Рисуем чувства. Диагностические приемы для работы с детьми

В работе с детьми зачастую возникает необходимость экспресс-диагностики их эмоционального состояния или психологических характеристик. На начальном этапе работы с ребенком и группой приемы экспресс-диагностики позволяют установить контакт и получить общее представление о содержании и задачах дальнейшей работы. С этой целью мы разработали диагностические приемы, позволяющие психологу на начальном этапе работы сориентироваться в том, что происходит с ребенком.

Диагностический прием «Четыре эмоции»

С целью конкретизации запроса или так называемого проблемного поля, для постановки гипотезы мы стали использовать проективную методику «Четыре эмоции». Она помогает установить доверительный контакт с детьми (особенно с теми, которые сами не идут на контакт или не могут сформулировать проблему), ориентирует на сотрудничество, так как в своем эмоциональном мире ребенок не всегда может разобраться четко, сформулировать понимание отношений, ощущений, чувств. С помощью методики мы можем понять, какие чувства испытывает ребенок в настоящий момент по отношению к тому или иному явлению. Эти чувства могут быть как ситуативными, то есть отражающими его сиюминутное эмоциональное состояние, так и давними глубокими переживаниями ребенка, раскрывающими причинно-следственные связи, которые и определяют его поведение.

Необходимые материалы: схема на листе А4 (приложение 1); карточки с изображением различных эмоций: радость, тревога, злость, грусть (приложение 2); цветные карандаши, фломастеры.

1-й этап. Вводный

Ребенку последовательно показывают карточки с изображением различных эмоций ( тревога, злость, радость, грусть).

Взрослый, когда показывает ребенку карточку, задает вопросы:

— Как ты думаешь, что такое радость? В каких жизненных ситуациях можно чувствовать радость? По каким признакам можно определить, что человек радуется? Покажи мимикой радость.
— А что такое злость? Что вызывает чувство злости? Чем злость отличается от радости? Покажи мимикой злость.
— Что такое грусть? Как ты понимаешь слово «грусть»? Покажи мимикой грусть.
— Что такое тревога? Когда можно испытывать чувство тревоги?

Покажи мимикой тревогу.

После вербального описания психолог предлагает записать определение этих понятий.

Рекомендации для психолога: описание ребенком этих понятий помогает взрослому определить, как ребенок понимает эти термины.

Психолог после описания ребенком эмоций предлагает ему разделить листок на четыре равные части (это условие очень важное) и нарисовать различные жизненные ситуации, в которых он испытывает эти четыре эмоции.

— Нарисуй, в каких ситуациях ты испытываешь эти эмоции?

Рекомендации для психолога: над каждым рисунком необходимо написать название эмоции.

2-й этап. Основной

Беседа по рисунку начинается с описания той эмоции, с которой начинает сам ребенок ( желательно под рисунком фиксировать ответы ребенка с целью выявления актуальной проблемы).

Во время беседы важно задавать открытые вопросы для уточнения проблемы.

Например:

— В каких ситуациях ты это испытываешь?
— Что ты чувствуешь в этой ситуации?
— Что ты хотел бы изменить в этой ситуации?
— Что можно сделать в этой ситуации?
— По-твоему, что может объединять эти эмоции, что между ними общего?

Можно на этом этапе использовать методику «Горячий стул» для диалога эмоций между собой ( по желанию ребенка: между какими эмоциями он бы провел диалог).

Анализ результатов

Необходимо проанализировать, сколько раз в четырех рисунках использовался сюжет, который можно отнести к одной категории (проблеме). Чем больше в различных эмоциях распознается одна тема, тем в большей степени актуальна она для ребенка. Наш опыт показывает, что в 30% случаев в основе переживаний детьми целого ряда различных эмоций лежала одна проблема, не всегда осознаваемая ими.

Пример. Ребенок приходил на консультацию с жалобой, что родители его не понимают, но вовремя беседы не смог конкретизировать и описать случаи непонимания. Во время выполнения этим ребенком задания выяснилось следующее: «Я злюсь на родителей из-за того, что они не покупают кроссовки, хотя и обещали ( у родителей нет времени для похода в магазин). Испытываю грусть от того,что эти кроссовки раскупят. А тревогу я испытываю потому, что не могу сказать родителям, что необходимо поторопиться с покупкой, они меня не поймут». Радость он испытывает от мысли, что ему все-таки купят эти кроссовки.

