Тренинг для старшеклассников «Хочу быть психологом»

Сценарий тренинга для старшеклассников

Введение в профессию психолога, столь заманчивую для многих современных подростков, подразумевает знакомство с основами общей психологии, смыслом и формами психологической помощи, требованиями профессии к человеку, со спецификой тренинговой работы.

Тренинг предназначен для старшеклассников, желающих познакомиться с профессией психолога, абитуриентов и студентов психологических вузов.

Тренинг состоит из пяти двухчасовых занятий, которые рекомендуется проводить один-два раза в неделю в течение одного-двух месяцев. Оптимальное количество участников программы — 10–15 человек. Продолжительность и содержание тренинга может корректироваться ведущими в зависимости от количества участников и групповой динамики.

Занятие 1. «Будем знакомы!»

Цели: знакомство участников, создание доброжелательной и рабочей атмосферы, уточнение цели тренинга, принятие правил поведения в группе.

Представление ведущего и участников «Имя + главное»

Время работы:  10 минут. Ведущие здороваются с участниками и предлагают познакомиться таким образом, чтобы каждый по очереди назвал свое имя и продолжил фразу: «Главное, что я хочу сказать о себе, это…»

Ведущие задают темп и расставляют необходимые содержательные акценты знакомства (например, говоря о своем интересе к работе в сфере «Человек— человек», об опыте участия в тренингах и ведения тренингов и т.д.).

Игра-разминка

Время работы:  5–7 минут. Все участники сидят в кругу и вместе выполняют следующие движения: один хлопок по коленям, один хлопок в ладоши, один щелчок пальцами левой руки, один щелчок пальцами правой руки. Какое-то время все настраиваются на один общий ритм, а затем тренер на щелчок левой руки называет свое имя, а на щелчок правой руки — имя кого-нибудь из круга. Тот человек, чье имя назвали, на щелчок левой руки называет свое имя, а на щелчок правой руки — имя следующего участника, и так далее.

Упражнение «Дерево ожиданий»

Время работы:  30 минут.

Материалы: стикеры в форме листиков, заранее нарисованное и прикрепленное на стену большое дерево, ручки, ватман, маркеры, скотч, ножницы.

Участники пишут на стикерах в форме листиков свои ожидания, продолжая две фразы: «Я надеюсь… я опасаюсь…», озвучивают, а затем приклеивают на заранее подготовленное «дерево».

Один из ведущих группирует все надежды и все опасения, записывая их на ватман. Сразу после каждого высказывания идет обсуждение: что нужно сделать, чтобы опасения остались лишь опасениями, а надежды оправдались.

Ведущие комментируют ожидания участников и рассказывают о целях и задачах тренинга, знакомят с расписанием занятий.

Принятие правил групповой работы

Время работы: 20 минут. Материалы: «свод законов», написанный на большом листе или выведенный на экран, листы и ручки.

Участникам предлагается подумать и записать 3–4 правила, которые, по их мнению, важны для эффективного тренинга. Затем участники обсуждают все варианты, приходят к единым формулировкам и пониманию сути каждого правила.

После того как будет готов общий список правил, ведущий показывает «свод законов». Группе дается возможность доработать свой список с учетом этих правил, которые ведущий может прокомментировать.

  • Правило пунктуальности. Если мы начинаем вовремя, то время тренинга не будет тратиться на ожидание опоздавших.
  • Правило работы От и До. Предполагает активное участие каждого во всех упражнениях и на всех занятиях, без пропуска по неуважительным причинам, которые можно обсудить отдельно.
  • Правило обращения. Участники тренинга договариваются обращаться друг к другу, как правило, по имени и на «ты». Обращение к тренерам возможно (и даже желательно) на «ты».
  • Здесь-и-теперь. Предметом обсуждения должно быть только то, что происходит в группе (процессы, чувства и мысли участников, за исключением взгляда в прошлое или будущее, если этого требует инструкция).
  • Правило искренности и открытости. Способствует получению участниками тренинга честной обратной связи, запускает механизмы самосознания и эффективного межличностного взаимодействия в группе.
  • Принцип Я. Высказываться следует от первого лица.
  • Слушать и слышать. Всё происходит не ради процесса, а для результата, соответственно, слушать и слышать — это право и обязанность каждого участника тренинга.
  • Правило конфиденциальности. Всё, что затрагивает личность и интересы участников, должно остаться внутри группы — естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности, доверия и открытости. Даже если участники рассказывают своим близким о том, что происходит в группе, «герои» историй не должны быть названы и узнаваемы.
  • Критикуешь — предлагай! Обязывает участников высказывать альтернативные предложения и решения каких-либо групповых задач, если они не согласны с предложением кого-то из участников или тренера, а также помнить об ответственности за общие групповые процессы.

