Сб12032016

Обновление09:33:56

Психологическая работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования

Психолог работает с детьми

Отмечающийся в последнее время в России экономический подъем предполагает совершенствование системы начального и среднего профессионального образования. Современные профессиональные училища, лицеи, колледжи, техникумы испытывают много трудностей и главная из них — это комплектование контингента учащихся, обладающих необходимыми профессионально важными качествами, которые предъявляются к будущим специалистам. Анализ личностных особенностей учащихся, обучающихся в таких учреждениях, особенно профессиональных лицеях и училищах, показывает относительно дисгармоничное развитие личности обследуемых, низкие адаптационные возможности, особенно в сфере поведенческого самоконтроля, что, в свою очередь, может привести к развитию различных форм девиантного поведения.

По данным анонимного анкетирования, проводившегося нами в 2003-2005 годах, 74,8% учащихся систематически употребляют различные алкогольные напитки, число курящих подростков составляет 72,5%; 74,3% учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования хотя бы раз пробовали наркотические вещества. В связи с этим, распространение наркомании, токсикомании, алкоголизация, рост делинквентного поведения становится серьезной проблемой для профтехобразования.

Оказание психологической помощи — коррекционных и профилактических мероприятий — является необходимым условием улучшения сложившейся ситуации.

Деятельность педагога-психолога в учреждениях профтехобразования также осложняется отсутствием каких-либо пособий, рекомендаций по работе именно в этих учебных заведениях. Зачастую в своей практической работе педагог-психолог вынужденно воспроизводит те же форы и методы работы, которые приняты в системе общего среднего образования. Поэтому автор надеется, что приведенные в этой главе рекомендации окажут значительную помощь в деятельности психологов системы профтехобразования, независимо оттого, являетесь ли вы студентом вуза, которому предстоит проходить практику в  такого рода учебном заведении, молодым специалистом или опытным педагогом-психологом, хорошо знакомым с проблемами профтехобразования.

Приоритетной задачей в работе педагога-психолога учреждений начального и среднего профессионального образования является организация и сопровождение учебно-воспитательного процесса. Работу по психологическому сопровождению учащихся целесообразно проводить поэтапно. Исходя из собственного опыта, мы выделяем 5 базовых этапов психологического сопровождения, которые могут использоваться вне зависимости от специфики учебного заведения:

1 этап — профориентационная работа;
2 этап — работа по выявлению уровня адаптации к условиям нового учебного заведения (проводится через 2-3 месяца после поступления в учебное заведение);
3 и 4 этапы — психолого-педагогическое сопровождение (конец 1-го и 2-го курсов);
5  этап — консультирование по дальнейшей профессиональной деятельности (окончание лицея, училища).

Готовятся к публикации:

  • Профориентационная работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
  • Выявление уровня адаптации к условиям нового учебного заведения.
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Психологическая работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования


Ранее опубликовано:
Психологическая работа в школе

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Родительская азбука, или сначала о главном

Мы хотим поделиться рядом психологических идей, которые отражают современные подходы к…

Профессиональные интересы, склонности, направленность

Существенными факторами профессионализации подростка являются его интересы, склонности,…

По примеру других

Конечно, количество очевидцев ни в коем случае не является единственным фактором, который…

Дистанция, позиция. Манера одеваться

Очень часто учитель (или воспитатель) общается, сидя за учительс¬ким столом, который…