Вт12062016

Обновление09:33:56

Психология общего пользования

Нет ничего мудреного в том,
чтобы быть общепонятным,
если при этом отказываешься
от всякого основательного понимания.
Иммануил Кант

Сколько книг по психологии надо прочитать, чтобы заслужить право называться психологом? Сказано однажды: “Не более дюжины книг достойны прочтения. Но дабы понять, какие это книги, надо прочитать не меньше тысячи”. Наверное, это суждение относится и к психологической литературе. Не так уж много найдется книг, обязательных для прочтения психологом. Остальные (коих не сосчитать) если не вовсе бесполезны, то служат скорее материалом для упражнения вкуса и разборчивости. В наши дни, когда перед переполненными книжными прилавками разбегаются глаза, полезно иметь под рукой авторитетный указатель, позволяющий распознать “нетленку” в море макулатуры.

Критерий значимости

Попытка решения этой проблемы однажды была предпринята “Школьным психологом”. В № 23 за 2000 год был опубликован рекомендательный список “Сто книг по психологии, которые стоит прочитать каждому школьному психологу”. Если сегодня, по прошествии десятилетия, попробовать обновить этот список, оказывается, что исправлений и дополнений потребовалось бы не так уж много. Самые интересные и полезные книги по психологии были написаны еще чернильными перьями (некоторые — и вовсе гусиными). Те же, которые уже в наши дни торопливо набираются авторами на компьютерной клавиатуре, хотя порой и становятся бестселлерами, но редко что-то прибавляют в копилку научного знания и житейской мудрости.

За рубежом также предпринимаются попытки сориентировать читателя в море психологической литературы. Недавно в Англии издана книга “50 классических трудов по психологии”. Интересно, что в ней к классике отнесены и несколько сравнительно недавних работ, увидевших свет на рубеже веков. Это “Кризисы зрелости” Г. Шихи, “Эмоциональный интеллект” Д. Гольмана, “Озарение” М. Глэдуэлла и подобные им сочинения, распроданные миллионными тиражами, в чем, пожалуй, и состоит их главное достоинство. Критерием значимости книги сегодня выступает ее популярность, востребованность широкой аудиторией. Невольно вспоминается, что ныне знаменитой “Психодиагностики” Роршаха при жизни автора было продано всего несколько экземпляров, а первое издание “Толкования сновидений” Фрейда восемь лет пылилось на прилавках. Какие же книги становятся бестселлерами и в чем их польза для психолога?

Без ссылки на первоисточник

Любопытно, что такие книги, претендующие на новое слово в психологии, далеко не всегда написаны психологами, чаще — профессиональными беллетристами, подвизающимися в жанре нон-фикшн. Самый яркий и широко известный в наших краях пример — Алан Пиз, слывущий, подобно Дейлу Карнеги, большим психологом, но, так же как и Карнеги, являющийся лишь талантливым сочинителем и рассказчиком с научным кругозором среднего второкурсника.

Чутко уловив еще в 1970-х входившую в моду тему невербального общения, Пиз проштудировал несколько научных статей Э. Холла, М. Аргайла, А. Меграбяна. П. Экмана и других психологов, которые в остроумных экспериментах выявили интересные аспекты невербалики. Потом без ссылок на первоисточники обобщил и пересказал результаты этих экспериментов и наблюдений в своей книге “Язык телодвижений”. Ошеломляющий успех книги вдохновил автора на ее многократное “клонирование” и позволяет уже не первый десяток лет жить безбедно, гастролируя по свету с соответствующими семинарами и мастер-классами, на которых он всего лишь на все лады пересказывает ключевые идеи своего сочинения.

Именно Пизом был запущен в массы небесспорный тезис: помимо явных аспектов коммуникации существуют и играют даже более важную роль неявные, подлежащие расшифровке. И уже не одно поколение психологов-любителей развлекается поисками подтекста в каждом тексте и скрытого смысла в каждом жесте. Настоящая же, экспериментальная психология невербалики за последнюю четверть века не так уж и продвинулась вперед по сравнению с классическими исследованиями, когда-то вдохновившими Пиза.

Сенсация состоялась

Вышеупомянутые Глэдуэлл и Гольман следуют тем же путем. Собственными научными открытиями эти авторы не знамениты. Они сумели прославиться, подхватив и увлекательно расписав некие идеи, почерпнутые ими из научных сочинений, обычно не востребованных широкой публикой.

Так, эмоциональный интеллект — вовсе не придумка Гольмана, а вольная (и не вполне корректная) парафраза идеи его соотечественников Майера и Салоуэя. Гольман лишь сумел преподнести эту идею массам в парадоксальной, провокативной форме.

Так и Глэдуэлл, отталкиваясь от нескольких забавных и парадоксальных фактов, выдвинул оригинальные гипотезы о нашем мироощущении и поведении. Бестселлер готов. И не один. И уже даже не важно, что попытки ученых экспериментально проверить выдвинутые гипотезы никаких впечатляющих результатов не демонстрируют. Сенсация состоялась, можно почивать на лаврах, пожинать гонорары.

