Вт12062016

Обновление09:33:56

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование — профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации.
П. к. можно определить также как специфические отношения между людьми, при которых возможен способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. П. к. помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия правильных решений и совершения целенаправленных действий. В качестве клиентов П. к. могут выступать здоровые или больные люди (воспринимаемые консультантом как дееспособные субъекты, ответственные за решение своей проблемы), предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений, профессионального выбора, др. Пользуясь терминологией трансактного анализа, П. к. проводится с позиции "Взрослый — Взрослый".

К основным направлениям П. к. относятся: (1) проблемно-ориентированное консультирование (consulting), направленное на анализ сущности и внешних причин проблемы, на поиск путей их разрешения; (2) личностно-ориентированное консультирование (counseling), центрированное на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем; (3) решение-ориентированное консультирование (solution talk), центрированное на выявлении ресурсов для решения проблемы.

Цели и задачи П. к.: эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента; расширение сознания и повышение психологической компетентности клиента; изменение отношения к проблеме; повышение стрессовой и кризисной толерантности; развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения; повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира. Консультирование может быть индивидуальное и семейное (от консультанта требуется соблюдение нейтральности, независимость от различных семейных группировок), контактное и дистантное (с использованием технических средств связи, например, — "телефон доверия").

Этапы проведения П. к. включают: а) установление консультантом психологического контакта с клиентом; б) предоставление клиенту возможности выговориться; в) предоставление клиенту эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации; г) совместная с клиентом переформулировка его проблемы; д) заключение контракта (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности клиента и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий клиента); е) формирование альтернатив решения проблемы; ж) выбор оптимального с точки зрения пациента решения; з) закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения; и) завершение консультирования с предоставлением пациенту права повторного обращения при необходимости либо назначение катамнестической, поддерживающей встречи. Консультирование может быть проведено в течение одной встречи (продолжающейся 2—3 часа) или в течение 2—5 встреч (по 1 часу с интервалами от одного дня до 2—3 недель).

Теория П. к. пытается ответить на следующие вопросы: 1) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью — клиентом и человеком, ее оказывающим — консультантом; 2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта; 3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования; 4) какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в жизни клиента; 5) каковы те приемы или техника, которые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи. К. п. базируется на социальной, клинической и дифференциальной психологии, психологии личности и тестологии. Выбор оснований для конкретной модели консультирования часто связан с более общей теоретической ориентацией — психоаналитической, адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и т. д.

Г. Л. Исурина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Вредные советы специалистов

Бывают в жизни мрачные минуты, когда я спрашиваю себя: если бы все мы, специалисты, вдруг…

Я и моя семья - классный час

Предлагаем сценарий классного часа, посвященного взаимоотношениям учащихся с родителями и…

Учебная мотивация

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность…

Как быстро разрешить межличностный конфликт

При возникновении конфликта ваша основная задача — его улаживание, какой бы ни была…