Много смотреть телевизор – вредно!


Основные идеи

  • Родители оставляют детей «под присмотром» экрана, надеясь на его развлекательный и развивающий эффект.
  • Дети привыкают к этому пассивному времяпровождению, что вредит их здоровью и психическому развитию.
  • Изменить ситуацию можно, установив четкие рамки просмотра передач и обсуждая их содержание с ребенком.

Единодушие ученых не оставляет места для сомнений: злоупотребление телеэкраном действительно опасно для детей. Мнения экспертов и несколько советов, которые помогут смягчить последствия.

131014

Застывшие, с неподвижным, устремленным в экран взглядом, глухие к словам, непохожие на самих себя – так телевизор преображает наших детей. Многие из них часами просиживают перед экраном, и родители знают об этом. И чувствуют себя одновременно виноватыми и обеспокоенными: они не в силах оторвать сына или дочь от завораживающего потока телекартинок и при этом интуитивно догадываются об их разрушительном воздействии на психику ребенка. До недавнего времени страхи родителей не имели серьезных оснований. Ученые, казалось, не могли с уверенностью объяснить, в чем же заключаются отрицательные последствия высоких доз телевидения. Эксперты расходились во мнениях, результаты их исследований публиковались преимущественно в специальных научных изданиях, и большинство родителей за неимением убедительных данных и рекомендаций психологов были склонны покориться завораживающему влиянию голубых экранов, вместо того чтобы эффективно ему противостоять. Сегодня ученые всего мира единодушны: злоупотребление телевизором наносит вред прежде всего нейронам развивающегося детского мозга, отрицательно сказывается на здоровье и поведении детей. «Телевизор вводит ребенка в состояние, близкое к гипнотическому трансу, – вот почему дети часто словно прилипают к экрану, – говорит детский нейропсихолог Николай Воронин. – Как только телевизор включается, бета-волны мозга, характерные для состояния бодрствования, уступают место медленным альфа-волнам. Обычно это происходит при засыпании или в состоянии спокойного бодрствования, когда мы на какое-то время закрываем глаза». В результате внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно отключаются, притупляется критическое восприятие происходящего, снижаются познавательные способности. Кроме того, у детей, злоупотребляющих просмотром телепередач, более активным становится правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональные реакции, и завораживающий эффект телевидения усиливается. Последние выводы ученых дают нам серьезный повод задуматься… и принять срочные меры!

131013

Телевизор сковывает фантазию

Во время длительных просмотров воображение ребенка отключается! Немецкий педиатр Петер Винтерштайн (Peter Winterstein) более 17 лет изучал рисунки пяти-шестилетних детей и обнаружил: чем больше времени они проводят перед экраном, тем меньше деталей на их рисунках и в целом они менее выразительны и объемны. У самых заядлых телеманов нарушены пропорции рисунка, он кажется схематичным, неживым*. Ученый утверждает: вред, наносимый психическому развитию маленького ребенка телевизором, сопоставим с вредом от курения во время беременности!

*Kinder- und Jugendarzt, 2006, vol. 37.

Так рисуют дети 5 и 6 лет

131052131053
Те, кто смотрит телевизор менее часа в день.                              Те, кто смотрит телевизор более трех часов в день.

Он мешает им сосредоточиться

131009

Способность к обучению тоже страдает из-за пристрастия к экрану. Чем больше ребенок смотрел телевизор в раннем детстве, тем выше риск, что его успеваемость в школе оставит желать лучшего. И последствия будут долго напоминать о себе. Так, новозеландские ученые провели исследование с участием тысячи человек 1972–1973 годов рождения, за которыми наблюдали в течение 30 лет*. Чем чаще человек смотрел телевизор в детстве, тем ниже был его образовательный уровень во взрослом возрасте. Избыток аудиовизуальной стимуляции может, таким образом, провоцировать дефицит внимания, а в некоторых случаях и гиперактивность**.

