Пт12092016

Обновление09:33:56

Здоровый образ жизни - классный час

Здоровый образ жизни

Важно, чтобы обсуждение с подростками здоровых привычек и здорового образа жизни не превращалось в набор пустых деклараций. Чем выше активность самого школьника в определении ключевых понятий, в рефлексии, в выработке планов на будущее и в принятии решений, тем вероятнее, что здоровье станет для него личным делом.

Что такое здоровье?

Ведущий начинает классный час с вопроса: «Что у человека самое ценное в жизни?». Школьники могут назвать семью, любовь, работу, здоровье, друзей. Педагог соглашается с ними и предлагает обсудить такую ценность, как здоровье. В качестве аргументов высокой ценности здоровья он приводит афоризмы, вывешивая их на доску или проецируя на экран (Приложение 1).

После ознакомления с мнением значимых и уважаемых людей учитель просит ребят самостоятельно определить, что такое здоровье, что они под этим понимают. Учащиеся работают индивидуально на листах, а затем желающие озвучивают свое определение вслух, для остального класса.

Обычно школьники определяют здоровье как отсутствие болезней, то есть рассматривают только один аспект понятия. Заслушав мнения, учитель благодарит ребят за работу и знакомит их с известным определением ВОЗ. По уставу ВОЗ «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Таким образом, можно выделить несколько составляющих здоровья, и педагог просит подростков их назвать. Ответы он записывает на доске. В результате общего обсуждения выделяются составляющие общего здоровья:

  • соматическое здоровье;
  • физическое здоровье;
  • психическое здоровье;
  • нравственное здоровье;
  • социальное здоровье.

Выделив с помощью детей составляющие здоровья, учитель предлагает участникам раскрыть их смысл.

Виды здоровья

Обычно подросткам трудно раскрыть смысл психического, нравственного и социального здоровья. Поэтому учитель помогает им, раскрывая сущность понятий, приводя примеры и демонстрируя определения на доске или на экране (Приложение 2).

Вот что понимается под составляющими здоровья:

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.

Физическое здоровье – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья – это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление  организма к воздействию различных факторов.

Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Социальное здоровье – это способность жить и общаться с другими людьми в нашем мире. Наша способность создавать и поддерживать положительные отношения с семьей, друзьями и коллегами. Это позитивные отношения уважения себя и других, а также создание системы поддержки, которая включает в себя членов семьи и друзей.

Сначала подростки раскрывают свое понимание составляющих здоровья, а затем учитель их дополняет и уточняет, сопровождая пояснениями и примерами для облегчения понимания детьми довольно сложных для них понятий. В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья – «я могу»; для психического здоровья – «я хочу»; для нравственного здоровья – «я должен».

От чего зависит здоровье?

zdorovyi-obraz-jizni-2308-2Ведущий предлагает ученикам выделить факторы жизни, которые, по их мнению, больше всего влияют на здоровье людей. Работа происходит в группах. В течение трех-четырех минут подростки обсуждают проблему и выписывают факторы, влияющие на здоровье, на листы бумаги А3. Листы вывешиваются на доске, представители групп комментируют свои работы. Далее, в ходе фронтального обсуждения, на доске формируется обобщенный список факторов, более всего влияющих на здоровье. Затем они объединяются в группы, и учитель предлагает ребятам сравнить результаты своей работы с научными данными.

Ученые выделяют следующие группы факторов, влияющих на здоровье человека:

  • генетические (наследственность человека);
  • уровень развития здравоохранения в стране;
  • образ жизни человека;
  • внешняя среда.

Подростки сравнивают эти данные с результатами своей работы. Происходит обсуждение, а ведущий предлагает проранжировать четыре группы факторов по степени их влияния на здоровье человека и выразить результат в процентах (предположительно).

Работа также ведется в группах, а затем результаты обсуждаются всем классом. Далее классный руководитель знакомит подростков с научными данными о степени влияния разных факторов на здоровье человека:

  • образ жизни – 50%;
  • генетика человека – 20%;
  • внешняя среда – 20%;
  • развитость здравоохранения – 10%.

Познакомив ребят с данными медицины, учитель предлагает их обсудить. Но для эффективности обсуждения нужно иметь четкое представление о его предмете. Поэтому подросткам предлагается сначала определить, какие именно факторы можно отнести к каждой группе. Раздаются таблицы с указанием групп факторов и незаполненной графой факторов риска каждой группы (Приложение 3). Ребята в группах заполняют эти таблицы, стараясь назвать как можно больше факторов риска для здоровья.

