Ср07262017

Обновление08:40:13

Работа психолога с учащимися с выученной беспомощностью

Занятия с детьми

Беспомощность — это понятие обыденного языка, включающее в себя три смысловых аспекта: не могу справиться с ситуацией сам; не получаю или не прошу помощи; нахожусь в дискомфортном состоянии. Это состояние, как правило, относится к каким-либо конкретным сферам жизнедеятельности — учебе, работе, общению с противоположным полом и т. д. Переживание, а затем закрепление беспомощности возникает в повторяющихся ситуациях неуспеха, когда усилия, прилагаемые человеком, не приносят желаемого результата.

Мы остановимся на проблеме выученной беспомощности школьников в учебной деятельности. Она формируется в ситуациях, в которых у ребенка возникает мысль: «Я не могу этого сделать (решать задачу, написать диктант без ошибок и т. д.)». Повторившись несколько раз в различных вариациях, неудачи приводят к тому, что учебная деятельность и особенно ее результативность начинают казаться неподконтрольными, что провоцирует формирование неблагоприятного эмоционального фона и так называемого «мотивационного дефицита»: мысль «Я не могу» сменяется на «Я не хочу». В итоге этот вид деятельности осуществляется крайне неэффективно или же следует отказ от ее реализации (в нашем случае — школьник теряет интерес и вскоре перестает выполнять учебные задания, заранее настроен на отрицательную оценку за проверочные работы и т. д.).

В целом психологический механизм воздействия выученной беспомощности на эффективность (а точнее, неэффективность) учебной деятельности таков: блокированию деятельности предшествует потеря возможности построить адекватный прогноз ее результатов на фоне роста эмоционального напряжения из-за субъективной невозможности достичь успеха.

На сегодняшний день не существует надежного психодиагностического метода выявления выученной беспомощности. Поэтому мы приведем только отдельные признаки, наличие которых в поведении школьника может указывать на ее присутствие:

  • прогулы, обманы относительно посещения школы или отдельных предметов;
  • страх перед школой, ситуациями проверки знаний (вплоть до формирования психосоматических симптомов);
  • отказ от выполнения учебных заданий по принципу «Я не знаю как»;
  • забывчивость, трудности в сосредоточении;
  • истощаемость, утомляемость;
  • нарушения дисциплины и др.

Большим «диагностическим потенциалом» обладают ярлыки, навешиваемые учащимся педагогами. В частности, на выученную беспомощность почти наверняка указывают такие оценки, как «полный идиот», «лентяй», «шут», «клоун».

Консультирование школьника с трудностями, обусловленными выученной беспомощностью, ориентируется на решение следующих задач:

  • разрядка отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью (нормализация, «вентиляция чувств»);
  • создание условий для осознания учащимся структуры ситуаций, провоцирующих выученную беспомощность (обсуждение конкретных ситуаций, выделение их общих характеристик, анализ состояния учащегося на каждом из этапов развития подобной ситуации);
  • актуализация позитивного опыта преодоления подобных ситуаций, поиск соответствующих ему личностных ресурсов (обсуждение ситуаций, желательно нескольких, в которых учащимся был достигнут положительный результат, поиск ответа на вопросы «что мне помогло», «что могло бы помочь»);
  • обучение навыкам эмоционального самоконтроля и прогнозирования результатов собственной деятельности (создание условий для осознания учебных ситуаций как подконтрольных; анализ конкретных примеров взаимосвязей осуществленной деятельности и ее результативности);
  • формулирование «шагов роста» («подстройка в будущее», постановка реалистичных целей по изменению сложившейся ситуации);
  • поддержка учащегося со стороны психолога, педагогов и родителей.

В работе с педагогами и родителями целесообразно сосредоточиться на следующих темах:

  • поддержка ребенка в его обращениях за помощью;
  • разграничение оценки достижений и оценки личности ребенка;
  • поощрение любого проявления инициативы и ответственности;
  • необходимость придерживаться последовательных требований в общении с ребенком, четко обозначить его права и обязанности.
 О выученной беспомощности

Более подробную информацию о проблеме выученной беспомощности и путях работы с ней можно почерпнуть из литературы:

  • Ротенберг В. С, Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984.
  • Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. М.: Просвещение, 1989.
  • Глассер У. Школа без неудачников. М.: Прогресс, 1991.
  • Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл, 1997.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как не воспитывать детей?

Большинство родителей беспокоит вопрос, как лучше всего воспитывать своих детей.В своем…

Психолого-педагогический анализ урока

Основная деятельность ребенка или подростка в школе — это учеба, поэтому посещение уроков…

Детские истерики.

Истерики — это особенность практически всех малышей. Они устраивают их уже с первого года…

Снятие эмоционального напряжения с помощью релаксации

Мы привыкли к душевному и мышечному напряжению и воспринимаем это как естественное…