«Рисуем каракули» — арт-терапевтический прием

«Я не умею рисовать», «У меня не получается» — с этими фразами сталкиваются многие родители, педагоги, психологи, предлагая ребенку порисовать. Ребенок даже не пытается что-то сделать сам, просто отказывается от попыток что-либо изобразить. Это может быть связано с различными факторами. Например, с уже имеющимся опытом негативной оценки продуктов творчества. Иногда ничего по сути не значащая, как кажется взрослым, фраза воспринимается ребенком болезненно и приводит к отказу от этого вида деятельности. Причина отказа от изобразительной деятельности может быть связана и с имеющимся у ребенка опытом жесткого ограничения свободы в творчестве, когда взрослый слишком настойчиво вмешивается в процесс: или с дидактической целью «научить, как надо», или чтобы не испачкать одежду, мебель и пр.

Одна моя коллега вспоминает, как тяжело вздыхала ее мама, видя в руках дочери краски и кисточки, что воспринималось девочкой как однозначно негативная оценка любого ее художественного замысла и его воплощения. Прошло много времени, прежде чем коллега все-таки начала рисовать, кстати добившись в этой области немалых успехов.

Отказ от рисования может быть связан также с фрустрирующими факторами, когда ребенок не смог воплотить свой замысел из-за отсутствия изобразительных навыков или поддержки со стороны взрослых. Каракули, как известно, определенный этап в обучении детей рисованию. Это один из первых опытов соприкосновения маленького человека с изобразительными средствами, дающий ребенку представление о том, что его действия могут получить реальное воплощение, результат.

Для детей постарше каракули могут стать, с одной стороны, игрой с изобразительными средствами, не обязывающей создавать что-то «правильное, красивое», с другой стороны — опытом создания необычного творческого продукта.

Предлагаю свой опыт работы с детскими каракулями.

Девочка рисует

Первый вариант работы — рассматривание репродукций с абстрактными изображениями (это могут быть репродукции В. Кандинского, К. Малевича и других художников), нахождение конкретных образов в, казалось бы, непонятной целостности. Как-то раз, путешествуя по Вене, я забрела в музей Альбертина на выставку абстракционистов. К моему большому удивлению, я обнаружила там огромное количество детей и подростков разного возраста, которые сидели перед картинами на подушках, разложенных на полу. Им что-то говорил молодой человек, вероятно проводивший с детьми экскурсию. Они поворачивали головы то в одну сторону, то в другую, рассматривали картины под разными углами зрения. Издавали возгласы, вскакивали, что-то показывали на непонятных полотнах, радовались друг другу, хлопали, восклицали, охали. С точки зрения нашей традиционной педагогики, вели себя ужасно: крутились, ложились на пол, но не отрывались от картины, очень медленно и увлеченно переходя по залу, тщательно рассматривая разные полотна.

В то время меня просто потрясло то, что я увидела. Я и сама не могла оторвать глаз от того, что многие назвали бы просто «мазней». Эта «иностранная» идея засела в сознании крепко.

Набор метафорических карт «ЕССО», вызвавший сначала недоумение как у детей, так и у родителей, а потом бурный восторг и азарт, укрепил мое желание создавать «непонятные» абстрактные картины с детьми, подростками и взрослыми. Я часто использую готовые самодельные репродукции на различных занятиях. Например, когда речь идет о непохожести разных людей. Рассматривание картин, где в одном изображении разные люди видят разные образы, является живой иллюстрацией уникальности взглядов, позиций, дает повод для размышлений и обсуждений.

Пример

На консультации — мама и дочь 14 лет. Мама требует послушания, девочка — свободы. Типичная история. Беседа проходит напряженно, ни одна из сторон не склонна слушать собеседника. Я предлагаю « выдохнуть и поиграть», принять участие в эксперименте.

Каждая берет по три картинки с непонятными изображениями ( кстати, использую для этого репродукции картин В. Кандинского) так, чтобы другая не видела, что на ней изображено. Задача: придумать каждой картинке название, предварительно рассмотрев ее. Затем все картинки перемешиваются. Каждая по очереди говорит название своей картины, вторая должна угадать, где названная картина.

Игра захватила семью. Мама и дочь по очереди бурно выражали удивление, связанное с найденными образами. При обсуждении игры мама и дочь обратили внимание, что им обеим было интересно, потому что они внимательно слушали друг друга. Мама сказала, что потрясена фантазией дочери. Вынесенный из этой игры опыт стал началом конструктивного диалога с этой семьей.

Второй вариант работы — создание собственного набора каракулей разными способами и средствами. Способы, которые я предпочитаю предлагать использовать детям и их родителям, проводя занятия по арт-терапии:

— рисование поочередно то правой, то левой рукой,
— рисование с закрытыми глазами,
— рисование с помощью отпечатков (монотипия),
— рисование пальцами,
— рисование ногами и др.