По нашему мнению, этот прием весьма целесообразно использовать для диагностики с целью выяснения актуальной проблемы ребенка. Данная методика помогает ребенку осознать проблемную область, что приводит к изменению его восприятия и отношения к проблеме. На смену тревоге и страху приходит понимание объективных причин, по которым он испытывает эти эмоции.

Таким образом, имея информацию, которую дает этот несложный прием, можно придать индивидуальной работе с детьми большую целенаправленность, исследовать личность с помощью использования неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Методика может также использоваться в коррекционной работе с целью развития умений анализировать различные эмоциональные состояния и выделять актуальную эмоциональную проблему, а также для снятия эмоционального напряжения.

Диагностический прием «Сказочные персонажи»

Данный диагностический прием может быть применен как вводное упражнение для снятия психоэмоционального напряжения как часть процедуры знакомства психолога, тренера или классного руководителя с новой группой детей. В первую очередь методика ориентирована на учащихся среднего звена школы, хотя весьма эффективно работает в старших классах, студенческих группах и даже в педагогических коллективах. Большим достоинством предлагаемой методики является простота применения и скорость интерпретации полученных данных. Результативность методики неоднократно подтверждалась повторной диагностикой учащихся на основе хорошо известных специалистам тестов, направленных на изучение типологии личности. Для выполнения задания требуется стандартный лист бумаги (идеально серой или желтоватой — не офисной) и простой карандаш, хотя не исключается работа цветными карандашами, а в случае продолжения работы в арт-терапевтическом ключе (трансформация, переработка образа) — и красками (гуашь, акварель).

Инструкция. Нарисуйте, пожалуйста, на выбор: сказочное солнышко, или волшебное зеркало, или Колобка из сказки.

Если участники начинают задавать вопросы относительно выполнения задания, инструкцию следует повторить, дополнив следующим образом:

Нарисуйте так, чтобы было понятно — это персонажи сказки.

Ориентировочное время работы от 5 до 10 минут, работа завершается, когда все участники выполнили задание.

Интерпретация

Символ, который выбирают дети, позволяет высказать предположения об их личностных характеристиках и типе темперамента.

Сказочное солнышко — его, как правило, выбирают активные дети с лидерскими способностями, стремлением демонстрировать себя, быть на высоте. Часто этот рисунок выбирают экстраверты и сангвиники.

Колобок из сказки — чаще всего этот образ выбирают дети с высокой динамической активностью, организаторскими способностями, стремлением активно взаимодействовать, двигаться. Как правило, колобка рисуют экстраверты и сангвиники.

Волшебное зеркало — его, как правило, выбирают наблюдательные дети, склонные к пассивному взаимодействию, им свойственна дипломатичность и  высокая эмоциональная отзывчивость. Чаще всего этот образ выбирают флегматики и меланхолики.

Дополнительную информацию можно получить, анализируя рисунок на основе критериев интерпретации штриховки и деталей лица к методикам «Дом–дерево–человек», «Автопортрет».

Подчеркнем, что данный прием имеет ориентировочный характер и его результаты, как и данные любой проективной методики, следует интерпретировать осторожно, не делая однозначных и далеко идущих выводов.

ЛИТЕРАТУРА

Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 320 с.: ил.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1999.

Скачать приложения.

Рисуем чувства. Диагностические приемы для работы с детьми.

Антон ПРОСКУРИН, педагог-психолог, МБОУ «Гимназия № 7»;
Татьяна МАЗУРЕНКО, педагог-психолог, МБОУ «СОШ №6»;
Юлия СИДОРЧУК, ведущий специалист отдела общего образования
Управления общего и дошкольного образования, г. Норильск



Читайте также:
«Рисуем каракули» — арт-терапевтический прием.
Арт-терапевтические техники работы с негативными эмоциями.
Психология детского рисунка для родителей.
Психологический рисуночный тест «Моя семья».

Похожие статьи

Комментарии закрыты.