Сб01212017

Обновление09:33:56

Мышление

Мышление

Мышление — способность человека логически связывать различные факты, события окружающего мира с целью их объяснения, понимания, обобщения, создания новых идей, прогнозирования событий и действий.

Материальная основа мышления

В эпоху Возрождения мышление человека освобождается от сдерживающих его церковных рамок. Это способствует развитию науки, техники и искусства. В Новое время мышление изучается с разных позиций - эмпирической философии (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм), рационалистической (Б. Спиноза, Р. Декарт). Природа человеческого мышления получает существенное переосмысление в трудах немецких философов И. Канта и Г. Гегеля.

Материальной основой мышления является деятельность головного мозга человека. В нем происходит переработка чувственного опыта. Мышление обобщает его, дает возможность получать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны непосредственному эмпирическому познанию, позволяют проникнуть в закономерности природы, общества и самого мышления. Есть несколько гипотез о происхождении мышления. Одна из них предполагает, что мышление возникает в процессе производственной деятельности людей, имеет общественную природу и осуществляется в теснейшей связи с речью. Его результаты всегда фиксируются в языке, других системах знаков (от абстрактных, например в виде математических формул, до конкретно-образных, например метафоры Пушкина). Мышление человека осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — это такая форма мышления, которая выражает наиболее общие и существенные признаки познаваемых предметов. Например, понятие «человек» отражает в мышлении познающего такие существенные характеристики как: а) способность мыслить (Homo sapiens), б) способность морально оценивать свои поступки, в) способность создавать сложные орудия труда и т. д.

Каспаров Г.Г. Каспаров, выиграв шахматную партию у компьютера, доказал, что искусственный интеллект не обладает гибкостью человеческого мышления.

Суждение — форма мышления, которая отражает отношение человека к содержанию высказываемой им мысли. Поэтому в суждении может присутствовать убежденность, утверждение, сомнение, неуверенность, вопрос, повеление и т. д. В зависимости от типа суждения его содержание может оцениваться как «истинное — ложное», «возможное — невозможное», «необходимое — не необходимое» и т. д. Например, в суждении «Москва — столица России» утверждается присущность городу Москве качества «быть столицей России». Если городу Москве в момент высказывания этого суждения такое качество действительно присуще, то указанное суждение истинно. Если нет — ложно.

Умозаключение — такая форма мышления, которая позволяет получать истинные выводы из нескольких посылок. Однако в действительности умозаключение не сводится к одному только логическому выводу. В реальном мышлении существенную роль могут играть не только смыслы, но и образы, психика человека, интуиция и т. д. В жизни человек в основном пользуется двумя типами умозаключения: дедуктивным (от общего к частному) и индуктивным (от частного к общему).

Когда на исторической сцене появились древние греки, они из всех способностей человека предпочли мышление всем остальным. Они отделили мышление от чувственно-психического восприятия мира, которое не способно, как они считали, привести к истине. Мышление (Ум) стало для них высшей ценностью. Греческий философ Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.) первый сказал, что мышление и бытие тождественны. Фактически это означало, что подлинное существование имеет только мышление и то, что мыслится. Следовательно, то, что не мыслимо, вообще не существует. Тем самым греки открыли новый путь в области познания действительности — путь рационального познания.

В XX в. мышление становится предметом исследования аналитической философии, которая сосредоточила свое внимание на разработке формально-логических аспектов мышления, экзистенциализма, попытавшего раскрыть связь рационального и иррационального, ряда других направлений. Важнейшую роль в развитии мышления играют прогресс материальной и духовной культуры общества, усложнение социальных связей.

Этот путь стал активно осваиваться: Сократ обнаруживает «сущности» вещей и открывает «понятие» как форму мышления, пифагорейцы связывают мышление с числами и загадывают основы математического описания космоса, Анаксагор объявляет Ум началом и управителем всего космоса, Платон открывает «идеи», которые упорядочивают как само человеческое мышление, так и весь окружающий мир, Аристотель формулирует правила вывода — силлогизмы и фактически создает науку о строгом мышлении — логику. Отныне мышление становится важной характеристикой не только жизни ученых, но и всего общества — возникают философия и литература (диалоги Платона, поэзия Анакреонта), теоретическая наука (аксиомы Евклида, астрономия Евдокса и Калиппа и т. д.), театр (Эсхил, Софокл и Эврипид), скульптура (Фидий, Поликлет и др.), архитектура и многое другое.

С приходом христианского Средневековья мышление и его носитель — мозг — отходят на второй план, уступая место чувству любви и сострадания, средоточием которых является сердце. Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и другие активно включают мышление в выработку христианской доктрины. Например, Ансельм пытался даже доказать с помощью мышления существование Бога.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Что мешает жить сегодня?

Загруженные работой, уставшие от забот, мы иногда не можем полноценно включиться в жизнь…

О половом воспитании подростков

В процессе общения родителей со своими взрослеющими детьми нередко возникает вопрос об…

Работа с эмоцией страха у старших дошкольников

Все люди чего-нибудь побаиваются. Мудро устроено в мире живой природы, и чувство страха…

Работа с учащимися с неадекватной самооценкой или уровнем…

Как известно, самооценка и уровень притязаний тесно взаимосвязаны (согласно известной…