Пн12052016

Обновление09:33:56

Ненависть

Ненависть

Геракл и АнтейОторвав Антея от земли, Геракл сумел одолеть великана. Это единоборство олицетворяет победу добра над злом. А. Поллайоло. Геракл и Антей. В психологическом плане ненависть варьируется от тихой, потаенной враждебности до агрессивного поведения, логическим завершением которого могут быть физическое уничтожение противника, вандализм в отношении природы, культурных ценностей, технических устройств и бунт против Бога.

Не всякая агрессивность есть ненависть. Согласно теории австрийского ученого-социобиолога Конрада Лоренца (1903—1988), следует различать агрессию как инстинктивную реакцию животного или человека, служащую инструментом приспособления к природной или социальной среде, и ненависть, сознательно и целенаправленно инспирируемую отдельным человеком, социальной группой или обществом в целом.

Юдифь и ОлофернОчень натуралистично изображена на картине итальянского живописца О. Джентилески «Юдифь и Олоферн» сцена из Ветхого Завета: Юдифь обезглавливает Олоферна Ненависть всегда опирается на определенные ценностные представления, например, о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве. В основе ненависти лежат, по словам русского философа Н. А. Бердяева, объективация зла, выбрасывание его во вне, превращение других людей в «козлов отпущения» или врагов, которых нужно уничтожать морально или физически. В этом плане генетически ненависть восходит к ранним стадиям существования человеческого общества, когда людям было свойственно делать непреодолимей грань между «своими» и «чужими». Объектом ненависти становились чужой или чужие, лишенные в сознании древнего человека всяких прав, включая и права на жизнь. В теоретической форме такого рода установки впоследствии реализовались в учении манихеев, возникшем в III в. н. э. Они представляли мир как непрерывную борьбу двух примерно равных по силе начал — Добра и Зла, Бога и дьявола, света и тьмы. Манихейский дуализм провоцировал поиск врага, объявляемого злом, и борьбу за его уничтожение, которой нет конца.

11 сентября 200111 сентября 2001 г. в США был совершен самый жестокий в истории террористический акт. Два авиалайнера с пассажирами на борту, управляемые пилотами-камикадзе, протаранили здания Всемирного торгового центра в Нью- Йорке, которые являлись символами могущества Америки. Оба небоскреба, в которых находились тысячи людей, превратились в груды развалин. Так бесчеловечно была наказана Америка за свой глобализм.Совершенно иная установка родилась в христианстве, которое перевернуло представления о любви и ненависти. Христос призывал человека искать главную причину зла в самом себе, а не в других людях. Нужно изживать грех в самом себе, и тогда будет искоренен основной источник ненависти. «Вы слышали, что сказано: "Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас"». Заповедь Спасителя «возлюбить врагов своих» в корне меняет взаимоотношения любви и ненависти, которые перестают быть противоположными друг другу понятиями. Ненависть угасает в любви. В таком контексте враги могут играть в жизни человека духовно конструктивную роль. Благодаря им человек способен расти личностно. Преодолевая сопротивление враждебных сил, он закаляет свою волю и упрочивает характер. Человек не только подвергается испытанию врагами. Смиренное и кроткое претерпевание враждебного отношения, воздаяние добром за зло морально разоружают противника и могут привести к его духовному преображению. Отвечая же злом на зло, ненавистью на ненависть, мы делаем невозможным примирение с людьми и свое собственное совершенствование.

Ненависть питается многообразными мотивами — завистью, гордыней, алчностью, жаждой мести, отчаянием и т. п. Для того чтобы преодолеть ненависть, человеку необходимо изжить в себе подобные мотивы, разрушающие его личность, делающие его слепым орудием сил зла.

Во всех религиозных системах имеются культовые действия и обряды, направленные на подавление в человеке негативных мотивов и чувства ненависти. К ним относятся молитвы, посты, участие в богослужениях. Психотерапевтические рекомендации содержатся также в разных этических, психологических, философских учениях. Субъектом ненависти могут быть отдельный человек, социальная группа или общество в целом. Многовековая история человечества знает немало примеров расовой, этнической, классовой, межконфессиональной (религиозной) ненависти, приводившей к открытым столкновениям, войнам, революциям и контрреволюциям. Современный мир не стал лучше в этом отношении, а ненависть обходится человечеству еще дороже, ибо вся мощь технической цивилизации используется для устрашения, подавления и уничтожения людей.


Ненависть.

Читайте также:
Страсть.
Разум.
Ревность.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как читать лекции - интересно и эффективно

Оказывается, читать лекции интересно и эффективно можно и нужно. Главное – делать это…

Дети группы риска в школе

При оценке состояния изученности проблемы детей группы риска в психологии и педагогике…

Методы самовнушения

Венгерский психиатр И. Гарди описал случай, когда рабочий холодильника случайно оказался…

Детская демонстративность

Когда говорят или пишут о демонстративности ребенка, то самой главной чертой считают…