Развитие универсальных учебных действий. Классный час

Развитие УУД.
Классный час


Содержание:

Особая задача, которую Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителем, – это развитие метапредметных универсальных учебных действий. Классный час может стать одним из ресурсов решения этой задачи. Именно на нем у педагога появляется возможность привить школьникам универсальные способы деятельности во внеучебных условиях.

Двойная цель

Особенностью современного классного часа становится не только решение неких воспитательных или организационных задач, но и передача «инструментов» – способов их решения. Приведем несколько примеров.

Класс готовится к празднику. Необходимо распределить обязанности по подготовке. Для этого нужно ответить на несколько вопросов: Что за праздник у нас будет? Какие важные составляющие праздника можно выделить? Кто из нас какую часть будет готовить? Последовательный поиск ответов на эти вопросы есть не что иное, как примененное на практике познавательное универсальное учебное действие – умение анализировать.

Другая ситуация: детям необходимо принять решение о выборе общеклассного проекта или формы помощи, которую они готовы оказать подшефному детскому дому. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо продумать и обсудить следующие вопросы: какова цель нашей работы? из каких вариантов мы будем выбирать? что для нас важно в этой работе, по каким признакам мы будем сравнивать? какой из вариантов обладает большим количеством важных для нас признаков? Сделать выбор между несколькими вариантами возможно, используя умение сравнивать. Вопрос

Главные признаки, которыми обладает классный час, работающий__ на формирование универсальных учебных действий, таковы:

  • Двойная цель – решение конкретной организационной или иной задачи и тренировка в применении универсального способа.
  • Осознанная работа с универсальным способом – последовательностью конкретных действий, алгоритмом.
  • Создание предпосылок для дальнейшего использования подростками конкретного умения – как на уроках, так и во внеучебной деятельности.

Важно, чтобы школьники, решая конкретную задачу по распределению обязанностей или осуществляя выбор, осознавали универсальный способ, которым они в данный момент пользуются. Тогда подростки смогут применить его в дальнейшем. Но для этого необходимо раскрыть его для них или напомнить, как они применяли этот способ на уроке для решения учебных задач.

Ниже приведена разработка мероприятия для учащихся 5-го класса. Содержательная составляющая этого классного часа – подготовка к «Посвящению в пятиклассники», а развивающая – работа над метапредметным коммуникативным умением аргументировать свою точку зрения. Тема подготовки к «Посвящению…» взята в качестве примера и может быть заменена на другую, исходя из плана воспитательных мероприятий школы или плана воспитательной работы конкретного педагога.

Помимо классного руководителя, желательно участие еще одного взрослого – помощника для работы с группой экспертов. Это может быть кто-то из учителейпредметников или школьный психолог. Кроме того, присутствие другого педагога из числа работающих в данном классе ценно с точки зрения командной работы специалистов по формированию данного умения.

Для проведения мероприятия потребуются: проектор; листы бумаги А4; бумажный скотч; маркер; цветные ценники; песочные часы; бейджи с надписью «Эксперт», а также раздаточный и наглядный материал из приложений.

Знакомство с умением

На этом этапе происходит постановка задач классного часа. Столы расставлены для работы трех групп, отдельно в ряд стоят столы для группы экспертов.

Ведущий напоминает ребятам о предстоящем посвящении в пятиклассники. На этом празднике каждому классу необходимо представиться с помощью «визитки» – небольшого плаката, на котором будет рассказано, каким ученики видят свой класс, в чем его самая главная особенность. Данный классный час посвящен тому, чтобы определить главное качество, которое будет отражено на «визитке».

Кроме того, школьникам предлагается потренироваться в умении аргументировать свою точку зрения. Прежде всего педагог предлагает ребятам выяснить, что такое умение аргументировать.

Сначала выслушиваются и обсуждаются версии детей. Затем на доске или экране появляется определение (Приложение 1).

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателем.

Ведущий предлагает школьникам обсудить следующие вопросы:

  • Когда у человека возникает потребность в аргументации?
  • Каким людям необходимо уметь аргументировать свою позицию?
  • Какими преимуществами обладает человек, который умеет хорошо аргументировать свою точку зрения?

Подводя итог всем высказанным версиям, можно сделать вывод, что умение аргументировать нужно любому человеку, независимо от того, кто он по профессии. Чаще всего аргументация необходима тогда, когда несколько людей должны прийти к общему мнению по какому-либо вопросу.

Принципы аргументации

На следующем этапе ученикам предстоит разобраться, как грамотно аргументировать свою точку зрения. Для этого нужно ответить на вопросы, которые появляются в виде изображения на экране или карточки на доске (Приложение 2).

Справа расположены таблички с высказываниями (Рис. 1), с которых стоит начинать ответ на каждый из вопросов. Чтобы усложнить задачу, можно сначала спросить учеников, для какого именно вопроса предназначены соответствующие слова, и только выслушав их версии, провести соответствующие линии.