Когда работы закончены и вывешены на доску, учитель знакомит школьников с научными данными, вывешивая свою заполненную таблицу на доску или демонстрируя ее на экране (Приложение 4). Представители групп при этом работают со своими таблицами у доски, подчеркивая маркерами правильно названные факторы. Далее можно сравнить результаты работы и поощрить ту группу, которая назвала больше факторов правильно. Затем обсуждаются названные учениками факторы, не отмеченные в таблице-образце.

Здоровый образ жизни

Педагог подчеркивает, что наибольшее влияние на здоровье человека оказывает его образ жизни. А что же это такое? Что мы понимаем под здоровым образом жизни? Подросткам предлагается поработать над этим вопросом самостоятельно.

Через 2−3 минуты учитель предлагает желающим дать определение понятия «здоровый образ жизни». Школьники высказывают свое мнение, а ведущий знакомит их с научным определением понятия: «Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Также можно сказать, что здоровый образ жизни – это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья».

Подросткам предстоит еще поработать с данным понятием и ответить на вопрос: «Какие привычки и модели поведения не подходят к понятию «здоровый образ жизни?». Ответы учеников классный руководитель записывает на доске. Во второй части данной работы участникам предлагается назвать факторы, укрепляющие здоровье, и раскрыть конкретное значение данного фактора. Работа происходит в группах. После обсуждения результатов работы составляется список факторов, влияющих на здоровье, после их группировки выделяются три основных:

  • двигательная активность;
  • рациональное питание;
  • режим труда и отдыха.

Ведущий предлагает подросткам раскрыть значение каждого фактора для укрепления и сохранения здоровья. Учащиеся, работая в группах, раскрывают свое понимание вопроса, педагог дополняет. В конце классного часа итоговую таблицу можно раздать участникам в качестве памятки (Приложение 5).

Программа развития

На завершающем, рефлексивном этапе занятия классный руководитель предлагает подросткам оценить, насколько здоровый образ жизни они ведут и как заботятся о своем здоровье.

Подростки работают с индивидуальными листами заданий (Приложение 6), размышляя над вопросом «Является ли мой образ жизни здоровым?». Для этого ребятам нужно проанализировать свое поведение с точки зрения сохранения и укрепления здоровья и определить, какие полезные и вредные для здоровья привычки и программы поведения у них имеются. На следующем этапе нужно определить, как они могут изменить свое поведение, свои привычки и модели поведения, чтобы улучшить и сохранить здоровье.

Для закрепления полученных знаний и формирования убеждения в необходимости вести здоровый образ жизни учитель предлагает школьникам составить план работы по созданию и укреплению своего здорового образа жизни. В течение некоторого времени подростки работают над составлением своей программы здорового образа жизни (Приложение 7).

В заключение педагог напоминает ученикам о важнейшем значении правильного режима дня и предлагает посоветоваться с родителями по уточнению и рационализации составленного режима дня, красиво его оформить, повесить дома возле своего рабочего стола и стараться его выполнять.

Приложение 1.: Афоризмы.ppt.

Приложение 2.: Составляющие здоровья.ppt.

Приложение 3.: Группы факторов, влияющих на здоровье.

Приложение 4.: Таблица - образец.ppt.

Приложение 5.: Факторы здорового образа жизни.doc.

Приложение 6.: Оценка здоровья моего образа жизни.doc.

Приложение 7.: Моя программа улучшения здоровья.doc.

Нина Алексеева, г. Иваново
Источник: журнал "Классное руководство" №11 2013 год

Классный час "Здоровый образ жизни"

Читайте также:
Вредные привычки и их профилактика - презентация.
Дети и спорт.
Как уберечь ребенка от наркотиков и алкоголя?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Психологическая программа подготовки детей к экзаменам,…

Цель программы: обучение детей приемам регулирования чувства волнения через произвольное…

Новые знакомства и приобретение друзей

Если вы хотите иметь друзей, развивайте в себе способность видеть потенциального друга в…

Как побороть боязнь воды?

Для начала нужно четко уяснить для самих себя, что страх воды у ребенка — это не…

Нерефлексивное слушание

В основе помогающих отношений лежит понимание. В свою очередь, ключевую роль в понимании…