Упражнение «Футболка»

Время работы: 25–30 минут.
Материалы: белые футболки, нитки, иголки, клей, степлер, водостойкие маркеры, наклейки, стразы, бисер, куски лент, аппликации и др.

Ведущие. Сейчас мы подарим вам по футболке. За 15–20 минут вы можете по своему вкусу украсить ее девизами, символами или рисунками.

По окончании задания участники комментируют результаты своей работы: что означает рисунок, символ или девиз, чем он привлекателен, что говорит футболка о своем хозяине.

Вопросы для обсуждения

  • Смогли бы вы носить свою футболку?
  • Какая из чужих футболок вам понравилась больше всего? Почему?
  • Кому из присутствующих вы хотели бы подарить свою футболку? Сделайте это.

Игра «Любим не любим»

Время работы: 15 минут. Участники тренинга сидят, вытянув руки ладонями вверх. Каждый по очереди называет то, что он любит или не любит. Тот, кто разделяет его предпочтения, загибает палец. Тот, кто загнул все десять пальцев, заканчивает игру и внимательно слушает других. В качестве сопровождения можно использовать запись песни В. Высоцкого «Я не люблю». Подведение итогов. Ведущие обращают внимание участников тренинга на то, как много у них общего, подчеркивая единство группы.

Упражнение «Звездопад»

Время работы: 10–15 минут.
Материалы
: карточки в форме звездочек с афоризмами или цитатами по теме занятия, которые заранее раскладываются в помещении текстом вниз.

Ведущий. Иногда мы не замечаем, как с неба падают звезды, а ведь могли бы загадать желание! Часто то, что может принести нам радость, находится рядом. Сейчас именно такой случай — у вас есть шанс увидеть свою звезду, которая, возможно, принесет вам радость. Оглянитесь по сторонам и найдите свою собственную «звезду» из числа тех, что есть в помещении!

После того как участники сели на места, ведущий предлагает по очереди зачитать слова, написанные на звездах, и сказать, насколько они созвучны каждому, какие они вызывают мысли и ассоциации. Возможен краткий анализ: что ценного для себя вы нашли в упавшей звезде? Что ценного и примечательного для себя вы нашли в послании звезд у других участников? Как можно использовать послания звезд в нашей дальнейшей работе в рамках тренинга?

Подведение итогов занятия

Время работы: 10 минут.

Каждому участнику необходимо одним-двумя словами сказать, что было самым интересным для него на сегодняшнем занятии. Ведущий резюмирует высказывания участников, благодарит за работу и сообщает о времени следующего занятия.

Варианты карточек-звезд

Каждое дитя до некоторой степени
гений, и каждый гений
до некоторой степени дитя.
А. Шопенгауэр
Всякий видит, чем ты кажешься,
немногие чувствуют, кто ты
на самом деле.
Н. Макиавелли
Люди похожи на оконные стекла.
На солнце они сверкают,
но во тьме их истинная красота
открывается лишь благодаря
свету, идущему изнутри.
Э. Кюблер-Росс
Человеческая жизнь похожа
на коробок спичек. Обращаться
с ним серьезно — смешно,
обращаться несерьезно — опасно.
А. Рюноскэ
Человек, которому никто
не нравится, гораздо несчастнее
того, который сам никому
не нравится.
Ф. Ларошфуко
Хотя мальчишки побивают
лягушек камнями ради забавы,
лягушки умирают
по-настоящему.
Плутарх
Если хочешь иметь то, чего никогда
не имел, то должен делать то, чего
никогда не делал…
Конкуренция — это замечательно!
Она создает определенную
энергию в группе.
Помни, что ты имеешь право
на свои чувства. Как, впрочем,
и окружающие — на свои…

Занятие 2. «Что такое психология?»

Цели: поддержание рабочей атмосферы в группе, уточнение представлений участников о психологии, самодиагностика профессиональных интересов, знакомство с понятием «профессионально важные качества».

