Чт03302017

Обновление08:40:03

Здоровый образ жизни - классный час

Здоровый образ жизни

Важно, чтобы обсуждение с подростками здоровых привычек и здорового образа жизни не превращалось в набор пустых деклараций. Чем выше активность самого школьника в определении ключевых понятий, в рефлексии, в выработке планов на будущее и в принятии решений, тем вероятнее, что здоровье станет для него личным делом.

Что такое здоровье?

Ведущий начинает классный час с вопроса: «Что у человека самое ценное в жизни?». Школьники могут назвать семью, любовь, работу, здоровье, друзей. Педагог соглашается с ними и предлагает обсудить такую ценность, как здоровье. В качестве аргументов высокой ценности здоровья он приводит афоризмы, вывешивая их на доску или проецируя на экран (Приложение 1).

После ознакомления с мнением значимых и уважаемых людей учитель просит ребят самостоятельно определить, что такое здоровье, что они под этим понимают. Учащиеся работают индивидуально на листах, а затем желающие озвучивают свое определение вслух, для остального класса.

Обычно школьники определяют здоровье как отсутствие болезней, то есть рассматривают только один аспект понятия. Заслушав мнения, учитель благодарит ребят за работу и знакомит их с известным определением ВОЗ. По уставу ВОЗ «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Таким образом, можно выделить несколько составляющих здоровья, и педагог просит подростков их назвать. Ответы он записывает на доске. В результате общего обсуждения выделяются составляющие общего здоровья:

  • соматическое здоровье;
  • физическое здоровье;
  • психическое здоровье;
  • нравственное здоровье;
  • социальное здоровье.

Выделив с помощью детей составляющие здоровья, учитель предлагает участникам раскрыть их смысл.

Виды здоровья

Обычно подросткам трудно раскрыть смысл психического, нравственного и социального здоровья. Поэтому учитель помогает им, раскрывая сущность понятий, приводя примеры и демонстрируя определения на доске или на экране (Приложение 2).

Вот что понимается под составляющими здоровья:

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.

Физическое здоровье – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья – это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление  организма к воздействию различных факторов.

Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Социальное здоровье – это способность жить и общаться с другими людьми в нашем мире. Наша способность создавать и поддерживать положительные отношения с семьей, друзьями и коллегами. Это позитивные отношения уважения себя и других, а также создание системы поддержки, которая включает в себя членов семьи и друзей.

Сначала подростки раскрывают свое понимание составляющих здоровья, а затем учитель их дополняет и уточняет, сопровождая пояснениями и примерами для облегчения понимания детьми довольно сложных для них понятий. В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья – «я могу»; для психического здоровья – «я хочу»; для нравственного здоровья – «я должен».

От чего зависит здоровье?

zdorovyi-obraz-jizni-2308-2Ведущий предлагает ученикам выделить факторы жизни, которые, по их мнению, больше всего влияют на здоровье людей. Работа происходит в группах. В течение трех-четырех минут подростки обсуждают проблему и выписывают факторы, влияющие на здоровье, на листы бумаги А3. Листы вывешиваются на доске, представители групп комментируют свои работы. Далее, в ходе фронтального обсуждения, на доске формируется обобщенный список факторов, более всего влияющих на здоровье. Затем они объединяются в группы, и учитель предлагает ребятам сравнить результаты своей работы с научными данными.

Ученые выделяют следующие группы факторов, влияющих на здоровье человека:

  • генетические (наследственность человека);
  • уровень развития здравоохранения в стране;
  • образ жизни человека;
  • внешняя среда.

Подростки сравнивают эти данные с результатами своей работы. Происходит обсуждение, а ведущий предлагает проранжировать четыре группы факторов по степени их влияния на здоровье человека и выразить результат в процентах (предположительно).

Работа также ведется в группах, а затем результаты обсуждаются всем классом. Далее классный руководитель знакомит подростков с научными данными о степени влияния разных факторов на здоровье человека:

  • образ жизни – 50%;
  • генетика человека – 20%;
  • внешняя среда – 20%;
  • развитость здравоохранения – 10%.

Познакомив ребят с данными медицины, учитель предлагает их обсудить. Но для эффективности обсуждения нужно иметь четкое представление о его предмете. Поэтому подросткам предлагается сначала определить, какие именно факторы можно отнести к каждой группе. Раздаются таблицы с указанием групп факторов и незаполненной графой факторов риска каждой группы (Приложение 3). Ребята в группах заполняют эти таблицы, стараясь назвать как можно больше факторов риска для здоровья.

