Развитие психики

Ключевые термины: либидо,стадии развития по З. Фрейду, Э. Эриксону, невроз, сознание, рефлексия, вторая сигнальная система, чувственная ткань, значения и смыслы, бессознательное, механизмы психологической защиты: вытеснение, замещение, идентификация, отрицание, проекция, рационализация, реактивные образования, регрессия.

Все, что существует, существует в развитии в постоянном изменении. Ранее (в статье «Предмет психологии, основные методы») мы отмечали, что выделяют два вида развития: филогенетическое и онтогенетическое. Любой из видов развития связан не только с процессом накопления количественных изменений, но и качественных преобразований.

Онтогенез опосредуется как наследственным аппаратом человека, так и особенностями среды, в которой он живет. Неоднозначны подходы к периодизации развития. Существует несколько классификаций. Представляет интерес подход З. Фрейда. Классификационным критерием здесь выступают закономерности развития либидо1:

а) оральная стадия охватывает период от рождения до 1 года. Ребенок нуждается во внешнем объекте, который обеспечивает ему удовлетворение базовых потребностей. Источником позитивных ощущений и переживаний (в основном при приеме пищи) является полость рта. «Застревание» на этой стадии в поздние возрастные периоды приводят к инфантильности, зависимости, повышенной конформности личности;

б) на второй стадии – анальной – от 1 года до 3 лет происходит фиксация личности на самой себе как источнике удовлетворения. Сохранение черт этой стадии в последующем развитии приводит к формированию таких качеств, как упрямство, жесткость, аккуратность, скупость и бережливость;

в) с 3 до 6 лет наступает фаллическая стадия развития. Ребенок начинает осознавать свои отличительные половые признаки и определенным образом относиться ко взрослым (родителям) как носителям сходных или противоположных половых черт. Фиксация характерных моментов этой стадии развития в позднейшем может, по мысли З. Фрейда, привести к невротизации2 личности, усилению агрессивности;

г) от 6 лет до начала полового созревания – латентная стадия – напряженность ослабевает и ребенок, отвлекаясь от сексуального характера влечений, концентрируется на социальных видах деятельности – на спорте, играх, учебе и т.п.;

д) генитальная стадия наступает в подростковом возрасте, когда для удовлетворения влечений ему требуется партнер.

Основываясь в целом на идеях З. Фрейда, Э. Эриксон в своей периодизации опирался на трансформации в стремлении личности к сохранению своей идентичности. Он выделил восемь стадий. Переход от стадии к стадии всегда связан с критическими фазами жизни, которые человеку необходимо преодолеть.

На первой стадии (до 1 года) формируется чувство доверия или недоверия к близким, которые откладывают определенный отпечаток на последующую жизнь.

На второй стадии (от 1 года до 3 лет) развиваются чувства обособленности от окружающей среды. В зависимости от того, как взрослое окружение реагирует на первые посылы ребенка к самостоятельным действиям (Я сам), чувство автономности может найти развитие в психологических структурах ребенка, либо трансформироваться в чувство зависимости.

Третья стадия (от 3 до 6 лет) характеризуется становлением механизмов соотнесения влечений и желаний личности с правилами поведения, нормами, которые приняты в социуме. Здесь развивается инициативность (если среда поддерживает активность ребенка) и чувство вины (если инициатива ребенка подавляется) как интегральные качества личности.

В период от 6 до 14 лет развивается трудолюбие или чувство неполноценности, неприспособленности, социальным фоном для которых служат отношения и оценки со стороны родителей, учителей и одноклассников.

На пятой стадии (14 – 20 лет) подросток определяется в своем дальнейшем жизненном пути: формируется ролевая идентичность через осознание особенностей своего Я, осмысление качественно своеобразного сочетания своих способностей. Здесь осуществляется выбор призвания, профессии, формируются карьерные ожидания. Затормаживание в становлении механизмов ролевой самоидентичности неизбежно отрицательно сказывается на внутреннем психологическом климате личности, порождая гамму чувств неопределенности.

Шестая стадия (от 20 до 35 лет) характеризуется стремлением личности к формированию близкого, интимного социального окружения. Чаще всего речь идет о семье и семейных отношениях. Незавершенность или отсутствие этих процессов порождают чувства изоляции, отчуждения.

Для седьмой стадии (от 35 до 60-65 лет) характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями: а) стремлением к творческому саморазвитию и б) стремлением к стабильности, покою. Первая тенденция стимулирует карьерный рост и достижение высоких статусных позиций в обществе. Вторая – приводит к стагнации3, остановке саморазвития и, считает Э. Эриксон, в конечном итоге, – к гибели.