Приветствие участников

Время работы: 10 минут.
Каждый участник тренинга по очереди называет самую яркую ассоциацию или символ прошлого занятия.

Разминка «Летающие кошки»

Время работы: 5–7 минут.
Материалы
: 3–4 небольшие плюшевые кошки (или другие мягкие игрушки).

Ведущий бросает мягкую игрушку одному из участников, который ловит ее и кидает следующему. И так продолжается до тех пор, пока игрушка не побывает у каждого из участников и не вернется обратно к ведущему, который вводит в игру еще одну «кошку». После того как группа достигает максимального темпа, ведущий бросает третью кошку — и так далее. Упражнение важно закончить на пике радостного настроя группы.

«Психология — это…»

Время работы: 20 минут.
Ведущий. Продолжите фразу: «Психология — это… » (Участники высказываются по очереди, затем ведущий резюмирует услышанное.)

Дословно психология — наука о душе. Психология изучает причины поступков человека, которые определяются его мотивами и потребностями. Психология помогает человеку понять себя и других людей, узнать особенности характера и мышления, профессиональные интересы и склонности.

Древние ученые и философы Лао-цзы (600 лет до н.э), Конфуций (500 лет до н.э.), Сократ (450 лет до н.э.), Платон (400 лет до н.э.), Аристотель (350 лет до н.э.) были настоящими психологами, потому что они оказывали благотворное влияние на своих учеников, стимулируя их эмоциональный, духовный и интеллектуальный рост.

Сегодня психология необходима в самых различных сферах: образование, управление, медицина, правоохранительные органы, средства массовой коммуникации и многие другие. Психологи работают с дошкольниками, школьниками, студентами, безработными, родителями детей и подростков, предупреждают конфликтные ситуации в организациях и на производстве и помогают их урегулировать, если не удалось предотвратить, оказывают психологическую и психотерапевтическую помощь, учат эффективному поведению в ходе тренингов, подобных нашему.

Треугольник Кедрова

Треугольник кедрова

Ведущий. Выдающийся ученый Б.М. Кедров представил все науки в виде треугольника, вершину которого составляют естественные науки, нижний левый угол — социальные, то есть общественные науки, нижний правый угол — философские науки. Между естественными и философскими науками располагается математика, между естественными и социальными — технические науки. Психология же в этом треугольнике занимает центральное место. Как вы думаете, почему?

Одно из направлений психологии — психологическая диагностика. В конце XIX века английский ученый Ф. Гальтон провел массовое обследование 10 тысяч посетителей Лондонской международной выставки по семнадцати различным параметрам, показав, насколько велики различия между людьми даже одного возраста. С тех пор в психологии широко используется особый способ измерения свойств человека — тесты, или методики. С помощью методик можно многое узнать о человеке. Большинство методик основаны на самооценке, то есть способности оценивать себя. Чем искреннее ответы, тем точнее результаты.

Определение типа будущей профессии

(методика Е.А. Климова в модификации Г.В. Резапкиной)

Время работы: 30 минут.
Материалы
: бланки и опросники к методике «Определение типа будущей профессии».

Ведущий. Методика «Определение типа будущей профессии» помогает уточнить сферу профессиональных интересов. Прочитайте каждое утверждение и примерьте его на себя — насколько оно вам подходит. В бланке рядом с номером высказывания поставьте «+», если оно вам подходит. (Вопросы и бланк с ответами см. в приложении к статье.)

1. «Человек—природа»

Представителей этих профессий объединяет любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, направленная на охрану и приумножение природных ресурсов. Хороший специалист должен все знать о живых организмах и прогнозировать их развитие. Для этого нужна инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, внимание и терпение. Человек, работающий в сфере «человек—природа», должен быть спокойным и уравновешенным. Назовите профессии, относящиеся к этой группе.

2.«Человек—техника»

Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области. Назовите профессии, относящиеся к этой группе.

3. «Человек — знаковая система

Мы встречаемся со знаками намного чаще, чем думаем. Это цифры, коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы, формулы. Человек воспринимает знак как символ профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир символов и знаков и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию. Назовите профессии, относящиеся к этой группе.

4. «Человек—искусство»

К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью, — творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие. Назовите профессии, относящиеся к этой группе.

5. «Человек—человек»

К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.

