Ведущая система восприятия и способы ее определения

Ведущая система восприятия и способы ее определения
Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму.
Древняя китайская мудрость


Е. А. Ямбург приводил как-то пример попытки индивидуального подхода, проделанной без учета особенностей развития ребенка и потому обреченной на неуспех. Подражающий Шалве Амонашвили, молодой учитель начальной школы, проходя между парт, наклонялся и шепотом (индивидуально!) объяснял детям учебный материал. Не принимая во внимание уровень развития слухоречевой памяти, учитель фактически терял и свое время, и время учеников. Те из них, кто плохо воспринимал информацию на слух, не могли должным образом понять и запомнить то, что им объясняли. Недостатки восприятия в одной или более сенсорных модальностях, а также слабая интеграция идущей от разных модальностей информации могут быть причинами не только слабой успеваемости, но и нарушений в поведении.

Умелое использование преобладающего сенсорного канала позволяет учителю с большим коэффициентом полезной деятельности передавать ученикам сложную учебную информацию. Вместе с тем не следует считать подобный метод панацеей. Во-первых, помимо сенсорного канала «Вход» существует и канал «Выход», которые не всегда совпадают. Во-вторых, учителю желательно порекомендовать развивать все каналы, а не только тот, который уже достаточно развит. При этом можно напомнить высказывание Д. Б. Эльконина, который предлагал «ориентировать обучение не на сложившиеся, а на еще только складывающиеся особенности умственного развития».

Для педагогов представляют интерес поведенческие признаки, на основе которых можно сделать примерный вывод о том, какой канал: аудиальный, визуальный или кинестетический — развит у учащегося лучше. Предлагаем рассмотреть приведенную ниже таблицу, но при этом обязательно следует напоминать, что достаточно часто встречаются смешенные типы модальностей.

Особенности восприятия учащимися информации (поведенческие признаки)

ВизуалАудиалКинестетик
Хорошо помнит то, что видел. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом — хороший рассказчик. Организован, наблюдателен, как правило — спокойный. Имеет живую, образную фантазию. При разговоре подбородок держит в  верх, голос может быть высоким. Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонации. В учебной деятельности предпочитает счет и письмо.
Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Легко отвлекается. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.
Лучше обучается, делая. В начальной школе долго неможет избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений,
много жестикулирует. Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.

В нейролингвистическом программировании, чтобы определить ведущую систему восприятия применяется, в частности, следующий метод, при котором можно использовать различный стимульный материал в зависимости от возраста испытуемого — буквы, цифры, картинки, слова, иероглифы. Количество предъявляемых символов также зависит от возраста — от 7 до 15-17 единиц. Для определения уровня визуального восприятия, испытуемому предъявляют на отдельном листе символы и просят запомнить все, что на нем изображено. Для детей школьного возраста лучше всего использовать буквы и цифры вперемежку (цифр меньше) в количестве примерно 15 (для начальной школы — 10). Время ограничено — на один символ отводится 1-1,5 секунды. После этого лист убирается, и испытуемый записывает все, что он запомнил (порядок можно не соблюдать).

Для определения уровня аудиального восприятия испытуемому зачитывается вслух уже другой набор букв и цифр (либо других символов) с интервалом между символами 3-4 секунды. После того как все символы зачитаны, испытуемый также записывает все, что запомнил.

Для определения уровня кинестетического восприятия третий набор символов «пишется» пальцем у испытуемого на спине (после проведения небольшой тренировки). Задача ученика — понять, запомнить, и только после предъявления всех символов он их записывает.

После проведения тестирования проверяется правильность воспроизведения символов. Ведущей системой восприятия считается та система, где наибольшее количество воспроизведенных символов и допущено меньше всего ошибок. Если же таких систем две, то можно говорить о преобладании двух систем восприятия. Для того чтобы определить, как ученику легче запоминать, а затем восстанавливать информацию в различных модальностях, можно использовать методику, описанную Майклом Грин-дером. В разговоре с учащимися, а иногда и с педагогами важно пояснить, что сравнение интеллектов учащихся при диагностике не подразумевается.

Модальностью «входа» будем называть сенсорный канал, по которому поступает информация. Модальностью «выхода» — сенсорный канал, по которому демонстрируется понимание данной информации. Пример: В/вход — А/выход. Вместе с испытуемым выберите предметы, которые легко определяются как визуально, так и кинестетически (монетки, пуговицы, скрепки — каждого по два). Разделите этот набор на две одинаковые части. Сядьте за стол напротив друг друга, поставьте та стол ширму-перегородку, например большую книгу. Положите любые 4 предмета перед ширмой. Убрав на непродолжительное время ширму, покажите испытуемому свой набор предметов и попросите его их запомнить. После этого закройте ширмой свои предметы и попросите учащегося сложить (из своего набора) те же предметы в том же порядке. Когда он закончит, уберите перегородку и проверьте качество работы. Вы таким образом имитировали ситуацию В/вход — К/выход. Если испытуемый справился слишком легко, следует усложнить ситуацию, увеличив количество предметов или уменьшив время для предъявления предметов. Повторите шаг 3, имитируя А/вход — А/выход, то есть опишите испытуемому последовательность предметов перед ширмой и попросите его рассказать об этой последовательности.

Теперь имитируйте ситуацию В/вход — А/выход (он смотрит, а затем говорит). А/вход — К/выход (он слушает вас, а затем сам раскладывает). К/вход — А/выход (он ощупывает не глядя, затем рассказывает). К/вход — К/выход (он ощупывает не глядя, затем сам складывает). Проанализируйте полученные результаты. Нужно только помнить, что цель этого упражнения — определить одну или несколько самых сильных комбинаций, или самую слабую.


Ведущая система восприятия и способы ее определения


Далее читайте:
Статус в группе и самооценка
Похожие статьи

Комментарии закрыты.