Когда работы закончены и вывешены на доску, учитель знакомит школьников с научными данными, вывешивая свою заполненную таблицу на доску или демонстрируя ее на экране (Приложение 4). Представители групп при этом работают со своими таблицами у доски, подчеркивая маркерами правильно названные факторы. Далее можно сравнить результаты работы и поощрить ту группу, которая назвала больше факторов правильно. Затем обсуждаются названные учениками факторы, не отмеченные в таблице-образце.

Здоровый образ жизни

Педагог подчеркивает, что наибольшее влияние на здоровье человека оказывает его образ жизни. А что же это такое? Что мы понимаем под здоровым образом жизни? Подросткам предлагается поработать над этим вопросом самостоятельно.

Через 2−3 минуты учитель предлагает желающим дать определение понятия «здоровый образ жизни». Школьники высказывают свое мнение, а ведущий знакомит их с научным определением понятия: «Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Также можно сказать, что здоровый образ жизни – это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья».

Подросткам предстоит еще поработать с данным понятием и ответить на вопрос: «Какие привычки и модели поведения не подходят к понятию «здоровый образ жизни?». Ответы учеников классный руководитель записывает на доске. Во второй части данной работы участникам предлагается назвать факторы, укрепляющие здоровье, и раскрыть конкретное значение данного фактора. Работа происходит в группах. После обсуждения результатов работы составляется список факторов, влияющих на здоровье, после их группировки выделяются три основных:

  • двигательная активность;
  • рациональное питание;
  • режим труда и отдыха.

Ведущий предлагает подросткам раскрыть значение каждого фактора для укрепления и сохранения здоровья. Учащиеся, работая в группах, раскрывают свое понимание вопроса, педагог дополняет. В конце классного часа итоговую таблицу можно раздать участникам в качестве памятки (Приложение 5).

Программа развития

На завершающем, рефлексивном этапе занятия классный руководитель предлагает подросткам оценить, насколько здоровый образ жизни они ведут и как заботятся о своем здоровье.

Подростки работают с индивидуальными листами заданий (Приложение 6), размышляя над вопросом «Является ли мой образ жизни здоровым?». Для этого ребятам нужно проанализировать свое поведение с точки зрения сохранения и укрепления здоровья и определить, какие полезные и вредные для здоровья привычки и программы поведения у них имеются. На следующем этапе нужно определить, как они могут изменить свое поведение, свои привычки и модели поведения, чтобы улучшить и сохранить здоровье.

Для закрепления полученных знаний и формирования убеждения в необходимости вести здоровый образ жизни учитель предлагает школьникам составить план работы по созданию и укреплению своего здорового образа жизни. В течение некоторого времени подростки работают над составлением своей программы здорового образа жизни (Приложение 7).

В заключение педагог напоминает ученикам о важнейшем значении правильного режима дня и предлагает посоветоваться с родителями по уточнению и рационализации составленного режима дня, красиво его оформить, повесить дома возле своего рабочего стола и стараться его выполнять.

Приложение 1.: Афоризмы.ppt.

Приложение 2.: Составляющие здоровья.ppt.

Приложение 3.: Группы факторов, влияющих на здоровье.

Приложение 4.: Таблица - образец.ppt.

Приложение 5.: Факторы здорового образа жизни.doc.

Приложение 6.: Оценка здоровья моего образа жизни.doc.

Приложение 7.: Моя программа улучшения здоровья.doc.

Нина Алексеева, г. Иваново
Источник: журнал "Классное руководство" №11 2013 год

Классный час "Здоровый образ жизни"

Читайте также:
Вредные привычки и их профилактика - презентация.
Дети и спорт.
Как уберечь ребенка от наркотиков и алкоголя?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Школьная фобия

Судя по краткому, но выразительному описанию, которое оставил лам Шекспир, школьная фобия…

Юмор и социальное восприятие

Как мы собираем информацию и создаем образ других людей? Какие факторы заставляют нас…

Анализ и самоанализ урока

Каждый педагог, независимо от стажа педагогической деятельности, обязательно задумывается…

Мифы воспитания. Обратная сила похвалы или почему хвалить…

Конечно, он особенный. Однако научные исследования доказывают: если вы будете говорить…