Пн12052016

Обновление09:33:56

Я-концепция в школьном возрасте

Я-концепция школьника

Продолжение. Начало: Я-концепция ребенка.

За годы начальной школы Я-концепция из перечня конкретных определений постепенно перерастает в более абстрактное, сравнительное и обобщенное самоопределение. Шестилетний ребенок может определить себя как «умного» или «глупого»;  10-летний с большей вероятностью скажет, что он «умнее большинства других детей» или что он «не настолько хорошо играет в баскетбол, как другие». В то же время Я-концепция ребенка начинает в основном фокусироваться не на внешних характеристиках, а на внутренних качествах личности. Кроме того, ребенок школьного возраста начинает рассматривать свои собственные качества и качества других людей как относительно стабильные. Начинает формироваться глобальное чувство самоценности.

Эти процессы хорошо проиллюстрированы в давнем исследовании Монтемай- ер и Эйзен, посвященном изучению Я-концепции у детей в возрасте от 9 до 18 лет. Детям было предложено ответить на вопрос «Кто я?». Исследователи обнаружили, что младшие дети, отвечая на этот вопрос, называли преимущественно поверхностные качества для описания самих себя, как, например, этот 9-летний ребенок:

Мое имя — Брюс К. У меня карие глаза. У меня темные волосы и брови. Мне 9 лет. Я очень люблю спорт! В моей семье 7 человек. У меня замечательное зрение! У меня много друзей! Я живу на 1923 Пинекрест Драйв. В сентябре мне исполняется 10 лет. Я мальчик. У меня есть дядя, рост которого почти 7 футов. Моя школа в Пинекресте. Моего учителя зовут В. Я играю в хоккей! Я почти самый умный мальчик в классе. Я люблю поесть! Я люблю свежий воздух. Я люблю школу!

Для сравнения посмотрите, как отвечает на этот вопрос 11-летняя девочка:

Меня зовут А. Я человек. Я девочка. Я правдивая. Я не очень симпатичная. Я учусь так себе. Я очень хорошая виолончелистка. Я очень хороший художник. Мой рост немного высок для моего возраста. Мне нравятся несколько мальчиков. Мне нравятся несколько девочек. Я одеваюсь старомодно. Я играю в теннис. Я очень хорошо плаваю. Я стараюсь помогать людям. Я всегда готова стать другом. Чаще всего я уравновешенна, но иногда выхожу из себя. Несколько девочек и мальчиков не очень хорошо ко мне относятся. Я не уверена, нравлюсь ли мальчикам.

Эта девочка, как и другие дети этого возраста в исследовании Монтемайер и Эйзен, не только описывает свои внешние качества, но также указывают на свои представления, особенности взаимоотношений с людьми и общие личностные черты. Таким образом, за годы начальной школы (период конкретных операций Пиаже) определение себя становится более сложным, сравнительным, менее связанным с внешними признаками и более сфокусированным на чувствах и представлениях.

Суждение о себе в школьном возрасте. Всевозрастающий сравнительный характер самооценивания, который отмечается в середине детского периода, становится особенно заметным в школьной обстановке. Дети в детском саду и первоклассники уделяют относительно мало внимания тому, насколько хорошо другие справляются с конкретной задачей; фактически, подавляющее большинство детей этого возраста уверенно сообщат, что они самые умные дети в классе — характерная для этого возраста общая тенденция описывать свои качества в позитивном ключе. К третьему классу, однако, ребенок начинает замечать, кто выполнил тест быстрее, он или другие дети, кто получил лучшую оценку или допустил больше ошибок в тетради по правописанию . Их самооценка начинает включать как позитивные, так и негативные элементы.

Учителя соответственным образом реагируют на происходящие изменения: в начальной школе учителя выделяют старательных и трудолюбивых учеников. Постепенно они начинают использовать более сравнительные суждения. В средних классах учителя сравнивают детей не только друг с другом, но и с фиксированными стандартами, учащимися других школ или национальными нормами .

