Роль психолога в работе по внедрению ФГОС


С сентября 2011 года все школы Российской Федерации перешли на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, в которых наряду со знаниями по предметам предполагается и формирование у школьников универсальных учебных действий (УУД) — совокупности способов действий учащихся, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Сюда же включена и способность к самостоятельной организации познавательного процесса. Универсальные учебные действия должны оцениваться с помощью системы мониторинга, и для их реализации проектируются специальные условия.

Хотя с момента разработки и экспериментального внедрения стандартов прошло немало времени, отношение к ним педагогического сообщества и родителей весьма противоречиво. И яблоком раздора как раз и являются универсальные учебные действия, поскольку далеко не все понимают, что же это такое, как их формировать, а главное — оценивать.

Напомним, что образовательный стандарт предполагает, что у учащихся будут сформированы четыре группы универсальных учебных действий:

личностные — самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация;

регулятивные — управление своей деятельностью;

коммуникативные — речевая деятельность, навыки сотрудничества;

ознавательные — работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения задачи, выполнение логических операций.

Не секрет, что каждый опытный педагог при планировании образовательного процесса обязательно учитывает необходимость формирования этих навыков у детей, иначе процесс обучения превратился бы в элементарное заучивание. Но никто никогда не отделял эту деятельность от общего учебного про- цесса, а тем более не оценивал ее.

Поскольку универсальные учебные действия психологичны по своей сути, они требуют от педагогов и администрации образовательных учреждений не только знания возрастной и педагогической психологии, но и владения технологиями формирования УУД в учебном процессе и внеучебной деятельности. А эта задача неразрешима без участия психо- логов.

Новые образовательные стандарты формируют запрос на новое понимание деятельности психолога. Психолог, в первую очередь, рассматривается как командный игрок, который включен в процесс образования, ориентируется в новых стандартах, может, работая в команде, выстраивать образовательный процесс с учетом личности учащихся. Именно это способствует достижению заявленных в стандарте результатов.

Но реальность такова, что восприятие деятельности психолога в рамках внедрения новых стандартов часто мифологизировано и не отражает существующую реальность. Восприятие стандартов через «розовые очки» мешает тому, чтобы строить собственную деятельность, исходя из профессионального позиционирования, адекватного ситуации в образовании.

Это приводит к проигрышу психологов в игре под названием «психологическое сопровождение внедрения федеральных государственных стандартов», их недостаточному участию в процессах обновления школы, повышению риска «не попасть в тренды» образования, не суметь перестроиться вместе с образованием, чтобы идти в ногу со временем и соответствовать тенденциям его развития.

Есть и другая крайность, которая проявляется в негативном отношении к новым стандартам. И психологи, и педагоги не видят себя в этой непривычной деятельности, считают ее непродуманной, неверной и не обеспеченной необходимым инструментарием. Часто это принимает форму полного отрицания возможных «плюсов» новых стандартов.

Действительно механизм внедрения стандартов далек от совершенства. И многое, к сожалению, отдано на откуп регионам и отдельным образовательным учреждениям, часть из которых находится в замешательстве, не понимая, что нужно делать и с чего начать новую для себя работу. Об этом нам нередко пишут и наши читатели, особенно из тех регионов, где нет четких инструктивных материа- лов и методических разработок на этот счет.

В начале июня мне довелось посетить VI саммит психологов «Технологии успеха», который традиционно проходит в Санкт-Петербурге. Там вопросу внедрения новых стандартов уделялось достаточно много внимания. Одним из основных на форуме стал доклад О.А. Карабановой, заведующей кафедрой факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, одного из разработчиков новых стандартов общего образования для начальной школы. Доклад назывался «Достижения отечественной психологической науки как методологическая основа создания федерального государственного стандарта общего образования». Бурное обсуждение, начавшееся на пленарном заседании, продолжилось и на круглом столе «Психологические эффекты и последствия внедрения федерального государственного образовательного стандарта: плюсы, минусы, надежды и разочарования». Его ведущие придерживались различных, часто противоположных точек зрения.

Выступления участников чаще всего затрагивали не само содержание стандартов, а то, как организована работа по их внедрению. Одна из важных проблем, затронутых на круглом столе, — увеличение числа детей с отклонениями здоровья, для которых необходима разработка специальных программ обучения, а может быть, и принятие собственного нор мативного документа.

Основными критиками нового стандарта выступали педагоги и родители, которые, на наш взгляд, совершенно не информированы о тех изменениях, которые планируются в школе при его внедрении. И в этом — одно из серьезнейших упущений разработчиков. Очень беспомощно выглядели и сами психологи, которые совершенно не понимали целей и задач своей деятельности и требовали от ведущих немедленного инструктажа.

Мы попросили помочь сориентироваться в тех нововведениях, которые происходят и будут происходить в современной школе, наших постоянных авторов и консультантов — специалистов сетевого методического объединения «Школьный психолог» под руководством Н.А. Болсуновской.

Коллеги представили ряд самых распространенных мифов о деятельности психолога при внедрении новых образовательных стандартов и постарались их разоблачить.

