Творческие формы проведения родительского собрания

Предлагаемая автором творческая форма общения на родительских собраниях и сотрудничества с родителями помогает уйти от формализма, дает возможность услышать и понять друг друга, формирует единство взглядов на вопросы воспитания и единство требований к ребенку со стороны его семьи и классного руководителя. А это путь к успеху в воспитании!

Идеал ребенка

Убеждена, что классный руководитель и родители должны быть партнерами в воспитании детей, вместе оказывать школьникам помощь в решении проблем, возникающих у них, создавая условия для раскрытия ребенком его потенциала. В чем же проявляется партнерство классного руководителя и родителей? Кто из них, кому и чем может быть полезен?

Работая с родителями, стараюсь привлечь их внимание к проблемам учеников, создать условия для общения и взаимодействия родителей между собой с целью обмена опытом воспитания и поиска совместных идей, ценностей, путей решения проблем, связанных с преодолением трудностей подросткового возраста, а также с вопросами всестороннего развития детей.

Родительские собрания стараюсь проводить необычно. Например, поделив родителей на две группы (родители мальчиков и родители девочек), ставлю им задачу создать совместно портрет идеального сына или дочери. Работая в группах, родители размышляют над тем, какие качества они хотели бы воспитать в своих детях, какими личностными характеристиками обладают современные подростки, согласовывают свои взгляды и в ходе обсуждения задумываются над вопросом: «Кого мы хотим воспитать?». Затем от каждой группы выступает родитель, представляя общее мнение.

Взаимные ожидания

После обоснования портрета идеальной дочери и идеального сына переходим к обсуждению. Пытаемся проявить и разделить цели родителей и классного руководителя, достичь взаимопонимания и согласования позиций в вопросах воспитания. Мы обсуждаем их ожидания от меня как классного руководителя, а также мои ожидания и даже настойчивые требования к родителям.

Обсуждение проводим в форме «аквариума». Я выступаю в роли ведущего, родители сидят в два круга: внешний – большой, а внутренний – малый. Желающие высказаться по тому или иному вопросу садятся во внутренний круг. Те, кто находится во внешнем круге, внимательно слушают и после того, как все выскажутся, задают уточняющие вопросы или высказывают собственную точку зрения.

Такая форма общения нашла положительный отклик у родителей, поскольку позволила им на родительском собрании быть не пассивными слушателями, а активными участниками обсуждения важной для них темы, самим совместно искать пути решения проблем.

Метафора как прием

Еще один прием, который я использую, – «метафора» (напомню, что метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении).

Замок и ключ

На столе перед родителями раскладываю несколько навесных замков, среди которых один – в форме сердца, а к ним – несколько ключей. Предлагаю родителям подобрать ключи к замкам. Естественно, не ко всем получается.

Вместе мы приходим к выводу, что как ключ подходит не к каждому замку, так и к каждому ребенку нужен индивидуальный подход! Взрослым предстоит это понять, а главное – найти свой ключ к сердцу ребенка. Размышляя на эту тему, мы ищем вместе с родителями пути и способы помощи каждому ребенку в становлении, поиске себя, самоопределении.

Губка

Другой пример метафоры – губка. Демонстрирую родителям человечка, вырезанного из губки, и задаю вопрос: «Какими свойствами обладает губка?». Все довольно быстро откликаются, что она способна впитывать влагу. Так и ребенок впитывает в себя всю окружающую информацию, и наша задача – сделать так, чтобы она способствовала развитию, воспитанию в нем лучших качеств и ценностей.

Мы говорим о личном примере, который взрослые – родители, классный руководитель – показывают детям во всем: в отношении к окружающим, к порученному делу, к учебе, во внешнем виде и культуре речи.