Эти явления иногда незаметны, но они могут иметь важное значение. Роберт Розенталь в своем известном исследовании «Пигмалион в классе» продемонстрировал, что представление учителя о способностях и потенциале учащегося имеет существенное влияние на его отношение к этому учащемуся и на итоговую успеваемость последнего. В настоящее время эти результаты были неоднократно воспроизведены. Суть процедуры заключается в следующем: в начале учебного года учителям сообщается, что некоторые «неуспевающие» дети в классе вот-вот готовы «расцвести» интеллектуально, хотя, фактически,  дети, которым была дана такая характеристика, выбирались в случайном порядке. В конце года эти учащиеся, «имеющие нереализованный потенциал», обычно демонстрируют больший прирост академической успеваемости, чем остальные ученики. Поэтому сравнительные суждения, которые позволяют себе учителя по отношению к детям, могут иметь значительное воздействие.

Аналогично суждения родителей и их ожидания также играют важную роль. Например, родители в Соединенных Штатах с большей вероятностью приписывают хорошую успеваемость дочери по математике ее усердию, а высокие оценки сына по математике приписывают его способностям. Дети усваивают эти представления и в соответствии с ними оценивают свое поведение.

Представления о своих способностях, выработанные в результате этого процесса, обычно достаточно точны. Учащиеся, которые отличаются стабильной хорошей успеваемостью по сравнению с другими учениками, формируют представление о том, что они компетентны в академических дисциплинах. И что еще более важно — они приходят к пониманию того, что могут контролировать свою успеваемость (в терминах Бандуры, они обладают сильным чувством самоэффективности в учебе). Интересно, что эта закономерность в меньшей степени относится к девочкам, чем к мальчикам, по крайней мере в культуре Соединенных Штатов. В среднем, девочки получают более высокие оценки по сравнению с мальчиками, но девочки занижают свои способности. Когда у них что-то хорошо получается, они чаще приписывают свои достижения усердной работе, чем способностям; когда их успеваемость низкая, они рассматривают неудачу как собственную ошибку.

Я-концепция в подростковом возрасте

В подростковом возрасте еще больше проявляется обобщенность в процессе самоопределения. Сравните ответы на вопрос «Кто я?» 17-летней девушки с ответами, приведенными выше:

Я человек. Я девочка. Я индивидуальность. Я не знаю, кто я. По знаку Зодиака я — Рыба. Я человек настроения. Я нерешительный человек. Я амбициозный человек.

По мере взросления дети и подростки все реже и реже описывают свою внешностьРис. 1. По мере взросления дети и подростки все реже и реже описывают свою внешность и все чаще — свои убеждения или чувства.

Я очень любопытная. Я не индивидуальность. Я одиночка. Я американка (Бог мне помогает). Я демократ. Я либеральный человек. Я радикальный человек. Я консервативна. Я псевдолиберальна. Я атеистка. Меня невозможно причислить к какому-нибудь классу (т. е. я не хочу быть причислена) .

Очевидно, что Я-концепция этой девушки еще менее связана с физическими характеристиками или даже с ее способностями, чем Я-концепция 11-летней девочки. Она описывает абстрактные или идеологические характеристики. Рисунок 1. отражает этот переход от конкретных описаний к абстрактным (данные получены в результате опроса 262 испытуемых в исследовании Монтемайер и Эйзен).

Каждый из ответов учащихся на вопрос «Кто я?» был отнесен к одной или более специфическим категориям. Так, например, к отдельной категории относилось упоминание физических характеристик («Я высокий», «У меня голубые глаза»); к другой категории причислялись характеристики, относящиеся к мировоззрению («Я демократ», «Я верю в Бога»). Из рисунка следует, что внешность все еще остается высоко значимой характеристикой в предподростковом и раннем подростковом возрасте, но становится менее значимой в позднем подростковом возрасте, когда на первый план выступают мировоззрение и убеждения. В позднем подростковом возрасте большинство подростков оценивают себя с точки зрения устойчивых характеристик, убеждений, личной философии и моральных стандартов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Память человека - память и головной мозг

Представление человека о памяти зависит от духа времени и связано с актуальными…

Страх отвечать у доски

Начавшаяся школьная жизнь предъявляет ребенку новые требования, ставит перед ним новые…

Как обеспечить безопасность старших детей дома

Дети постарше лучше представляют, какие опасности могут грозить им дома, они уже умеют…

Психологические механизмы ухода в виртуальную реальность

Изучение законов психического отражения и психического развития в условиях использования…