Вт11212017

Обновление08:40:13

«Работа с образами» - как поддержать выпускников перед ГИА и ЕГЭ

как поддержать выпускников перед ГИА и ЕГЭ

Страх опасности в десять тысяч раз страшнее самой опасности.
Альберт Эйнштейн

Скоро лето, в школах России начинаются выпускные экзамены. Единый государственный экзамен, Государственная итоговая аттестация… Изменения приказов о сдаче ЕГЭ и ГИА, постоянно меняющиеся правила заполнения бланков и вариантов тестовых заданий и много других моментов, касающихся экзаменов, тревожат учеников, их родителей и учителей. Выпускник, находясь в постоянном волнении, напряжении, испытывая повышенные умственные нагрузки, имеет все шансы впасть в состояние, которое может не только существенно снизить работоспособность, ухудшить самочувствие, снизить самооценку, но и блокировать так необходимые для сдачи экзамена возможности ученика.

Учащиеся 9-х классов более спокойно относятся к государственному экзамену, так как он в большинстве случаев является для них всего лишь проверкой актуального уровня знаний, своих возможностей, своеобразной репетицией ЕГЭ.

рис 1

К. Хорни выделяет такие признаки тревожности, как «очевидная ир рациональность и ощущение беспомощности». А.М. Прихожан трактует тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Именно эти чувства наши дети испытывают перед сдачей экзамена. Многие уверены, что результат экзамена повлияет на отношение к ним других людей, в первую очередь родителей.

По нашим наблюдениям, негативные психологические состояния у школьников наблюдаются задолго до начала экзаменов и нарастают, достигая максимума к моменту испытания. При этом могут наблюдаться острые невротические реакции. Для учащихся 11-х классов ЕГЭ, безусловно, является психологическим стрессором. В этой ситуации нами впервые был предложен такой способ диагностики и коррекции стрессовых состояний в период сдачи ЕГЭ, как работа с образами.

Учащиеся должны были отождествить свое восприятие ЕГЭ с каким-то животным, растением и цветом: «Опиши свой страх перед экзаменом, на что он похож? Какие ассоциации он у тебя вызывает?» Выпускникам требовалось временно отстранить такие функцию, как «мышление», и ее близкую родственницу — «логику», чтобы использовать воображение! Ответы учащихся проранжированы следующим образом (по мере убывания):

Животные

Кусаче-колючие — змеи, кусачая собака, акулы, львы, ежи.
Нейтральные (могут быть друзьями человека) — зайцы, собаки, совы, белка, слон.
Экзотические — хамелеоны, скунсы, динозавры.
Неприятные, но не опасные — козлы, тараканы, дикобраз.

Растения

Колючие — кактус, крапива, сорняк.
Нейтральные — лопух, ромашка, баобаб.
Вьющиеся (запутывающие) — плющ, водоросли.
Легкие, светлые — подснежник.

Цвета

При интерпретации цветов, которыми выпускники раскрашивали свои рисунки, мы руководствовались такими значениями:

Зеленый — настрой на конструктивную деятельность, стремление к самоутверждению.
Желтый — надежда на лучшее будущее.
Красный — активность, высокая мотивация достижений.
Синий — стремление к безопасности, принятию, стабильности.
Розовый — мечтательность, романтичность.
Черный — отрицание жизни и самого бытия, опасения, связанные с низкими результатами.

рис 2

Одним рисованием ограничиваться не нужно, эти образы можно преобразовать. С помощью карандашей и фломастеров мы делаем свои страхи забавными, где-то даже смешными, маленькими и совсем не злыми. Или, используя технику коллажа, помещаем свои страхи и переживания в новые условия «жизни», придаем им новую форму и наделяем новыми качествами. Кактусы расцветают, покрываются спелой клубникой, крапива дает урожай апельсинов, колючий еж превращается в новогоднюю елку, а злобный дракон становится солистом балета. Фантазия ребят безгранична. Улыбка позволяет немного расслабиться и снять мышечное напряжение. Ведь лучший способ победить страх — посмеяться над ним.

Эта работа, конечно же, не может целиком освободить подростка от негативных чувств, связанных с экзаменом. Но она дает прекрасную возможность посмотреть своим переживаниям «в глаза», попытаться понять их причину, а также дает большой потенциал для личностного роста и самопознания старшеклассника.

По окончании рисования мы анализируем чувства, которые возникают, пытаемся понять их природу. Проговаривая свои проблемы, ребята могут увидеть и осознать источник своих тревог, найти способ его нейтрализации или минимизации тревожного состояния. Способ оказался достаточно действенным, и ребята с удовольствием им пользуются.

рис 3

Работа с образами может проводиться в малых группах — до 10 человек или индивидуально. На индивидуальных занятиях можно работать как с новым образом, так и с трансформированным старым. Так, автор одного из представленных в статье рисунков не просто осознал свои чувства, но и нашел ресурсы для их позитивной трансформации. А можно не только «преобразить» свой страх, но и придумать целую историю победы над ним. Но это уже другая история…

Несмотря на юношеский оптимизм, нашим ученикам просто необходима стабильная обстановка в процессе подготовки к экзаменам, понимающие родители и педагоги и, конечно, психологическая помощь. Поэтому хочется пожелать родителям и учителям запастись тактом, пониманием и доверием к выпускникам, а ребятам — чтобы стресс, возникающий в процессе подготовки и сдачи экзаменов, был исключительно конструктивным, помогающим мобилизовать все свои интеллектуальные, психические и физические ресурсы для получения максимально высокого результата!

«Работа с образами»
- как поддержать выпускников перед ГИА и ЕГЭ.

Ирина ФЕДОСЕЕВА
педагог-психолог, МБОУ СОШ № 30, г. Коломна, Московская область

Читайте также:
Готовимся к ЕГЭ - тренинг для старшеклассников.
Психологическая подготовка старшеклассников к сдаче ЕГЭ.
Психологическая подготовка к выпускным экзаменам.
Программа подготовки детей к экзаменам, олимпиадам, проверочным работам.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как прекратить финансовые семейные споры?

Деньги — едва ли не основная причина семейных раздоров. Они острыми зубами разрывают наши…

Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности

Целью описываемых программ является создание условий для снижения школьной тревожности у…

Как стимулировать желание учиться и узнавать новое

В наши дни материальные вознаграждения за успехи в школе распространены в большинстве…

Психологическая работа в учреждениях начального и среднего…

Отмечающийся в последнее время в России экономический подъем предполагает…