Стресс-менеджмент педагогической деятельности

Стресс-менеджмент в педагогической деятельности


Часть I. ЭМОЦИИ. РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА

Профессия учителя требует большой эмоциональной отдачи. Чтобы заинтересовать учащихся, увлечь их своим предметом, объяснить материал доходчиво, педагогу нередко приходится быть еще и артистом. Эмоциональные педагоги обладают большим преимуществом по сравнению с неэмоциональными, потому что только им подвластно зажигать детские сердца и вести учеников или воспитанников детского сада за собой. Они, как правило, популярны и любимы. Но, к сожалению, существует и обратная сторона медали: часто наши эмоции дают о себе знать в самый неподходящий момент, например тогда, когда необходимы сдержанность и хладнокровие. Умение управлять своими эмоциями — важное профессиональное качество, которое необходимо вырабатывать любому педагогу. С.Л. Рубинштейн (2002, с. 586) отмечает, что «если стремление подавить или искоренять эмоции в корне неверно, то умение регулировать их проявление необходимо».

Но прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, давайте разберемся с тем, что же такое эмоции. Известный советский физиолог П.К. Анохин (1984, с. 172) дает такое определение: «Эмоции — это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения».

Вопрос о том, как научиться управлять своими эмоциями, в настоящее время актуален, как и несколько десятилетий назад, к нему обращаются многие специалисты. Питер Шарп, автор руководства по «эмоциональной грамотности» для родителей, учителей и других специалистов, работающих с детьми, описывает эмоциональный мир человека таким образом:

Люди горячие.
Люди холодные,
Иногда я свечусь,
Иногда — словно одурачен.
Люди часто смеются,
Люди часто плачут,
Иногда я счастлив,
Иногда болезненно стеснителен.
Люди могут сжиматься,
Люди могут расти,
Иногда я открыт,
Иногда — не очень.
Чувства — сильные,
Мысли — тоже.
Но если одно без другого,
То кто же я тогда?
(Peter Sharp, 2001)

Почему же именно для педагогов так важно умение управлять эмоциями? Да потому, что эмоциональное состояние одного учителя, вос­питателя «зажигает» десятки, сотни детей, находящихся рядом с ним в классе или в группе детского сада. И умение владеть собой необходимо не только самому педагогу, но и окружающим его детям.

Безусловно, эмоции и мышление тесно связаны между собой (Изард К.Э., 1999; Рубинштейн С.Л., 1999; Дружинин В.Е., 2003; Greenberger D., Padesky K.A., 1999 и др.). Наверное, поэтому в последние годы назрела потребность в конструировании нового понятия «эмоциональный интеллект».

Теорию «эмоционального интеллекта» разрабатывают психологи Питер Саловей и Джек Майер (Salovey P., Mayer J., 1990). По их мнению, эмоциональный интеллект — это способность понимать и распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, с тем чтобы управлять ими в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми. П. Саловей и Дж. Майер выдел или 4 основных аспекта данного понятия, каждый из которых, в свою очередь, включает определенные способности.

1. Восприятие эмоций:

  • способность распознавать свои эмоции;
  • способность распознавать эмоции других людей (в процессе непосредственного общения, в литературных произведениях и фильмах);
  • способность точно выражать эмоции и эмоциональные потребности;
  • способность находить различия между искренним и неискренним проявлением эмоции.

2. Использование эмоций для улучшения мышления:

  • способность включать эмоции при выполнении мыслительных операций;
  • способность использовать эмоции для лучшего запоминания и принятия решений;
  • способность использовать изменения настроения, чтобы оценивать различные точки зрения;
  • способность применять эмоции в процессе создания чего-либо нового.

3. Понимание эмоций:

  • способность понимать, как одна эмоция может быть связана с другой;
  • способность осознавать, что вызвало данные эмоции и что может за этим последовать;
  • способность понимать возможность одновременного проявления различных эмоций;
  • способность понимать, как одна эмоция может повлиять на другую.

4. Управление эмоциями:

  • способность быть открытым, эмоциональным проявлениям как положительным, так и отрицательным;
  • способность исследовать причины появления определенных эмоций;
  • способность вызывать определенные эмоциональные состояния, продлевать их и выходить их них;
  • способность управлять своими эмоциями;
  • способность помогать другим справляться с их эмоциями.

Развитие эмоционального интеллекта в школьном возрасте может помочь снизить агрессию учащихся, уменьшить необходимость в употреблении алкоголя и никотина в подростками (Salovey P. Et al., 2004), уберечь от наркомании и суицида современную молодежь.

Развитие эмоционального интеллекта может служить профилактикой возникновения таких нарушений, как депрессия, раздражительность и т. д., что является особенно важным для педагогов, испытывающих постоянные эмоциональные перегрузки. Именно поэтому при подготовке профессионального педагога развитие эмоционального интеллекта является одной из важных составляющих. Распознавание общего эмоционального настроя класса необходимо при планировании и при спонтанной корректировке учебного процесса. Например, опытный учитель, заметив, что учащиеся или воспитанники устали, перевозбуждены или огорчены чем-либо, постарается внести изменения в план урока уже в первые минуты занятия. Это может быть ободряющая шутка, релаксационное упражнение, сюрпризный момент. Если педагог видит, что дети еще не полностью переключились с предыдущего вида деятельности или не настроились на занятия, он может предложить им решение нестандартной задачи или загадки.