За 59 секунд

Главный элемент в рецепте успеха — некая свежая идея, возникающая при рассмотрении привычного предмета в неожиданном ракурсе. Взять, к примеру, тот же эмоциональный интеллект. Казалось бы, веками мудрецы бились над проблемой сочетания и противопоставления разума и чувства. И вот — то и другое легкой рукой смешано “в одном флаконе”. Можно взять пару ярких экспериментов, до знакомства с которыми у обывателя не дойдут руки, и преподнести выводы из них в назидательной форме.

Так родились не менее знаменитые бестселлеры “Парадокс выбора” Б. Шварца и “Формула удачи” Р. Вайзмана. Давним подписчикам “Школьного психолога” эти имена и названия, наверное, знакомы по материалам рубрики “Психология новой эры”. Не один и не два бестселлера были лаконично пересказаны на наших страницах ради расширения кругозора читателя.

Как же это удалось? Легко! Почти любая книга-сенсация без особого труда ужимается до пары полос газетного текста. Достаточно простыми словами сформулировать ту самую свежую идею, которая и явилась “открытием” автора, и выбрать для ее иллюстрации пару ярких примеров из множества тех, которыми сочинение раздуто до книжного объема.

Забавно, что этот прием не обошли и сами авторы бестселлеров. Так, последняя книга Вайзмана (еще не переведенная на русский язык) называется “59 секунд: немного подумай и многое измени”.

В ней автор суммирует в нескольких коротких главах результаты поучительных психологических экспериментов, касающихся разных сторон нашего мироощущения и поведения.

Предисловие к книге можно перефразировать предельно лапидарно: “Я (автор) прочитал в научных журналах много интересного и тем, кому всё это читать недосуг, вкратце перескажу, что из этих источников вынес, и намекну, какие полезные практические выводы из этого можно сделать”. Вероятно, на подходе новые сочинения-дайджесты, в которых авторы выступят переводчиками с академического языка на житейский, точнее — пересказчиками науки для непосвященных.

Про “сбычу мечт”

Вообще-то примерно так и создавалась испокон веку научно-популярная литература. Хорошо знакомый с предметом рассказчик брался его транслировать для массовой аудитории. Когда это были настоящие ученые вроде Г.Ю.Айзенка “там” или А.В. Петровского “тут”, результат впечатлял. Иногда неплохого результата удавалось добиться и дилетантам — например, Игорю Губерману (мало кто знает, что знаменитый автор “гариков” начинал карьеру на ниве психологического научпопа).

Примета нашего времени — почти полное вытеснение авторов-психологов “практически психологами” (по едкому определению А.В.Юревича) и просто выдумщиками, нахватавшимися модных терминов и идей. Ассертивность, визуализция, аффирмация… Вы, наверное, подумали, что всё это — тоже психология? Тогда припомните, из каких источников вы почерпнули эти словечки, а может, и прониклись скрывающимися за ними идеями. А доводилось ли читать о том, как эти идеи подверглись экспериментальной проверке и что вообще о них думают не сладкоголосые журналисты, а психологи-профессионалы?

Пожалуй, впору вести речь о новом кризисе в психологии, спровоцированном на сей раз ее избыточной популярностью, точнее — любительской популяризацией. В новом веке наука превратилась в источник вдохновения для мастеров разговорного жанра, который грозит подменить собою саму науку. Яркий пример — растущая популярность позитивной психологии, которая представляет собой действительно серьезное научное направление со своими открытиями и откровениями.

Однако позитивная психология как наука все более вытесняется псевдонаучными сказками про “сбычу мечт” и рецептами счастья, выходящими из-под пера совсем не психологов, а вдохновенных выдумщиков.

Несколько простых советов

Исходя из сказанного хочется дать несколько простых советов психологу, заинтересованному в расширении профессионального кругозора. Следите за книжными новинками, но имейте в виду, что новое слово в науке обычно звучит негромко и не предназначено для выкрикивания на базарной площади.

Относитесь осторожно к издательским уловкам по привлечению читателей. “Свыше 10 миллионов читателей”, “6-е международное издание”, “всемирный бестселлер”… — подобные завлекалочки, обычно напечатанные крупным шрифтом на обложке, как правило, свидетельствуют не о достоинствах книги, а о предприимчивости автора.

Не доверяйте броским парадоксальным названиям и обещаниям решить ваши проблемы с помощью ранее неведомых идей. Дорожите книгами с длинным списком цитированных источников и подробным справочным аппаратом. Такие еще выходят, хоть и редко. В крайнем случае придется сходить в библиотеку.

Сергей СТЕПАНОВ
газета "Школьный психолог"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Школьный стресс

По данным Института возрастной физиологии, школа является причиной до 40% всех факторов,…

Ребенок матерится (сквернословит) - что делать?

Когда ваш ребенок начинает ходить в детский сад, вы нередко с ужасом обнаруживаете, что…

Как бороться с застенчивостью у ребенка

Одним из испытанных путей преодоления застенчивости у детей является посещение детского…

Как правильно слушать и слышать своего ребенка?

Раньше, ещё будучи дошкольником и первоклашкой, ребёнок делился с вами каждым своим…