* «Association of Television Viewing During Childhood with Poor Educational Achievement». Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 2005, vol. 159.
** «Early Television Exposure and Subsequent Attentional Problems in Children». Pediatrics, 2004, vol. 113.

Он нарушает их сон

131004

Кошмары, затрудненное засыпание или ночные пробуждения после просмотра наблюдаются у всех – от малышей до подростков. Иногда их причина – атмосфера, в которой растет ребенок, но исследования говорят и о другом. Так, 13-летние подростки, проводящие перед экраном по три часа ежедневно, испытывают заметные трудности со сном независимо от эмоциональной среды и социокультурного уровня*. И эти проблемы сохраняются до взрослого возраста.

* «Association Between Television Viewing and Sleep Problems During Adolescence and Early Adulthood». Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 2004, vol. 158.

Он способствует ожирению

131005

Большинство детей, проводящих перед экраном более чeтырех часов ежедневно, более тучные, чем те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день. А те, кто сокращает просмотры, не меняя при этом рациона, теряют в весе*. В чем тут дело? В недостатке физической активности и постоянном соблазне перекусить у детей, часами просиживающих перед экраном. В рекламе, пропагандирующей калорийную пищу. И в негативном влиянии телевизора на сон: недостаток сна непосредственно воздействует на механизмы пищеварения и усвоения жиров. Кроме того, дети привыкают к сидячему образу жизни, который сохраняется в будущем.

* «Relationship of Physical Activity and Television Watching with Body Weight and Level of Fatness Among». The Journal of the American Medical Association, 1998, vol. 279; R. Viner, T. Cole «Television Viewing in Early Childhood Predicts Adult Body Mass Index». The Journal of Pediatrics, 2005, Vol. 147.

Дети и экраны

  • 2 часа 24 минуты в среднем ежедневно проводят у телеэкранов российские дети
  • 4–12 лет. По данным TNS Gallup Media, 2008.
  • 61% детей младше 5 лет смотрят телевизор вместе с мамой и/или папой. Parents-TNS Sofres, 2004.
  • 21% детей младше 5 лет смотрят те же программы, что и другие члены семьи. Parents-TNS Sofres, 2004.
  • 64 % детей младше 5 лет смотрят телевизор по утрам. Parents-TNS Sofres, 2004.
  • 40% родителей не знают, что смотрит их ребенок. «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания». ОГИ, 2006.
  • 53% детей 8-10 лет полагают, что без рекламы телевидение было бы не нужно. Altavia Junium-Institut de l’enfant, 2001.

Он развивает в них склонность к насилию

131006

В Великобритании и США на протяжении почти 20 лет изучалась связь между злоупотреблением телевизором и ростом преступности. Выводы неутешительны для любителей триллеров и боевиков*. Почему – позволяют понять современные методы визуализации мозга. Экранную сцену насилия мозг интерпретирует так же, как реальную: мы чувствуем тревогу, неуверенность, страх, а лимбическая система (регулирующая эмоции) включает рефлексы бегства или активности (агрессии). Но если просмотр жестоких сцен становится регулярным, чувствительность к ним теряется. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и научается сам хладнокровно его воспроизводить. Чаще дети поступают так, когда теленасилие им кажется безнаказанным, а обидчик добивается своего.

* «Television Viewing and Aggressive Behavior During Adolescence and Adulthood». Science, 2002, vol. 295, № 5564.

Он меняет детское мировосприятие

131011

Некоторая степень жестокости и несправедливости в телекартинках учит детей правильному отношению к негативным чувствам. Но избыток насилия может заразить их агрессией. «Из-за острого чувства тревоги, которое вызывают сцены насилия, индивидуальное, личностное мышление заменяется групповым», – говорит французский психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон (Serge Tisseron). Со всеми последствиями: стадный инстинкт, культ лидера, деперсонализация, активизация бессознательных инстинктов. Тревога порождает и страх перед взрослым миром, где каждый спешит проявить жестокость по отношению к окружающим, пока его не опередили. Так жестокость на экране способствует популяризации насилия в групповом сознании и препятствует в конечном счете личностному развитию ребенка, его способности мыслить самостоятельно.