Важно обратить внимание подростков, что ответ на последний вопрос (формулирование вывода) всегда связан с целью обсуждения.

Развитие универсальных учебных действий

В качестве упражнения педагог предлагает игровую ситуацию. Например, школьник со своими друзьями принимает решение, какой подарок подарить однокласснику на день рождения. Высказываются и аргументируются разные точки зрения. Возможна тренировка и на других примерах: решение о покупке билетов в кино или цирк, необходимость убедить взрослого в чем-либо и т.д.

Выбор качеств

Теперь ученикам предстоит вернуться к первой задаче и определить, какое качество самое главное для их класса. Для начала учитель задает вопросы:

  • Ваш класс – какой?
  • Какое качество отличает вас от других пятых классов?

Выслушиваются версии учеников. Наиболее часто звучащие варианты ведущий записывает на отдельные листы формата А4, прикрепленные к доске (одно качество – один лист). Затем он предлагает ребятам выбрать из перечисленных идей только три – самые верные и интересные – для того чтобы их детально обсудить.

Школьникам предлагается проголосовать «ногами». Каждый из участников должен решить, какое из названных качеств кажется ему наиболее верным, какая версия ближе всего, и по команде ведущего подойти к соответствующему листу.

После того как все выбрали для себя одно из качеств класса, можно посчитать, что в результате получилось. Педагог озвучивает три качества, к которым подошло наибольшее количество человек. Но это еще не окончательный результат. Теперь надо обсудить, какое же из трех качеств действительно отражает специфику класса и может быть представлено на «визитке».

Работа в группах

Подросткам, выбравшим определенное качество, необходимо аргументировать свою точку зрения, доказать, что именно оно и является главной особенностью класса. Таким образом, появляется три рабочих группы. Они занимают свои места за столами, где будут работать. Оставшиеся ученики (те, кто подошел к табличкам с другими качествами) становятся экспертами. Их задача – оценивать результаты работы групп с точки зрения верного применения аргументации. Эксперты получают бейджи, садятся за отдельный стол – несколько столов в ряд, стоящих лицом к доске. Второй педагог также занимает позицию эксперта.

Для того чтобы аргументировать свою точку зрения относительно самого важного качества, отличающего класс, каждая из групп использует специальный бланк (Приложе ние 2). После обсуждения нужно кратко записать на нем ответы на вопросы. У групп будет 2 минуты на выступление по результатам обсуждения. В результате ребята не только выберут одно качество, но и потренируются в умении аргументировать свою точку зрения.

Экспертам предстоит оценивать уровень аргументации выступлений. На экране или доске вывешивается оценочный лист (Приложение 3). Пока группы работают с бланками, ведущий выдает каждому эксперту по три оценочных листа и инструктирует их по работе с ними.

Итоговое голосование

Группы выходят с заполненными бланками и аргументируют свою точку зрения – почему выбранное ими качество должно быть представлено на «визитке» класса. Эксперты работают с оценочными листами. Затем группы вывешивают на доску свои бланки и листок с названием качества. Педагог-помощник помогает экспертам быстро собрать все оценочные листы и подсчитать сумму баллов, которые получила каждая группа.

голосование

После того как участники выслушали аргументы в защиту каждого качества, всему классу необходимо осуществить окончательный выбор. У ребят будет возможность проголосовать за два из трех качеств. Для этого каждый получит два желтых ценника. Нужно подойти к доске и приклеить каждый из них на лист с одним из качеств. При этом нельзя оба ценника наклеить на один лист. После того как все (включая экспертов) проголосовали, происходит подсчет ценников на каждом листе и определяется, какое качество собрало наибольшее количество голосов. Когда качество выбрано, ведущий просит экспертов озвучить оценку работы каждой группы.

Обсуждаются результаты общей работы в поисках ответа на вопрос – были ли решены обе задачи? Школьники делятся впечатлениями и мнениями.

Желательно, чтобы таблица с вопросами, на которые необходимо было ответить, чтобы аргументировать свою точку зрения, осталась висеть в классе. К ней можно будет обращаться как к подсказке при необходимости аргументировать свою точку зрения.

Приложение 1.: «Определение понятия Аргументация«.

Приложение 2.: «Бланки на доску«.

Приложение 3.: «Оценочный лист«.

Презентация: «Учимся аргументировать свою точку зрения».

{edocs}docs/Учимся-аргументировать-свою-точку-зрения.ppt,97%,380px,link{/edocs}

Александра Теплицкая,
психолог-методист центра психологического сопровождения образования
«ТОЧКА ПСИ», г. Москва


Источник: «Классное руководство и воспитание школьников»
№10 (ноябрь) за 2012 год

Классный час «Развитие универсальных учебных действий»



Читайте также:
Я и моя семья — классный час.
Выбор профессии – это серьезно — классный час.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.