Ситуационный подход к пробаеме стресса


Наибольший вклад в развитие ситуационного подхода к преодолению стресса внес Рихард Лазарус, разработавший когнитивно-трансактную теорию стресса. Р. Лазарус и с. Фолкман [Lazarus, Folkman, 1984] рассматривают стресс как трансакцию между организмом и средой. Лазарус не отрицает влияния личностных факторов на процесс преодоления стресса, подчеркивая, что совладание со стрессом — это динамический процесс. Большое значение в рамках данной теории придается когнитивной оценке стресса и стрессовой ситуации в целом. Когнитивная теория стресса предполагает, что процесс преодоления стресса начинается с когнитивной оценки человеком стресса и стрессовой ситуации в целом. Лазарус выделяет три типа когнитивной оценки, влияющих на процесс преодоления. Первичная оценка включает в себя определение уровня угрозы и свойств стрессора. Эта оценка также зависит от психологических характеристик личности. При вторичной оценке индивид оценивает наличие и возможности использования ресурсов для преодоления стресса. Переоценка представляет собой обратную связь, оценивающую соотношение характеристик стрессовой ситуации и возможностей ресурсов преодоления. После когнитивной оценки личность начинает использовать возможные стратегии преодоления стресса.

Эти идеи нашли широкое распространение в современной практической психологии. Пример этому — модель стресса, предлагаемая Дж. Гринбергом [2002], в соответствии с которой жизненные ситуации, требующие адаптации, могут восприниматься нами как стрессовые. Когнитивная оценка ситуации как травматичной, угрожающей может привести к тому, что мы будем воспринимать ее как стрессовую, негативную, что повлечет за собой переживание определенных негативных эмоций. Эмоциональное возбуждение (которое может проявляться как гнев, страх, раздражение), в свою очередь, «запустит» реакции физиологического возбуждения, проявляющиеся в увеличении частоты дыхания и сердцебиения, повышении мышечного напряжения, артериального давления и др. Если такое состояние носит длительный характер, то следствием его могут стать болезнь, чувство хронической усталости, снижение работоспособности, потеря интереса к жизни и многое другое.

Модель стресса Д. Гринберга
Модель стресса Д. Гринберга

Таким образом, станет ли жизненная ситуация причиной стресса, зависит от ее когнитивной оценки человеком. Одна и та же ситуация может стать для одного человека стрессогенной, а для другого вовсе не угрожающей. И даже для одного и того же человека в разное время одна и та же ситуация в одном случае может быть стрессовой, а в другом — нет. Значит, когнитивная оценка ситуации обусловлена как личностными особенностями самого человека, так и социальным контекстом (семейной атмосферой, ситуацией на работе), в котором человек находится в данный момент.

Любая стрессовая ситуация имеет свои объективные параметры, однако каждый из этих параметров оценивается субъективно (когнитивная оценка). При оценке ситуации мы оцениваем такие параметры, как предполагаемая продолжительность, наши возможности для контроля над ситуацией, возможность изменчивости ситуации в будущем, анализируем наш опыт преодоления подобных ситуаций и т. д. [Perrez, Reicherts, 1992]. Но каждый из этих показателей мы оцениваем субъективно.

Для того чтобы увидеть, как сильно влияет когнитивная оценка ситуации на поведение в стрессе, рассмотрим только один из объективных показателей стресса — степень контроля ситуации. Если степень контролируемости ситуации низкая — например, в случае тяжелой неизлечимой болезни, на течение которой трудно влиять, — мы будем испытывать больший стресс, чем в ситуации, в которой мы обладаем высокой степенью контроля (например, при лечении простуды). Однако в медицине известны случаи, когда в стрессовой ситуации больные с низкой степенью контроля (в случае неизлечимой болезни) считали, что все равно могут влиять на ее исход и контролировать процесс. И в результате болезнь отступала. Ярким примером этому является история болезни Валентина Дикуля, которому удалось преодолеть неизлечимую болезнь позвоночника и не только вылечиться, но и настолько укрепить свой позвоночник, чтобы в дальнейшем поднимать значительные тяжести, непосильные обычным здоровым людям.

Одним из важнейших факторов стрессоустойчивости современные исследователи считают выбор копинг-стратегии, адекватной стрессовой ситуации. Копинг-стратегия — это способ управления стрессом, который выбирает человек в ситуации, воспринимаемой им как угроза собственному здоровью или благополучию.

Р. С. Лазарус и С. Фолкман [1984] предложили разделять стратегии преодоления на проблемно-ориентированные (направленные на решение возникшей проблемы) и эмоционально-ориентированные (направленные на изменение собственных установок и регуляцию негативных эмоций). Первый вид стратегий эффективен тогда, когда мы считаем, что в силах изменить ситуацию и уменьшить влияние стрессора на личность. Такое поведение относится к активному копингу.

