Психолого-педагогический анализ урока


Содержание:

Те педагогические воздействия учителя, которые не соответствуют психологическим законам развития, противоречат им, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребенка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализации.
Л. М. Митина

Основная деятельность ребенка или подростка в школе — это учеба, поэтому посещение уроков и наблюдение за детьми в их основной деятельности дает богатый материал для анализа.

Для того чтобы адекватно оценить развитие ребенка и степень его, адаптации к школе, практическому психологу необходимо быть знакомым с учебной программой. Это очень актуально для начальной школы, особенно для первого класса, где в рамках одной возрастной группы разница в развитии детей может быть весьма значительной, а задачи обучения одинаковы для всех. Таким образом, знание психологом учебной программы поможет ему предупредить возможность возникновения у учащихся школьной дезадаптации. Хочется еще раз подчеркнуть, что школьный психолог — это специалист, работающий не с ребенком вообще, а со школьником, то есть человеком, играющим конкретную социальную роль, находящимся в определенной среде с принятыми в ней достаточно жесткими правилами и требованиями.

Знакомство с программой может оказаться особенно полезным при посещении уроков и последующим их психолого-педагогическим анализом. Психолого-педагогический анализ уроков может быть построен по различным схемам. В «Технологии практического психолога образования» описывается, в частности, подход, предложенный Л. Т. Охитиной. В нем автор выделяет такие опорные пункты психологического анализа: психологическая цель урока, его стиль, организация познавательной деятельности учащихся, учет их возрастных особенностей. Н. В. Клюева добавляет к перечисленным разделы «Организованность учащихся» и «Речевая культура учителя».

Педагог, в известном смысле, может и должен являться «заказчиком» по отношению к психологам и логопедам, формулируя запрос, как обучать конкретного ребенка с определенной проблемой. Психолог, в свою очередь, помогает определить, какие проблемы можно решить средствами только обучения, а какие требуют специфической коррекционной работы. Причем педагога необходимо вооружить стратегией работы, чтобы тактические вопросы он мог решать самостоятельно.

При определении цели посещения рекомендуется обращать внимание на степень реализации средствами обучения развивающих и (или) коррекционных задач, на связь обучения и развития. Известно, например, что существует определенная специфика обучения ребенка чтению слов с буквами, произнесение которых вызывает у него затруднения (свойственно детям с дислалией), или обучения написанию слов с определенными орфограммами в случае, если имеются фонетико-фонематические проблемы. Своя специфика имеется и в обучении подбору проверочных слов ребенка с общим недоразвитием речи, и при разъяснении смысла задач и обосновании выбора математического действия детям, например, с пространственными нарушениями.

Составляя план посещений, можно запланировать такие темы, как «Соответствие возможностей учащихся применяемым формам закрепления нового материала и проверки знаний», «Степень использования на уроке способов взаимодействия «Учитель — ученик» и «Ученик — ученик», «Речевая среда на уроке».

В наиболее часто встречающихся рекомендациях по анализу урока, как правило, приводятся следующие пункты:
1. Не оценивать учителя по одному уроку.
2. Не начинать анализ урока с собственной оценки, сначала должен быть самоанализ урока.
3. П подготовке к анализу следует изучить программу, в том числе пояснительную записку; учесть прошлые замечания и оценки, а также используемое оборудование; познакомиться с классным журналом, тетрадями учащихся и их картами развития.

Анализ урока должен включать:

  • оценку реализации задач урока;
  • оценку содержательности этапов урока;
  • оценку соответствия применяемых методов подачи учебного материала, а также темпов урока особенностям развития обучающихся и их возможностям;
  • оценку способов поэтапного контроля за ходом усвоения знаний;
  • оценку психологического климата на уроке;
  • рекомендации учителю.

Примерная программа наблюдений на уроке при подготовке его анализа

Организация урока:

  • проследить занятость учащихся на каждом из этапов урока, оценить соответствие этой занятости дидактической цели и задачам этапов;
  • оценить участие каждого учащегося в коллективной работе;
  • оценить самостоятельную работу каждого учащегося;
  • оценить распределение времени на отдельные части урока;
  • определить наличие пауз, не заполненных работой.

Формирование общеучебных и общеинтеллектуальных умений и навыков:

  • умение принять задачу, проанализировать значимые признаки, умение строить гипотезу и прогнозировать результат, выбирать способ действия, планировать деятельность, осуществить самоконтроль (найти и исправить ошибки), давать самооценку;
  • умение сравнивать, обобщать, выделять главное;
  • умение пользоваться вспомогательными материалами (таблицами, схемами и т. д.).

