждающихся в эмоциональной поддержке, приводит к такому психическому состоянию внешне совершенно здоровых людей. Более того, если работник социальной службы оказался на своем месте, то это, как правило, человек с развитым чувством эмпатии, что заставляет его принимать проблемы своих подопечных всем сердцем и душой. Сохранить душевное равновесие в такой ситуации весьма затруднительно.

Этим социальная работа сродни медицинской, психологической, педагогической — всем тем профессиям, которые входят в категорию профессий «высшего» типа — человековедческих, наиболее трудных. Перегрузки связаны с разносторонностью специалиста социальной службы — знанием клиентуры, иерархии ценностей, национальных потребностей, социальных стандартов, менталитета, жизненных трудностей, коллизий, драматических поворотов судеб, печальных исходов семейных историй. Освободиться от этого груза можно разными способами — отыскать возможность реабилитации, психотерапии, эффективного отдыха, смены обстановки и общения с коллегами по профессии и т.д. При отсутствии психологической разгрузки возможны эмоциональные срывы и утрата физического или психического здоровья, ведущих к понижению работоспособности и профессиональной отдачи специалиста.

Психология и психотерапия в социальной работе.



Далее читайте:
Методы социальной работы с семьей.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.