Миф 1-й. Федеральные стандарты написаны для учителя, а педагог-психолог в этом не участвует, поэтому на моей деятельности это не отразится…

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должна жить школа. Это касается не только педагогов, завучей, детей, но и всех участников образовательного процесса, к которым относится и психолог. Новые стандарты задают новый вектор движения школы, которая должна в первую очередь формировать универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные, а не просто давать предметные знания. Никогда еще стандарты не были столь психологичны в том смысле, что в них заложены психологические результаты, достигаемые школой в области коммуникации, самоорганизации, мотивации, познавательной деятельности и др. Отсюда — новые технологии, методы работы школы, новые системы оценивания результатов.

Меняется школа — меняется и деятельность каждого субъекта образовательной деятельности, в том числе и педагога-психолога. Он не может не включаться в то, чем живет школа, тем более что достижение «психологических» результатов невозможно без участия психолога как специалиста по развитию, который понимает условия организации развивающего процесса в школе и может быть полезен в этом качестве.

Наивно думать, что в школе XXI века психолог будет работать по-старому. Изменения неизбежны, но в каждом учреждении они будут свои.

Миф 2-й. Психолог в одиночку ответственен за реализацию новых стандартов в школе

Реализация новых образовательных стандартов — задача всего коллектива школы, а не одного психолога. Новые результаты достигаются за счет действий учителей на уроках, специалистов школы в рамках внеурочной деятельности. Психолог может работать совместно с учителем, работать в школьной команде по внедрению ФГОС, но только не в одиночку! Нам уже не раз приходилось слышать суждения о том, что в школе на психолога пытаются «повесить» достижение новых результатов: дескать, школа будет продолжать учить детей, а универсальные учебные действия пусть формирует психолог.

Это неправильная установка. В данной ситуации психологу крайне важно удерживать собственную профессиональную позицию во взаимодействии с администрацией и педагогами школы, не поддаваясь на подобные провокации. Это относится и к ситуации, когда психологу предлагают провести мероприятие, урок, классный час, чтобы сформировать у школьников универсальные учебные действия. Да, психолог может провести классный час, занятие, но только вместе с учителем. Если он проведет занятие, тренинг и отойдет в сторону, а учителя или родители не будут выдерживать единую с ним линию, то вряд ли такое занятие будет эффективно для формирования универсальных учебных действий. Советуем больше работать в тандеме, и тогда будет результат!

Миф 3-й. Работа по сопровождению новых образовательных стандартов — это лишняя головная боль и нагрузка для психолога

Внедрение   новых стандартов — это уникальная возможность для психолога по-другому посмотреть на собственную деятельность, выстроить ее в системном ключе, с упором на приоритетные направления, такие как проектирование, мониторинг. Это приведет к перераспределению направлений деятельности, а не к появлению дополнительной нагрузки на психолога.

Приведем один пример. Допустим, психолог выявил, что у детей низкая познавательная мотивация. Он пытается изменить ситуацию: выходит на администрацию, педагогов, собирает консилиум, преодолевает сопротивление педагогов. В случае с новыми стандартами формирование мотивации — один из значимых результатов, который отслеживается начиная с 1-го класса и на который работают педагоги, родители, администрация. Они изначально понимают, насколько это важно и нужно, и будут выстраивать системную работу по формированию этих действий, в том числе и с участием психолога.

Когда все заранее настроены на результат, становится понятно, что должно получиться на выходе. Деятельность психолога в данной ситуации четко вписана в общую систему работы школы, тем самым она становится актуальной, востребованной и видимой.

Миф 4-й. Задача психолога при работе в рамках ФГОС ограничивается занятиями с учащимися «группы риска»

Дети «группы риска», безусловно, остаются в поле зрения психолога, однако его работа по сопровождению стандартов мало связана с непосредственной работой с детьми.

Как мы уже отмечали выше, именно работа в связке с учителями, администрацией для достижения результатов становится одним из приоритетов. Поэтому вектор действий психолога смещается. На первый план выходят такие направления деятельности, как участие в проектировании, в разработке параметров диагностики и проведении мониторинга, участие в проведении совместных обучающих и проектировочных мероприятий для педагогов, консультирование специалистов и др.

Миф 5-й. Меня не зовут в команду школы, значит, мое участие там не нужно

Не зовут — вовсе не значит, что внедрение новых стандартов не требует участия психолога. Возможно, администрация не понимает роли психолога в данном вопросе или видит психолога только в определенной функции, делая выводы на основе его предыдущей деятельности в школе.

Важно не бояться самому выйти на контакт с администрацией по поводу места и роли психолога в ходе внедрения ФГОС. Целесообразно прийти с конструктивными предложениями относительно того, чем психолог может быть полезен. В любом случае начинать общение надо после предварительного знакомства с документами, которые приняты в школе по внедрению ФГОС, с самими нормативными документами по ФГОС, а также прояснив обстановку, связанную с особенностями внедрения ФГОС в данном учреждении, чтобы быть во всеоружии. Надеемся, что у читателей «Школьного психолога» есть масса наболевших вопросов, касающихся работы по внедрению стандарта. Объединенными усилиями мы будем стараться подробно отвечать на них.


Роль психолога в работе по внедрению новых ФГОСов.


Ольга РЕШЕТНИКОВА
Похожие статьи

Комментарии закрыты.