Девочка с рисунком

Сами способы необычного рисования вызывают активный интерес у детей, снимают страх перед тем, что «не получится», воспринимаются скорее как игра, нежели как рисование.

Материалы, которые в этом случае имеет смысл использовать:
— пальчиковые краски,
— акварель, гуашь,
— акварельная и масляная пастель и др.

Разные материалы усиливают ощущение игры, новизны, обогащают сенсорный и изобразительный опыт участников.

Пример

На консультацию пришла бабушка с 10-летним внуком, опекуном которого она является. Мама мальчика лишена родительских прав. Мальчик живет с бабушкой уже три месяца, ее тревожит, что он закрыт, стремится избегать общения. Бабушка на предварительной встрече говорила, что старается заботиться о внуке « как можно лучше», приучает его к порядку, чистоте, правильному питанию и не понимает, «чего ему не хватает».

Я предлагаю бабушке и внуку порисовать. Бабушка выражает готовность только посмотреть, как это будем делать мы, мальчик молчит. Я объясняю, что рисовать мы будем не в привычном понимании этого слова, а особенными, необычными способами. Сама начинаю рисовать пальцами, демонстрирую решимость делать свободные, даже несколько хаотичные движения, экспериментируя с цветом, делая отпечатки разными предметами, использую разные материалы.

Постепенно в процесс включается ребенок. Бабушку приходится дополнительно стимулировать, ее удивляет мое неэкономное отношение к изобразительным средствам. Мальчик, увлеченный процессом, начинает что-то напевать, все время улыбается. Бабушка обратила внимание на изменения в настроении ребенка.

При дальнейшем общении с бабушкой мы много говорили о свободе и ограничениях, о потребностях ребенка в творчестве и экспериментах. Надо отдать должное бабушке, дальше на моих занятиях она охотно рисовала пальцами, всей ладонью, активно поддерживая все наши эксперименты. Отметила, что сама увлеклась процессом.

На последующих занятиях мы оживленно обсуждали то, что получалось в процессе «нашего хулиганства». При этом меня в этих диалогах становилось все меньше и меньше, так как бабушка и внук перестали нуждаться в моем посредничестве. Так, медленно, но верно между членами этой семьи возник диалог.

Детский рисунок

Хочу отметить, что часто в процессе рисования каракуль ведущему приходится самому принимать в нем активное участие, демонстрируя свободное проявление собственной творческой активности. Особенно это касается неуверенных, тревожных, далеких от изобразительной активности клиентов. Однажды я получила комплимент от 5-летней девочки, которая неожиданно перешла со мной на ты: «Ты как маленькая, совсем не похожа на взрослую». По сей день искренне считаю эти слова лучшей похвалой.

Важным этапом этой формы работы является рассматривание получившихся изображений. По сути, на этом этапе происходит возвращение к тому, что творческий продукт — это результат не только игры, но и рисования. Данный этап связан с оценкой значимости получившегося творческого продукта. Рассматривание включает совместное со всеми участниками обсуждение ассоциаций, образов, связанных с каждой картинкой каракулей. Для этого каждая работа может рассматриваться на разном уровне удаления от глаз участников, в разном положении.

Третий вариант работы — объединение разных каракулей одного или нескольких участников в общую картину. Эта работа предполагает пошаговое выполнение следующих действий: — индивидуальное нахождение образов в каракулях; — вырезание определенных изображений; — определение сюжета, объединяющего вырезанные изображения в индивидуальную или общую кар тину; — выбор средств для создания фона для картины (размер листа, возможности изготовления фона и дополнительных деталей); — создание большой композиции ( вклеивание, дорисовка, оформление и др.).

Иногда такая картина помещается на обычном альбомном листе, иногда занимает несколько метров обоев.

Пример

Запрос у семьи, пришедшей на консультацию, — «объединиться, как это было раньше», до смерти младшего ребенка, которого все вместе старались спасти, а потом все вместе оплакивали. Муж с женой и двумя девочками похоронили третьего ребенка год назад, и «семья стала разваливаться, каждый оказался сам по себе».

Все члены семьи соглашаются с тем, что с этой ситуацией надо « что-то делать». Очевидно, что в семье обсуждается сложившаяся ситуация, но обсуждения не дают желаемого результата. Я предлагаю семье принять участие в необычном эксперименте. Каждый член семьи создает каракули с закрытыми глазами с помощью масляной пастели определенного цвета ( в данном случае каждый член семьи выбирал цвет, соответствующий его настроению). Потом мы обмениваемся листами и дополняем имеющиеся каракули, внося в них свой цвет, только каракули рисуем с закрытыми глазами и двумя руками.

