Вт04252017

Обновление08:40:13

Ненависть

Ненависть

Геракл и АнтейОторвав Антея от земли, Геракл сумел одолеть великана. Это единоборство олицетворяет победу добра над злом. А. Поллайоло. Геракл и Антей. В психологическом плане ненависть варьируется от тихой, потаенной враждебности до агрессивного поведения, логическим завершением которого могут быть физическое уничтожение противника, вандализм в отношении природы, культурных ценностей, технических устройств и бунт против Бога.

Не всякая агрессивность есть ненависть. Согласно теории австрийского ученого-социобиолога Конрада Лоренца (1903—1988), следует различать агрессию как инстинктивную реакцию животного или человека, служащую инструментом приспособления к природной или социальной среде, и ненависть, сознательно и целенаправленно инспирируемую отдельным человеком, социальной группой или обществом в целом.

Юдифь и ОлофернОчень натуралистично изображена на картине итальянского живописца О. Джентилески «Юдифь и Олоферн» сцена из Ветхого Завета: Юдифь обезглавливает Олоферна Ненависть всегда опирается на определенные ценностные представления, например, о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве. В основе ненависти лежат, по словам русского философа Н. А. Бердяева, объективация зла, выбрасывание его во вне, превращение других людей в «козлов отпущения» или врагов, которых нужно уничтожать морально или физически. В этом плане генетически ненависть восходит к ранним стадиям существования человеческого общества, когда людям было свойственно делать непреодолимей грань между «своими» и «чужими». Объектом ненависти становились чужой или чужие, лишенные в сознании древнего человека всяких прав, включая и права на жизнь. В теоретической форме такого рода установки впоследствии реализовались в учении манихеев, возникшем в III в. н. э. Они представляли мир как непрерывную борьбу двух примерно равных по силе начал — Добра и Зла, Бога и дьявола, света и тьмы. Манихейский дуализм провоцировал поиск врага, объявляемого злом, и борьбу за его уничтожение, которой нет конца.

11 сентября 200111 сентября 2001 г. в США был совершен самый жестокий в истории террористический акт. Два авиалайнера с пассажирами на борту, управляемые пилотами-камикадзе, протаранили здания Всемирного торгового центра в Нью- Йорке, которые являлись символами могущества Америки. Оба небоскреба, в которых находились тысячи людей, превратились в груды развалин. Так бесчеловечно была наказана Америка за свой глобализм.Совершенно иная установка родилась в христианстве, которое перевернуло представления о любви и ненависти. Христос призывал человека искать главную причину зла в самом себе, а не в других людях. Нужно изживать грех в самом себе, и тогда будет искоренен основной источник ненависти. «Вы слышали, что сказано: "Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас"». Заповедь Спасителя «возлюбить врагов своих» в корне меняет взаимоотношения любви и ненависти, которые перестают быть противоположными друг другу понятиями. Ненависть угасает в любви. В таком контексте враги могут играть в жизни человека духовно конструктивную роль. Благодаря им человек способен расти личностно. Преодолевая сопротивление враждебных сил, он закаляет свою волю и упрочивает характер. Человек не только подвергается испытанию врагами. Смиренное и кроткое претерпевание враждебного отношения, воздаяние добром за зло морально разоружают противника и могут привести к его духовному преображению. Отвечая же злом на зло, ненавистью на ненависть, мы делаем невозможным примирение с людьми и свое собственное совершенствование.

Ненависть питается многообразными мотивами — завистью, гордыней, алчностью, жаждой мести, отчаянием и т. п. Для того чтобы преодолеть ненависть, человеку необходимо изжить в себе подобные мотивы, разрушающие его личность, делающие его слепым орудием сил зла.

Во всех религиозных системах имеются культовые действия и обряды, направленные на подавление в человеке негативных мотивов и чувства ненависти. К ним относятся молитвы, посты, участие в богослужениях. Психотерапевтические рекомендации содержатся также в разных этических, психологических, философских учениях. Субъектом ненависти могут быть отдельный человек, социальная группа или общество в целом. Многовековая история человечества знает немало примеров расовой, этнической, классовой, межконфессиональной (религиозной) ненависти, приводившей к открытым столкновениям, войнам, революциям и контрреволюциям. Современный мир не стал лучше в этом отношении, а ненависть обходится человечеству еще дороже, ибо вся мощь технической цивилизации используется для устрашения, подавления и уничтожения людей.


Ненависть.

Читайте также:
Страсть.
Разум.
Ревность.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как снизить увлеченность ребенка материальными ценностями

Представьте себе, что ваша шестилетняя дочь, вернувшись домой после игры с лучшей…

Тест «Несуществующее животное» - рисунок и его…

Применение данного теста в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и…

Причины школьной неуспеваемости

Ребенок не справляется с учебной нагрузкой. Ситуация более чем распространенная. Родители…

Психология и психотерапия в социальной работе

Педагогическое содержание социальной работы очевидно даже неосведомленному человеку,…