Вс06252017

Обновление08:40:13

Работа с учащимися с неадекватной самооценкой или уровнем притязаний

Ребенок и психолог

Как известно, самооценка и уровень притязаний тесно взаимосвязаны (согласно известной формуле У. Джемса, Самооценка = Успех/Притязания), поэтому работать с одним, не затрагивая другое, невозможно.

Неадекватная самооценка и/или уровень притязаний выражаются, прежде всего, в болезненном восприятии критики в свой адрес, обвинении себя во многих неудачах, реактивной критичности к другим. Причины этого кроются, как правило, в социально-педагогических условиях жизни ребенка: негативных оценках поступков или личности ребенка со стороны значимых взрослых или сверстников, неадекватных или противоречивых требованиях со стороны родителей и педагогов.

Самооценка и уровень притязаний начинают складываться в дошкольном детстве на основе внешних оценок, прежде всего оценок взрослых, и становятся устойчивыми личностными чертами в подростковом возрасте. Поэтому крайне желательно начинать работу по оптимизации этих особенностей как можно раньше.

Наиболее распространены следующие методы и психодиагностические средства (табл. 1).

Консультативная работа по этим проблемам концентрируется вокруг решения следующих задач:

1. создание условий для самоанализа собственных недостатков и достоинств, поиска новых, не замеченных ранее сильных сторон;
2. восстановление позитивного самоотношения;
3. анализ поведенческих проявлений проблемы;
4. постановка позитивной цели, описание желаемого поведения;
5. построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц);
6. уточнение параметров желаемого результата;
7. определение возможных ресурсов и союзников — тех, кто может помочь в достижении цели;
8. проработка возможных возвращений к старым формам поведения.

Таблица 1. Методы диагностики самооценки и уровня притязаний

Методика

Возрастной диапазон применения

Источник

Методика
исследования
самоотношения

Старшая школа

Пзнтилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993

Кто я? (модификация А. М. Прихожан)

Средняя и старшая школа

Прихожан А. М. Психология неудачника. М.:ТЦ«Сфера», 1997

Моторная проба Шварцландера

 

Бороздина Л. В., Исследование уровня притязаний. М.: Изд-во МГУ, 1985

Методика диагностики самооценки

Начальная школа

Рогов £ И. Настольная книга практического психолога образования. М.: Владдос, 1996

Автопортрет (и другие рисуночные тесты)

Школьный возраст

Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001

Методика «Лесенка»

Школьный возраст

Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРДХ-М, 1998


Рекомендации педагогам и взрослым могут касаться следующих тем:

1. необходимость хвалить ребенка (только за его реальные достижения, но даже самые маленькие), желательно в присутствии других людей;
2. опасность сравнения ребенка со сверстниками;
3. желательность заданий, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение;
4. необходимость поддерживать в общении с ребенком позитивный эмоциональный фон, осуществлять совместную деятельность, построенную на принципах партнерских отношений.

Работа со школьниками, для которых характерна неадекватная самооценка, широко освещена в литературе, например:

1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.: Диалог; Минск: Лотаць, 1997.
2. Бретт Д.  Жила-была девочка, похожая на тебя... М.: Класс, 1996.
3.  Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
4. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.: Класс, 1998.
5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3—9 лет. М.: Генезис, 2003.
6. Применение методики ДИАТРЭК в психокоррекционной работе. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1994.


Работа с учащимися с неадекватной самооценкой или уровнем притязаний



Ранее опубликовано:

Школьная тревожность - диагностика и коррекция.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Школьная тревожность - диагностика и коррекция

Школьная тревожность — это специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии…

Социальные аспекты физической привлекательности

Аристотель по своему обыкновению попал в самую точку, когда заявил, что красота является…

Как избавиться от страха насекомых?

Прежде всего, давайте определимся, что для вас значит «преодолеть страх насекомых»? Как…

Как уйти от перегрузок

Его принято считать виновником большинства болезней тела и нервов. Однако, как показывают…