Пт10202017

Обновление08:40:13

Работа школьного психолога с трудным классом

Психолог в классе

В целом алгоритм работы с «трудным классом» можно представить следующей схемой (рис. 2).

Алгоритм работы с трудным классом

Рис. 2. Алгоритм работы по запросу учителя: «Трудный класс»

Оценку «трудный класс» всегда дают учителя. Поэтому именно консультация с учителем, находящим тот или иной класс трудным, является ключевым моментом для определения стратегии дальнейшей работы по его запросу. Вполне вероятно, что сложности кроются в личности самого учителя, и тогда психологу не имеет абсолютно никакого смысла набрасываться на класс с целью «исправления» его особенностей, тем более что в таком случае эти «особенности» зачастую мнимые. В подобных случаях фокус работы должен быть сосредоточен именно на консультировании учителя, причем закрепление результатов происходит в форме совместной работы учителя и класса.

Работа с «объективно» трудным классом начинается с диагностики с целью уточнения его социально-психологического статуса. Результаты диагностики ложатся в основу программы социально-психологической работы с классом, в которую крайне желательно включить также учителей, работающих с ним, и, по возможности, родителей.

На завершающем этапе необходимо оценить эффективность проделанной работы. Это можно сделать разными способами: опираясь на мнение учителей, инициировавших начало работы, ориентируясь на результаты повторной психодиагностики или же используя эти приемы в комплексе. Желательно производить оценку эффективности не только сразу по окончании работы, но и некоторое время спустя, когда произошедшие с классом изменения ассимилируются в характеристиках его реальной жизнедеятельности.

Психодиагностика «трудного класса»

Психодиагностика «трудного класса» осуществляется привычными методами (наблюдением, опросом, тестированием), содержательное наполнение которых варьируется в зависимости от возраста учащихся (табл. 4).

Методы диагностики

Классы

1-3(4)

5-9

10-11

Эффективность деятельности

Оценка успеваемости

X

X

X

Экспертный опрос учителей и родителей

X

X

X

Наблюдение

X

X

X

Тест Э. Ф. Замбацявичене

X

 

 

Методика оценки умственной работоспособности

 

X

X

Социально-пси-
хологическяй
климат

Социометрия

X

X

X

Референтометрия

X

X

X

Цветовой анализатор мира

X

X

X

Наблюдение

X

X

X

Рисуночные методы

X

X

X

Тест Филлипса

 

X

 

Тест школьной тревожности

 

 

X

Мотивация совместной деятельности

Анкета

X

X

X

Незаконченные предложения

X

X

X

Рисуночные методы

X

X

X

Цветовой анализатор мира

X

X

X

Методика «Отношение к предметам»

 

X

X

Групповая идентичность

Незаконченные предложения

X

X

X

Рисуночные методы

X

X

X

Цветовой анализатор мира

X

X

X

В работе следует учитывать специфику каждого из предложенных методов.

Так, метод наблюдения позволяет собрать информацию о проявлении «трудности» класса в поведении составляющих его учащихся, то есть позволяет максимально конкретизировать первоначальный запрос учителя. Однако проведение наблюдения - очень трудоемкое мероприятие, требующее от психолога максимальной сосредоточенности. Кроме того,  отсутствие стандартизированной процедуры обработки данных, полученных с помощью наблюдения, затрудняет интерпретацию полученных результатов.

Метод экспертных опросов также позволяет уточнить первоначальный запрос, определив, является ли «трудность» класса объективной (то есть с ней сталкиваются и другие учителя) или субъективной. Таким образом, эти диагностические данные крайне ценны для планирования дальнейшей работы. Однако их достоверность напрямую зависит от социально-перцептивных способностей субъекта оценивания, то есть его способности заметить те или иные особенности поведения класса (или их отсутствие — ведь возможен и эффект припи­сывания несуществующей «трудности»).

Стандартизированные тесты позволяют получить количественные эквиваленты выраженности различных признаков «трудности» класса, что облегчает процедуру их обработки, интерпретацию полученных данных и сопоставление различных тестируемых групп (например, классов в параллели). В то же время к недостаткам такого типа методов можно отнести их зависимость от стремления учащихся продемонстрировать социально желательные образцы поведения. Кроме того, тесты, ориентированные на диагностику познавательной сферы, могут давать различные результаты в зависимости от формы проведения (индивидуальной или групповой), и при интерпретации полученных результатов важно опираться на соответствующие ситуации тестирования нормативные показатели.

Стандартизированные проективные методики во многом позволяют избежать эффекта социальной желательности. Но их проведение требует индивидуального общения с каждым испытуемым, что при фронтальной диагностике очень трудоемко. Кроме того, использовать такие методики с испытуемыми-подростками затруднительно в силу зачастую присущего им стремления к демонстрации той или иной жизненной позиции (пока еще не интериоризированной), собственного остроумия и т. д., что искажает полученные результаты.

Рисуночные проективные методы не имеют возрастных ограничений, благодаря чему являются универсальным психодиагностическим средством, позволяющим исследовать те аспекты отношений испытуемого к миру или самому себе, в которых он не отдает себе отчета, или же, замечая их, стремится скрыть от других людей (как вариант — от психолога). Однако у этих методов также есть вполне очевидные недостатки. К их числу можно отнести отсутствие стандартизированной процедуры обработки и интерпретации данных, что ставит точность интерпретации результатов в зависимость от опыта психолога и тем самым снижает достоверность полученных результатов. То же касается и потенциальной сопоставимости данных, полученных с помощью методик такого рода.

В следующих разделах параграфа подробно описаны характеристики, процедура проведения, обработки и интерпретации результатов наиболее распространенных методов диагностики «трудного класса», а также авторские модификации некоторых известных методик.



Работа школьного психолога с "трудным классом"

.

Ранее опубликовано:
"Трудный класс" - к определению понятия.
"Необучаемый" класс.

Далее читайте:
Метод наблюдения в работе с "трудным классом"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Родители ни при чем

Многие из нас слышали понятие «война полов». Большинство мужчин и женщин постоянно…

Школьный стресс

По данным Института возрастной физиологии, школа является причиной до 40% всех факторов,…

Причины школьной неуспеваемости

Ребенок не справляется с учебной нагрузкой. Ситуация более чем распространенная. Родители…

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов -…

Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-…