Люди разных  профессий

Думаю, в разговорах о профориентации невозможно обойтись без помощи родителей, ведь они могут познакомить ребят со своими профессиями, помочь им в будущем профессиональном самоопределении. Увлеченные спортом и творчеством родители могут многому научить ребят сами или организовать встречи с интересными людьми. Хочу проиллюстрировать это конкретными примерами: родители сами предлагают организовать экскурсии на предприятия, такие как ТЭЦ-1, кузница, деревообрабатывающий завод. Некоторые из этих экскурсий были не только организованы, но и проведены родителями, что вызвало у ребят чувство гордости за своих родителей.

Встречи с людьми разных профессий – например, с инспектором дорожной службы, налоговым инспектором, олимпийским чемпионом по легкой атлетике – повлияли на формирование у школьников представлений о важности правовой грамотности, здоровом образе жизни.

Родители в нашем классе регулярно проводят мастер-классы: по изготовлению украшений, декупажу, вязанию игрушек. Когда приближаются юбилеи военной истории, рассказывают об участии в Великой Отечественной войне членов своих семей. Все это воспитывает у ребят уважение к семейным ценностям, интерес к освоению нового и дает возможность пообщаться детям и родителям.              

Очень ценю инициативу родителей, стараюсь поддержать ее, включая предложенные ими мероприятия в общий план воспитательной работы класса, и обязательно благодарю родителей на родительских собраниях, на классных часах. Ученики очень гордятся тем, что их родители активно участвуют в жизни класса. Это поднимает авторитет родителей в глазах детей.

День семьи

Не менее важным является взаимодействие родителей с детьми как в семье, так и в пространстве жизни класса. Но для этого необходимо создать условия. Такая возможность у нас появилась в период подготовки ко Дню семьи, когда мы пригласили для общения семьи класса, чтобы они узнали друг о друге что-то новое и могли обменяться опытом воспитания.

Как классный руководитель я имела возможность понаблюдать:

— как взаимодействовала семья в ходе подготовки к празднику;
— как взаимодействовала семья в ходе самого праздника;
— как общаются члены семьи между собой.

Наблюдение, как универсальный метод, позволяет спланировать будущую работу классного руководителя с ребенком и его семьей, с классом.

Подготовка ко Дню семьи требовала совместного участия всех членов семьи в выполнении творческой работы. Каждая семья по своему выбору должна была сделать герб семьи, родословную или фотоальбом. Общей канвой, связавшей воедино представления семей, были стихи, танцы, частушки, которые позволили продемонстрировать творческие способности ребят.

После каждого выступления ученик писал на стикере в форме яблочка фамилию своей семьи и прикреплял на дерево. Так родилась родословная всего класса – связывающее нас звено, которое рождалось у всех на глазах. Был сделан фильм «Семейный альбом класса», наглядно показавший, что школьники, родители и классный руководитель могут ощущать себя единой семьей. А сколько творческих работ родилось в результате этих часов семейного общения: герб семьи в стихах, презентации, фильмы, родословные…

Подготовка, пожалуй, имеет не меньшее значение, чем само мероприятие. При подготовке ко Дню семьи самым важным было общение детей и родителей, осознание семейных ценностей, совместное творчество, умение договориться и распределить роли при выступлении, поддержка друг друга (многие ребята и родители советовались со мной в период подготовки). Это было событие в жизни класса!

Совместное анкетирование

Анкетирование, проводившееся после Дня семьи, показало, что и взрослые, и дети были рады общению и совместному творчеству. Они уже не боялись предлагать самые неожиданные идеи для будущего праздника и высказали единодушное желание еще больше узнать о семьях одноклассников.

Анкета, которую я предложила ребятам и их родителям после мероприятия, содержала следующие незаконченные предложения: — На Дне семьи мне больше всего понравилось… — В будущем мне было бы интересно…

Полученные результаты обрадовали и оказались полезными в практической работе. Самое важное, что семьи нашли время пообщаться друг с другом и на празднике не было равнодушных.

Творческие формы проведения родительского собрания.

Татьяна Ванько, МБОУ «Гимназия № 1 им. В.И. Ленина», г. Ульяновск

Читайте также:
Как подготовить и провести первое родительское собрание
Родительское собрание в 5 классе.
Родительское собрание в детском саду

детиродителиродительское собраниешкола