Наконец, восьмая стадия наступает после 60-65 лет и знаменуется пристальным ретроспективным4 взглядом назад, на прожитую жизнь. В случае, когда человек осознает, что результатом его жизни является самореализация, у него формируется чувство удовлетворения, гармонии. Если жизнь представляется человеку непоследовательной, что не позволило адекватно выполнить собственную человеческую миссию, то возможны разнообразные невротические изменения психики и чувство страдания.

Существуют и другие периодизации, опирающиеся на другие или модифицированные критерии: в  частности, Л.С. Выготского, Д. Эльконина.

Важнейшим результатом филогенеза и онтогенеза является сознание – высший уровень психической активности, обеспечивающий целенаправленное поведение человека, основа самоконтроля и саморегуляции. Признаками сознания являются: наличие идеалов, нравственных и эстетических ценностей; осознание своей сущности посредством рефлексии, сущности других людей и отношений между ними; способность к абстрактному мышлению (в том числе и при помощи разнообразных интеллектуальных схем), к формирования второсигнальных систем5, в частности, языку, как способу выражения мыслей; способность к прогнозированию; наличие внимания.

Структурными элементами сознания выступают: чувственная ткань, значения и смыслы. Первый структурный элемент (чувственная ткань) складывается в результате работы восприятия, памяти и мышления, формирующих систему образов и представлений. Значения содержательно закрепляют знания людей об объективном мире. Они встроены в культурный контекст и фиксируются в языке, знаковых системах, а следовательно – передаются от человека к человеку. Смыслы отражают отношение конкретной личности к значению, они не могут быть прямо и непосредственно переданы от одной личности к другой, а порождаются каждый раз заново и индивидуально своеобразно в личностных системах координат. Таким образом, значения – это то, что объединяет людей, делает возможным их общение, личностные смыслы – ограничивают возможности общения, так как индивидуальный жизненный и культурный опыт отдельных людей всегда неповторим.

В структуре личности важное место занимает бессознательное – то есть совокупность физических и психических явлений и процессов, осуществляющихся без управления со стороны сознания.

Структура бессознательного по З. Фрейду: содержанием подсознательного выступают представления, желания, действия, устремления и др., ушедшие из сознания, но способные при определенных обстоятельствах вновь воспроизводится в нем; б) содержанием собственно бессознательного – то, что, будучи вытесненным из сознания, ни при каких обстоятельствах не возвращается в него в исходном, а только в трансформированном, видоизмененном (замещенном) виде.

Личность стремиться отстаивать свои автономность и целостность, поскольку неприятие ею каких-либо внешних или внутренних факторов, сил, процессов приводит к невротическим изменениям. Для этого существуют механизмы психологической защиты:

а) вытеснение – переживания, образы памяти, имеющие психотравмирующее значение для личности, не забываются, но становятся недоступными сознанию, капсулируются, перемещаются в сферу бессознательного;

б) замещение — вытесненные в сферу бессознательного переживания, образы памяти в измененном виде возвращаются в сферу сознательного (часто в виде невроза), сохраняя при этом психотравмирующее влияние на личность;

в) идентификация – перенос на себя мотивов и качеств, присущих другому лицу или группе, самоотождествление себя с определенной социальной группой (например, по половому, возрастному, социокультурному и др. признакам);

г) отрицание – игнорирование психотравмирующего переживания, образа восприятия;

д) проекция – перенос психотравмирующего переживания, негативных оценок на других людей, так как личность не хочет по различным причинам признавать их наличие у себя;

е) рационализация – облагораживание истинных мотивов действий, даже если эти действия в сущности глубоко аморальны или преступны;

ё) реактивные образования – преобразование негативного переживания, чувства в свою противоположность, когда его психотравмирующее воздействие сглаживается;

ж) регрессия – использование поведенческих рисунков, которые приводили к позитивному результату на более ранних этапах личностного развития (например, в детстве), но в текущей ситуации выглядят неестественно.

1 Либидо (от лат. libido – влечение, желание, стремление) – одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные к вытеснению и сложной трансформации в патологические состояния или сублимации. Позднее К. Г. Юнг отрицал ограниченность либидо сексуальной энергетикой, рассматривая его как психическую энергию вообще.

2 Под неврозом понимается функциональное психическое расстройство, при котором человек осознает свое состояние и не утрачивает способности управлять своим поведением: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний.

3 От лат. stagno – делаю неподвижным.

4 Ретроспекция (от лат. retro – назад и specio – смотрю) – обращение к прошлому, обзор прошедших событий.

5 Вторая сигнальная система формируется при воздействии речевых или знаковых сигналов. Понятие ввел в 1932 г. И. П. Павлов.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.