«Смотрите вместе с детьми!»

«Мой ребенок смотрит только диски с прекрасными мультфильмами!» Какими бы замечательными ни были мультфильмы или развивающие телепередачи, пользы от них мало, если дети смотрят на экран в одиночестве. «Старайтесь до семи лет не оставлять ребенка один на один с телевизором, – говорит детский психолог Анна Бердникова. – Внимательно наблюдайте за его реакцией, поясняйте и комментируйте то, что происходит на экране. Слушая нас, дети учатся выражать свои ощущения. Это способствует пониманию увиденного и укрепляет доверие между родителями и детьми». Показывать мультики следует не раньше трех-четырех лет, когда дети уже способны понимать несложный сюжет, ассоциировать себя с героем, примеряя его поступки на себя. («Я никогда не жадничаю, как этот медвежонок!»)

«Отвечайте на детские вопросы и спрашивайте сами («Почему клоун одну букву раскрасил красным, а другую зеленым?»), – советует Анна Бердникова, – иначе одно недопонимание повлечет за собой другое. То же относится и к детским развивающим телепередачам».

Как защитить детей от телемании

Уберечь своего ребенка от телевизионной зависимости возможно. Нужно всего лишь проявить характер и немного здравого смысла, говорят наши эксперты: психолог Елена Смирнова, психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон и детский психолог Анна Бердникова.

  • Никакого телевизора до 1 года и не более 1 часа в день до окончания подросткового возраста. Такой жесткий режим рекомендует Американская академия педиатрии. Категорически не допускается телевизор в комнате ребенка, независимо от возраста.
  • Не включайте телевизор до ухода в школу. Дети перевозбуждаются от раннего телепросмотра и умственно раскисают чуть ли не на все утро.
  • Следите за тем, какие передачи смотрит ребенок и сколько времени проводит перед экраном. По данным разных исследований, дети, которые смотрят только образовательные программы, легче адаптируются в социуме, лучше успевают в школе и обладают более богатым словарным запасом. Так что все зависит от родителей – от их ответственности и авторитета.
  • Убеждайте личным примером. Родители, сами страдающие телеманией, вряд ли сумеют отучить от нее ребенка. А сделать это необходимо, особенно в младшем возрасте – не только из-за вредного воздействия на мозг, но и потому, что привычки усваиваются рано.
  • Отдавая предпочтение дискуссии, тем не менее твердо говорите «нет». Например, следует помнить, что сцены насилия и жестокости в выпусках новостей и документальных сюжетах более травматичны, чем в игровых фильмах. Подростки, разумеется, будут требовать, чтобы родители им доверяли. Но доверять можно при условии, что ребенок соблюдает оговоренные ограничения.
  • Наблюдайте за тем, что взволновало ребенка, и говорите с ним об этом. Лучшее противоядие – воспитывать в ребенке правильное восприятие экранных изображений, посвящая его в технические подробности. Понимание, как создается телекартинка, позволяет при необходимости защититься от нее.

Что посмотреть

 

«Смешарики»
Им всегда есть чем заняться: они дружат, фантазируют, ссорятся, влюбляются и философствуют… А вместе с ними все это делают и наши дети. СТС, понедельник–пятница, в 6.55 и 13.00, суббота–воскресенье, в 8.20.

 

«Галилео»
Научно-развлекательный тележурнал для школьников об удивительной природе обычных вещей. Весело и динамично ведет Александр Пушной, физик по образованию, артист по призванию. СТС, понедельник–пятница, в 16.30, воскресенье в 11.00.

 

«Самый умный»
Викторина для учеников 6–9-х классов, в которой неистовый темперамент Тины Канделаки высекает искры из интеллектуалов и тихонь, мальчиков и девочек, их пап и мам. СТС, суббота в 17.00, воскресенье в 9.15.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.