Вс12042016

Обновление09:33:56

Тренинг психологический

Тренинг психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами Т. с.-п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.
Общая цель Т. с.-п. конкретизируется в следующих задачах:
1) овладение психологическими знаниями;
2) формирование умений и навыков в сфере общения;
3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
5) коррекция и развитие системы отношений личности.
Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм Т. с.-п. Среди них наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и др. Основной контингент участников составляют представители профессий, деятельность которых предполагает интенсивное общение, а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов. В группе Т. с.-п. особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что представляет необходимую предпосылку и составляющую развития компетентности в общении. Создание климата доверия в существенной степени определяется особой формой проведения занятий, при которой ведущий не является преподавателем в традиционном смысле слова. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней, при этом он выступает одним из участников групповой работы (хотя и задающим на первых этапах групповые нормы и модели поведения). Для достижения целей Т. с.-п. ведущему необходимо создать условия для формирования группы высокого уровня развития.
Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий:
1) принцип активности участников;
2) принцип исследовательской позиции в процессе работы в группах;
3) принцип объективации поведения. Важным средством объективации поведения является особым образом организованная обратная связь, эффективность которой существенно повышается при использовании видеозаписи;
4) принцип партнерского общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений, интересов.
Развитие различных форм Т. с.-п." связано, в основном, с ведущими ориентациями современной психологии. В западной традиции — это необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, экзистенциальная и гуманистическая психология. С последней связано широкое распространение форм групповой психологической работы и, в частности, использование Т. с.-п.

Н.Ю. Хрящёва

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Конфликты с собственным ребенком - как их избежать?

Поведение наших детей зависит от двух важных факторов: врожденного характера и…

Развитие самостоятельности у дошкольников

Каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Свой первый шаг он делает ОТ…

Работа с учащимися с несформированностью учебных навыков

Несформированность учебных навыков — это комплексная психологопедагогическая проблема. В…

Мама выходит замуж / папа женится. Как поддержать ребенка?

Сегодня родители, имеющие маленьких детей, так часто расходятся и разводятся, что можно…