Назовите профессии, относящиеся к этой группе. Эти профессии называются помогающими, или социономическими (от слова социум — общество). Они предъявляют особые требования к человеку:

Склонности
и предпочтения
Выраженные
способности
  • Обслуживание людей
  • Лечение
  • Обучение
  • Воспитание
  • Защита прав и безопасности
  • Управление людьми
  • Коммуникативные способности
  • Эмоциональная устойчивость
  • Быстрая переключаемость внимания
  • Эмпатия
  • Наблюдательность
  • Организаторские способности
  • Умение внимательно выслушивать людей

Даже выбирая профессию, не связанную непосредственно с общением, вы поступите правильно, если обратите внимание на общительность и контактность. Подумайте, на что направлено ваше внимание — на людей или на себя? С кем бы вы хотели общаться — с собой или с другими?

Главное содержание труда в профессиях этого типа сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа.

Упражнение «Лучшие из лучших»

Время работы: 20 минут. Ведущий. С детства вы общаетесь с представителями социономических профессий — воспитателями, врачами, учителями, психологами. Нас обслуживают продавцы, официанты, консультанты. Все ли они обладают перечисленными качествами? Много ли среди них тех, кого можно назвать профессионалами? Расскажите хотя бы об одном из них — в чем смысл его профессии, как он выполняет свою работу, в чем проявляется его профессионализм? Если в вашей жизни такие люди не встречались, приведите примеры из книг и фильмов.

Упражнение «Скала»

Время работы: 20 минут.
Материалы
: мел, лента.

Ведущий. Чтобы понимать других людей, важно самим испытать разные чувства, обсудить многие темы. Я хочу предложить вам непростое, но очень интересное и важное путешествие.

Ведущий чертит мелом линию на полу, обозначая край «скалы», или кладет ленту. Участники встают в плотную шеренгу с одной стороны этой полосы, создавая «скалу», при этом их позы могут быть разными, руки могут быть выставлены вперед, ноги — заступать за линию, образуя «щели» и «отвесы». Первый участник в этой шеренге становится «скалолазом», его задача: пройти вдоль этой «скалы», от первого до последнего участника, не упав в «пропасть», то есть не поставив свою ногу за пределы обозначенной линии.

И «скалолаз», и участники, образующие «скалу», сами выбирают способ решения этой задачи. Упражнение проводится в форме цепочки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому в роли «скалолазов», где вновь «встраиваются» в нее. Надо сказать участникам, что, во-первых, необходимо уложиться в определенное время, во-вторых, каждый обязательно должен побывать в роли «скалолаза», в-третьих, очередность в цепочке менять нельзя — надо двигаться в том порядке, в каком встали в самом начале упражнения. Если «скалолаз» срывается в «пропасть», то ВСЕ начинают с самого начала (даже если сорвался последний «скалолаз», упражнение начинается с прохождения пути всеми предыдущими участниками, начиная с первого).

Ведущему следует следить за соблюдением правил упражнения, в случае необходимости останавливать «скалолазов», возвращая всех в начало упражнения. При этом важно помнить о поддержке участников, выражать им уверенность и надежду, что все получится!

Вопросы для обсуждения

  • Какие чувства возникали при выполнении этого упражнения?
  • Что чувствуете сейчас?
  • Что помогало и что мешало справиться с заданием?
  • Как реагировали на ошибки?
  • Изменилось ли что-то в нашей группе после упражнения?
  • Что общего у «скалолазов» и учителей, врачей, психологов?

Подведение итогов занятия

Время работы: 10 минут.

Ведущий. Что больше всего запомнилось вам на этом занятии? Изменились ли ваши представления о психологии? Что нового вы узнали о себе?

Каждый участник должен сказать, что было самым важным для него на сегодняшнем занятии. Ведущий резюмирует высказывания участников, благодарит за работу и сообщает о времени следующего занятия.

Приложение.: Сценарий тренинга для старшеклассников.

Галина РЕЗАПКИНА
Александра СОБОЛЕВА
Источник: журнал «Школьный психолог» №7-8 2013 год

«Хочу быть психологом»
тренинг для старшеклассников

Читайте также:
Развиваем чувство юмора — классный час.
Профессия психолог.
Классный час для старшеклассников «Прекрасное далеко».
Похожие статьи

Комментарии закрыты.