Эмоционально-ориентированный копинг следует выбирать в том случае, если мы не можем контролировать ситуацию, но можем снизить уровень собственного эмоционального напряжения. Подобное поведение относится к пассивному копингу. Активные стратегии считаются учеными более адаптивными, так как при выборе пассивных (избегание, подавление мыслей и чувств, связанных со стрессовой ситуацией) проблема остается. Однако выбор пассивных стратегий может временно облегчить переживание напряженной ситуации.

Современные исследователи считают, что выделение только проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного копинга дает слишком упрощенный взгляд на поведение человека в стрессе. В действительности реальное поведение людей отличается использованием самых разнообразных стратегий, направленных на преодоление стресса. На сегодняшний день не существует общепризнанной классификации копинга.

Ученые предлагают различные варианты классификации копинг-стратегий, указывая, что. несмотря на то что одни из них кажутся нам более конструктивными по сравнению с другими, их нельзя разделить на адаптивные и дезадаптивные. Каждая из перечисленных ниже стратегий может быть полезна для тех или иных людей в тех или иных обстоятельствах. С. Карвер и М. Шеир [Carver, Scheier, 1989] выделяют следующие стратегии совладания со стрессом:

  1. активное преодоление — активные действия, направленные на преодоление стрессовой ситуации;
  2. планирование — обдумывание плана и стратегии поведения;
  3. подавление конкурирующих видов активности — избегание отвлечения на другие виды деятельности, с тем чтобы более сконцентрироваться на разрешении стрессовой ситуации;
  4. сдерживание  совладания   —   избегание  поспешных действий, ожидание момента более благополучного, с точки зрения личности, для принятия каких-либо активных действий;
  5. поиск социальной поддержки в инструментальных целях — стремление получить нужную информацию или совет;
  6. поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам — стремление найти людей, которые бы могли выслушать, посочувствовать, оказать моральную поддержку;
  7. сконцентрированность на эмоции и ее высвобождении — стремление выразить негативные чувства, связанные с переживанием стрессовой ситуации;
  8. поведенческое «отключение» — регулирование усилий, направленных на взаимодействие со стрессором;
  9. ментальное «отключение» — мечты, фантазии, грезы, сон, которые используются для отвлечения от мыслей, связанных со стрессовой ситуацией;
  10. позитивные реинтерпретации — стремление найти какие-либо позитивные моменты в стрессовой ситуации;
  11. отрицание — отказ верить в существование стрессора;
  12. принятие — принятие реальности стрессора;
  13. обращение к религии — поиск утешения в Боге и религии;
  14. употребление алкоголя/наркотиков как способ забыть о проблеме и временно улучшить свое самочувствие;
  15. юмор — стремление найти что-то смешное, комическое в стрессовой ситуации.

В настоящее время в психологической литературе взаимодействие личности и стресса все чаще описывается в рамках нового интегративно личностно-ситуационного подхода [Moos, Hall, 1998; Крюкова, 2006; и др.]. Данный подход предполагает, что значимость ситуации для индивида, ее когнитивная оценка и особенности личности будут оказывать влияние на выбор способов преодоления стресса. Преодолевающее поведение в этом случае рассматривается как средство, позволяющее человеку как можно лучше адаптироваться к требованиям ситуации. Представители этого направления считают, что в процессе копинг-поведения личность может использовать самые разные стратегии на различных этапах преодоления, меняя и совмещая их, оценивая эффективность и постоянно учитывая влияние ситуации.

Суммируя результаты многих исследований, можно перечислить основные факторы, обусловливающие особенности преодолевающего поведения личности в стрессогенной ситуации.

Среда — социальная поддержка (возможность удовлетворения социальных потребностей в близости, защите, информации, практической помощи, разрядке, успокоении и т. д.), условия жизни и работы, социальная сеть, качество межличностных отношений, особенности социально-экономической и политической обстановки в обществе и ближайшей социальной среде.

Индивидные особенности — врожденные особенности (генетическая предрасположенность), пол, характер протекания беременности у матери, тип высшей нервной деятельности (особенности темперамента).

Социально-психологические характеристики личности:
социальные характеристики личности — возраст, здоровье, образование, социальный статус; личностные особенности (характер, определенные черты личности, самооценка, механизмы психологической защиты); субъективное восприятие стрессовой ситуации.

Реакции личности на стресс — адаптивные/дезадаптивные (копинг): поведенческие, физиологические, когнитивные, эмоциональные.

Стресс — объективные параметры стрессовой ситуации (длительность, продолжительность, изменчивость, контролируемость), которые могут быть оценены со стороны возможных экспертов и определены путем изучения поведения в данной ситуации, характерного для большинства людей из репрезентативной выборки и т. п.).

Факторы, влияющие на формирование реакции личности на стресс
Факторы, влияющие на формирование реакции личности на стресс

Таким образом, сопротивляемость стрессу зависит от личностных характеристик человека, социальной ситуации, в которой он находится, и особенностей взаимодействия между человеком и ситуацией. Следует учитывать также, что все указанные на схеме источники стресса находятся в постоянном взаимодействии и влиянии друг на друга. Все это свидетельствует о необходимости комплексного решения проблемы повышения стрессоустойчивости человека.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.