На этом этапе члены семьи начинают оживленно переговариваться друг с другом. Обмен листами продолжается до тех пор, пока каждый не оставил свой след на всех четырех листах. Каждый новый способ оставлять каракули вызывает бурные эмоции членов семьи, они со смехом наблюдают, как меняется их собственный стартовый лист. Рассматривая итоговые работы, каждый высказывал свою гипотезу по поводу получившегося образа, но решение принимал тот, кто первым начинал рисовать каракули на данном листе.

Когда образы были вырезаны, семья вся вместе должна была придумать общую картину, в которой объединились бы индивидуальные работы. С задачей семья справилась быстро, все вместе создавали фон, вклеивали свои картинки. При итоговом обсуждении сошлись во мнении, что надо просто что-то начинать делать всем вместе, например создать картину подобного типа с помощью гуаши, акварели, чего-нибудь еще, выражали радость от совместно проведенного времени. Безоговорочно было решено забрать картину домой.

Таким образом, каракули стали поводом для совместного времяпрепровождения, разговора, дела, объединяющего семью.

Важной частью данной формы работы является презентация итогового творческого продукта, особенно если картина из каракулей создается индивидуально. У нас в центре есть целая коллекция таких необычных картин, они всегда привлекают к себе внимание и взрослых, и детей, побуждают к творчеству, вызывают вопросы. Потенциал этих работ в том, что они вызывают ответный импульс у людей, которые их рассматривают, стимулируют их к творческой деятельности, создают удивительную творческую атмосферу, где делать что-то необычное не страшно

Четвертый вариант работы — придумывание названия

Четвертый вариант работы — придумывание названия абстрактной картине, как известной, так и созданной самостоятельно. Процесс выбора названия может быть как связан с содержанием картины (то есть с ее рассматриванием), так и не связан. Во втором случае мы опираемся скорее на ощущение от картины, эмоциональный отклик на нее, более интуитивное, нежели разумное прочтение ее содержания. Такая работа с изображениями требует высокого доверия и к ведущему, и к себе самому.

Пример

Работая с группой студентов-психологов, предлагаю им выбрать изображение, которое сегодня нравится больше всего. После сделанного выбора прошу дать картине название. Мы обсуждаем, как данное изображение и название связано с актуальным состоянием молодых людей. Такая работа способствует развитию рефлексии, выносу во внешний план внутреннего содержания, состояния.

Названия самостоятельно созданных из каракулей картин, как и их содержание, могут быть очень разными, неожиданными. Примеры таких названий: «Плачущий ослик под дождем», «Змеиный клубок», «Взрыв мира», «Нежная роза и разгневанная оса» и др.

Иногда я задаю авторам вопрос: «Чем эта картина похожа на тебя? Что это название говорит о тебе?» Очень редко ответ бывает быстрым, иногда осмысление может длиться несколько дней или недель — как правило, это всегда открытие чего-то нового в себе, инсайт, если хотите…

Перечисленные варианты работы могут рассматриваться как отдельные, самостоятельные, не связанные между собой, а могут — как этапы последовательной индивидуальной или групповой работы с детьми, подростками, взрослыми. Если исходить из программного подхода, то важно отметить еще один этап работы с каракулями.

Пятый вариант работы — фотографирование автора со своей картиной.

Этот этап является важным и обязательным. Для клиента, особенно ребенка, это дополнительное подтверждение того, что результат его труда значим, достоин внимания, хорош, ценен.

Детский рисунок

— А зачем вам фотографировать мою работу?
— Потому что мне кажется, что то, что ты создал, достойно этого, я хочу иметь такую фотографию на память. Мне нравится то, что у тебя получилось.
— Правда, нравится?!

Типичный диалог с детьми в процессе фотографирования, при котором важно присутствие родителей. Часто последний вопрос задают мне именно они. Бережному отношению к детскому творчеству надо учить мам и пап, потому что выброшенный детский рисунок — это часто жестокий удар по детской самооценке и стремлению к творчеству.

Я не выбрасываю детские каракули много лет, иногда мы дорисовываем уже кем-то созданные линии и закорючки с детьми и подростками. Но есть такие, что являются ценными уже сами по себе, из некоторых я делаю карточки для игр, какие-то дорисовываю сама. Иногда привычка ничего не выбрасывать очень помогает.

Детские каракули, непонятные изображения, странные фотографии — весь этот неоднозначный, непонятный материал является мощным импульсом для творчества, стимулом к придумыванию и самораскрытию. Задумайтесь, вдруг это и про вас.

«Рисуем каракули» —
арт-терапевтический прием для индивидуальной работы
и семейного консультирования.

Татьяна УШАКОВА
кандидат педагогических наук, зав. отделением психолого-педагогической помощи населению Сергиевопосадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, Московская область

Читайте также:
Арт-терапевтические техники для работы с негативными эмоциями.
«Мой ребенок — мой цветок» — проективная арт-терапевтическая методика.
Проективная методика для диагностики школьной тревожности.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.