В общении с родителями педагогу также важно уметь своевременно распознать эмоциональное состояние собеседника, что позволит грамотно и эффективно спланировать предстоящую беседу. Так, если родитель очень возбужден и не способен адекватно воспринимать информацию, опытный педагог, как правило, предоставит ему возможность выгово­риться (а при необходимости — выпустить пар) и только после этого перейдет к сообщению важной информации.

Поскольку профессия педагога предусматривает большое количество контактов, а вместе с тем и большую эмоциональную нагрузку, случается, что в процессе беседы с родителями воспитатель или учитель проявляет излишне эмоциональную позицию. Безусловно, каждый из нас имеет право на проявление собственных эмоций, однако желательно осознавать, относятся ли они к конкретной ситуации, не решаем ли мы в данный момент свои личные проблемы за счет «подвернувшихся под руку» мам и пап. К тому же, научившись понимать и анализировать свои эмоции, нам легче будет признать и право родителей на эмоциональные проявления, научиться понимать и не реагировать так остро на вспышки партнеров по общению, которым необходимо выпустить пар.

Умение распознавать свои эмоции также необходимо педагогу для построения эффективного общения. Понимание собственных негативных эмоций учителем или воспитателем является первым шагом на пути управления ими и ситуации в целом. Например, педагог, осознав, что в данную минуту его поведением движет гнев, вызванный неприятным разговором по телефону с супругом, может вовремя остановиться и не позволить осуществиться переносу этого гнева на школьную ситуацию (в классе с учениками или в беседе с родителями и коллегами). Учитель, чувствует, что не может совладать с собственными эмоциями, Имеет возможность либо взять таймаут, отменив разговор, либо извиниться перед собеседником, объяснив, что его состояние вызвано не связанными с данной встречей событиями. Кроме того, если педагог ощущает эмоциональное напряжение, он может воспользоваться одним из релаксационных упражнений, которые обычно выполняет с детьми.

Если же педагог не уделяет должного внимания своему эмоциональному состоянию, возможен вариант возникновения такого эмоционального нарушения, как депрессия, гнев, беспокойство и др. (Oatkey K., 2004; Г.Браун, Т.Харрис (Braun G.W., Harris T.O., 1978). Авторы одного крупнейших исследований XX столетия в области женской депрессии (Angyle M., 2001) выявили одну из главных причин этого нарушения: серьезное несоответствие реальности личной жизни женщины уровню ее притязаний. К сожалению, как показали исследования, проведенные в 1998 году в 54 странах мира, уровень удовлетворенности жизнью в странах бывшего Советского Союза занимает одно из последних мест среди стран Европы, Америки, Африки, Азии и Австралии. Другое исследование, проведенное в Англии в 1996 году, показало, что люди, которые могут находить время для занятий своим любимым делом, чувствуют себя более счастливыми (Angyle M., 1996). Таким любимым делом может стать спорт, музыка, вечерние курсы, танцы, религия, общественная работа, кружки и т. д.

С. Рейнольдз (1997) считает, что, для того чтобы почувствовать себя счастливым, не стоит зацикливаться на каком-либо одном аспекте жизни. Счастливые люди занимаются самообразованием в разных сферах: физической, умственной, семейной и т. д., кроме того, обязательно верят в себя. В 1920 году врач Эмиль Коу заставлял своих пациентов многократно повторять везде и всегда одну и ту же фразу о том, что им становится лучше и лучше. Таким простым способом он увеличил число выздоровевших пациентов пятикратно.

П. М. Левинсон и М. Граф (1973) дают такие рекомендации против депрессии:

  • смеяться;
  • думать о чем-то хорошем, что может произойти в будущем;
  • думать о людях, которых мы любим;
  • дышать свежим воздухом;
  • лежать на пляже;
  • носить чистую одежду;
  • иметь свободное время;
  • слушать музыку;
  • смотреть передачи о диких животных;
  • улыбаться людям и др.

Многие из этих рекомендаций полезны для педагогов, особенно для женщин, которые иногда забывают о своей личной жизни, своих хобби и полностью посвящают себя работе (или добыванию денег). Такой фа­натизм приносит свои плоды — высокие результаты учащихся (или вы­сокие заработки), — но может привести и к профессиональному «вы­горанию» педагога, что в конечном итоге обязательно отразится на самочувствии его самого и окружающих.

Продолжение следует…

Стресс-менеджмент в педагогической деятельности


Часть I. «Эмоции. Роль эмоционального интеллекта в работе педагога»


Часть II. «Профессиональное выгорание педагога и его профилактика»


Часть III. «Профилактика стресса. Управление стрессом»


По книге Мониной Г. Б., Лютовой-Робертс Е. К. «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)»


На ту же тему:

Похожие статьи

Комментарии закрыты.