Формирование учебной мотивации:

  • оценить использование приемов формирования познавательного интереса;
  • оценить приемы воспитания ответственного отношения к учебе (проверка домашнего задания у всех учащихся, контроль за ходом и результатом усвоения знаний и умений, качественная оценка работы учащихся и т. д.)

Психологический климат на уроке:

  • способы взаимодействия учителя и учащегося;
  • способы взаимодействия учащихся между собой.

Учитывая многообразие запросов, формулируемых учителем и, соответственно, решаемых психологом при помощи наблюдения на .уроке, можно предложить обращать внимание и на следующие параметры урока:

1. Личностный:

  • побуждение учащихся к самоанализу;
  • применение заданий, обращенных к личному жизненному опыту учащихся;
  • применение заданий, основанных на необходимости делать самостоятельный выбор;
  • использование ошибок как обучающих моментов.

2. Мотивационный:

  • использование проблемных заданий;
  • использование творческих заданий.

3. Психосберегающий:

  • создание эмоционально-положительного фона урока;
  • использование всех каналов восприятия и воспроизведения (аудиальный, визуальный,, кинестетический).

4. Технологический (формирующий регуляторную составляющую учебной деятельности):

  • навык ориентации в учебной задаче (понимание, умение пересказать, в том числе своими словами, условия задачи);
  • способность выделять и анализировать значимые признаки, на основе этого выстраивать гипотезу и прогнозировать результат;
  • способность выбирать адекватный способ действия;
  • умение планировать деятельность и контролировать соответствие своих действий принятому плану;
  • умение корректировать (своевременно находить и исправлять свои ошибки);
  • умение давать самооценку.

Примерная схема анализа урока в классе коррекционно-развивающего обучения

Организация урока:

1. Логичность и содержательность урока; соответствие учебного материала возрастным и иным особенностям (в том числе ведущим сенсорным каналам, колебаниям работоспособности, темпу психической деятельности), уровню общей и предметной подготовки учащихся (объем, содержание, насыщенность специальной терминологией, определениями, понятиями).*
*Элементы данной схемы можно использовать в обычном классе.

2. Темп урока: адекватный (неадекватный)
3. Этапы урока (введение нового знания, его осмысление, закрепление и повторение, проверка и оценка)
4. Методические приемы на основных этапах урока:
4.1. Рассказ
4.2. Объяснение
4.3. Беседа
4.4. Лекция
4.5. Иллюстрация
4.6. Демонстрация
4.7. Создание проблемной ситуации
4.8. Создание игровой ситуации
4.9. Учебная дискуссия
4.10. Учебно-лабораторный эксперимент
4.11. Упражнения
4.12. Взаимообучение
4.13. Использование опорного конспекта
4.14. Опрос
4.15. Контрольная работа
4.16. Зачет
4.17. Учебно-творческие занятия
4.18. Критический анализ учебной деятельности
4.19. Обучающее рецензирование
5. Формирование общеучебных и общеинтеллектуальных умений:
5.1. Умение выделять и осознавать учебную задачу.
5.2. Умение строить план деятельности на основе сознательной ориентации в окружающих условиях, способность выделить значимые признаки.
5.3. Умение выбирать адекватные средства деятельности.
5.4. Умение удерживать ученую задачу.
5.5. Осуществление самоконтроля и самооценки.
5.6. Умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать воспринимаемую информацию.
6. Целесообразность упражнений, заданий. Связанность каждого упражнения, задания с темой урока. Объем, сложность, продуктивность, коррекционно-развивающая эффективность.
7. Использование дидактического, наглядного и дополнительного (информативно-иллюстративного) материала:
7.1. Несет ли стабильную учебную нагрузку.
7.2. Соответствует ли учебной обстановке, теме урока.
7.3. Отвечает ли психогигиеническим требованиям.
8. Предупреждение появления трудностей в учебе и преодоление неуспешности учащихся

При анализе урока можно также рассмотреть его субъектно-личностную ориентацию:

1. Позиция учителя по отношению к учащимся:
1.1. Взрослый — ребенок
1.2. Родитель — ребенок
1.3. Взрослый — взрослый
2. Поведение учителя на уроке:
2.1. Авторитарно-требовательное
2.2. Отстранение-официальное
2.3. Развлекательно-сюсюкающее
2.4. Заинтересованно-равноправное
3. Речевая среда:
3.1. Преобладание речи учителя (многословие, постоянное многократное повторение вопросов, инструкций);
3.2. Преобладание речи учащихся (умение слышать ответы друг друга, оценивание ответов обучающихся ими самими, рассуждения по поводу учебного материала).
4. Поведение учащихся:
4.1. Подчинение воле учителя
4.2. Свободное общение в рамках темы урока, обмен мнениями
4.3. Пассивное участие в уроке
4.4. Отсутствие интереса к уроку
5. Способы взаимодействия учителя и учащихся между собой:
5.1. Подчинение слабого сильному
5.2. Взаимоуважение и умение учитывать мнение каждого
5.3. Разобщенность и неуважение друг к другу
5.4. Способностью коллегиальным действиям
5.5. Соревновательность

В методической разработке «Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе» авторы предлагают общую схему наблюдения за поведением учителя на уроках, которая включает в себя следующие вопросы:

1. Способы подачи учебного материала:
1.1. Характер содержания (аксиоматический, проблемный)
1.2. Форма (лекция, обсуждение)
1.3. Использование средств привлечения внимания
1.4. Персонализация высказываний и их эмоциональная окраска
1.5. Использование вопроса как средства стимуляции активности
1.6. Соответствие используемых приемов возрасту и особенностям детей
2. Реакции на проявления детей:
2.1. На нарушения дисциплины
2.2. На вопросы по теме и не по теме
2.3. На юмор
2.4. На высказывания с места
2.5. На удачные ответы
2.6. На ошибки
3. Особенности вербального и невербального поведения:
3.1. Темп речи
3.2. Громкость речи
3.3. Четкость артикуляции
3.4. Правильность речи и ее сложность
3.5. Использование жестов и их характер (открытые, закрытые), адекватность используемых приемов (соответствие самому учителю и классу)
3.6. Характер и свобода используемых поз
3.7. Характер перемещения по классу
4. Особенности слушания учеников:
4.1. Предоставление возможности высказаться, поощрение высказываний
4.2. Использование вербальных и невербальных , . техник слушания , ,
4.3. Умение слышать суть ответа или вопроса
5. Учет индивидуальных особенностей детей:
5.1. Медлительные дети
5.2. Импульсивные дети
5.3. Пассивные дети
5.4. Чрезмерно активные
5.5. Ослабленные, астеничные
6. Внешний вид учителя:
6.1. Соответствие уроку
6.2. Опрятность
7. Дополнительные наблюдения

Подчеркиваем, что приведенные вопросники могут быть дополнены или, наоборот, сокращены. Обработка полученных данных не нуждается, очевидно, в математическом анализе, являясь своеобразной «канвой» для направленного наблюдения.

Самоанализ урока

Для учителя, особенно не имеющего достаточного опыта, крайне важно научиться самостоятельно проводить анализ уроков. Для приобретения определенных навыков, помогающих объективно оценить свою работу, ему можно предложить использовать Памятку, позволяющую быстро и точно выявить типичные затруднения.

1. Каков был замысел данного урока и почему?
2. Место данного урока в системе уроков (связь с предыдущими и последующими).
3. Структура, этапы, тип урока.
4. Как учтены индивидуальные особенности развития учащихся?
5. Какие коррекционные цели ставились, и как они были реализованы?
6. Как планировался ход урока, почему?
7. Какие элементы содержания урока были акцентированы, почему?
8. Как планировалось осуществлять поэтапный контроль за ходом усвоения учащимися учебного материала?
9. Имелись ли в ходе урока отклонения от намеченного плана, какие именно, почему?
10.Удалось ли реализовать все поставленные задачи, в какой мере? Почему? 11. Какие выводы следует сделать на будущее?

Подробные ответы на все вопросы не обязательны. Памятка может служить для оценки готовности к предстоящему уроку, а также основой для создания методической разработки открытого урока.

В психологической литературе описано немало разнообразных вариантов психолого-педагогического анализа и схем наблюдения на уроке. Выбор приемлемого варианта должен определяться тем запросом, которой учитель адресует психологу, и той задачей, которую в этой связи решает сам психолог. Формы, описанные в этом разделе, могут использоваться в полном объеме и в виде отдельных элементов как базовый материал для создания своей собственной схемы.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.