Эмоции человека

Эмоции1 – это особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных субъективных переживаниях человеком своих потребностей, отношений к миру и людям, процессам и результатам деятельности, активизирующая или тормозящая деятельность. Эмоциональные реакции протекают на фоне регистрирующейся динамики физиологических процессов: сердцебиения, потоотделения, слезотечения, двигательных реакций, напряжений тела в целом или определенных групп мышц и т.п.

Благодаря эмоциям индивиды, принадлежащие не только одной и той же культуре, социальной общности, но разным культурам и общностям обретают способность понимать переживания друг друга без опоры на речевые формы коммуникации. Индикаторами переживаний служат: выражение лица, осанка и поза, жестикуляция, возгласы и вокализации. Однако далеко не все эмоциональные переживания находят прямую реализацию в невербальных способах индикации. Часть жестов имеют социокультурное происхождение или первооснову. Например, у болгар утвердительная по смыслу жестикуляция (горизонтальные колебательные движения головы) совпадает с отрицательной у других европейских народов, и наоборот.

Различают низшие эмоции, которые связаны с удовлетворением, прежде всего,  физиологиче­ских потребностей и высшие эмоции, в основе которых лежат духовные, социальные, нравственные, познавательные, эстетические потребности.

Эмоции классифицируются:

  • Настроения –эмоциональные переживания, не имеющее специального адреса носящее «размытый» характер. Можно говорить о доминирующих у человека настроениях как о важной  интегративной характеристике личности (Б. Додонов).
  • Эмоции – реакции на непосредственное воздействие окружающего мира в его первоначальной данности в конкретный момент времени. Эти переживания возникают до этапа рациональной оценки события: страх, гнев, радость и др.
  • Чувства –устойчивые выражения отношения личности к объектам ре­альности, другим людям и к самой себе. Они включают в себя гамму эмоций и опосредованы социокультурными условиями жизни и уровнем развития личности и общества в целом. Примерами чувств могут быть: чувство долга, собственного достоинства, чести, апатии, симпатии и антипатии, любви, а кроме того, так называемые, моральные, интеллектуальные, эстетические и праксические (то есть связанные с деятельностью) чувства. Чувства динамичны, изменяются в процессе филогенеза и онтогенеза. Они имеются только у человека и выполняют важную социализирующую (то есть адаптирующую личность к условиям социальной жизни) роль.
  • Аффекты –эмоциональные состояния, возникающие в случаях, когда личность не может найти выход из критической ситуации и протекающие в виде приступа сильного нервного возбуждения, сопровождаемого видимыми изменениями поведения и деятельности вегетативных систем2. Аффекты возникают в тех ситуациях, которые не могли быть прогнозируемыми личностью, неожиданны для неё. Личность как бы застигнута врасплох и сложившаяся картина мира под влиянием обстоятельств претерпевает резкий слом. Поэтому аффекты часто носят деструктивный характер, как для внутреннего мира личности, так и для внешнего окружения.

Состояния чрезмерного нервного возбуждения, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении и в деятельности вегетативных систем, в некоторых случаях возникают не под воздействием «зашкаливающих» по психотравмирующей интенсивности факторов, а под влиянием слабых, но многократно повторяющихся и распределенных во времени психотравмирующих воздействий, когда возникает эффект «последней капли в переполненной чаше». Слабый по интенсивности психотравмирующий фактор осознавался личностью, но подавлялся или игнорировался до тех пор, пока психологическое напряжение помимо сознания не вышло из-под контроля. Процесс «наполнения чаши терпения» является серьезным фактором риска для возникновения сердечно-сосудистых и других соматических заболеваний.

Нарушения, связанные с пережитой психической травмой затрагивают все сферы функционирования человека: физиологию, личность, социальные взаимодействия. Г. Селье описывал три основные стадии развития психологического стресса:

а) аларм-стадия (или предстартовая готовность) направлена на мобилизацию адаптационных ресурсов организма. Психологическая напряженность усиливает сопротивляемость, даже хронические соматические заболевания могут исчезать или существенно сглаживать свое действие. Разумеется, они не уходят совсем и в последующем могут возвратиться значительно усилившись;

б) стадия резистентности возникает в случае, если стрессогенный фактор не подавлен на первой стадии. В адаптивной активности наступает баланс, относительная пропорциональность затрачиваемой энергии сущности переживаемой проблемы;

в) однако энергетический потенциал вовсе не беспределен и если стрессогенный фактор не устранен, то наступает стадия истощения, человек начинает остро нуждаться в помощи и поддержке извне, так как внутренний ресурс оказывается исчерпанным.

  • Страсть – устойчивый сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности, предмета или цели, ориентация всех устремлений и сил личности на едином направлении, что слабо или почти не управляется рассудочной деятельностью.
  • Фрустрация – психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями на пути к желанной цели. Характеризуется эмоционально дискомфортными переживаниями (тревога, гнев, вина и т.п.).

Кроме приведенной выше классификации, эмоциональные феномены психики могут быть рассмотрены и сквозь призму других критериев:

а) модальности – здесь они становятся связанными с порождающими их сенсорными системами либо с общим знаком, который отражает их позиционирование на шкале, крайние точки которой занимают положительно и отрицательно окрашенные переживания;
б) интенсивности, то есть энергетической заряженности переживаний – от вполне нейтральных до психо и соматически травмирующих;
в) по продолжительности – от ситуативных, слабо развернутых во времени, до устойчивых, не имеющих ограничений во времени;
г) степени осознанности – от отчетливо осознаваемых и контролируемых сознанием до неосознаваемых, в том числе и тех, которые разворачиваются как бы параллельно сознанию, когда личность осознает их отрицательный характер, но не в состоянии проявить волевой самоуправляющий импульс;
д) глубине – от поверхностных, не затрагивающих основные мотивационно-смысловые структуры личности до тех, которые связаны с целостной картиной мира личности;
е) сложности – от связанных с какой-либо одной модальностью переживаний, до сложных синтетических по характеру эмоциональных состояний, в которых оказывается задействованной не только собственно эмоциональная, но и интеллектуальная, и волевая сферы личности.

Особенности влияния эмоциональных переживаний на эффективность деятельности может быть условно отражена графиком нормального вероятностного распределения (кривой Гаусса). В первой фазе повышение интенсивности эмоционального переживания стимулирует рост трудоспособности и повышение эффективности деятельности. Затем, во второй фазе, повышение интенсивности переживания постепенно становится все более значимым фактором, тормозящим деятельность, снижающим ее эффективность. Крайние точки интенсивности эмоционального переживания связаны с нулевой эффективностью деятельности или с переводом ее в деструктивное, разрушительное как для самой личности, так и для окружающих русло.

Рассмотренные вопросы:

  • Что понимается под эмоциями?
  • Роль эмоциональных процессов в регуляции деятельности.
  • Характеристика классов эмоций.
  • Особенности взаимосвязи энергетики эмоциональных процессов и эффективности деятельности.
  • В чем сходство и различия между аффектами и стрессами?
  • Что такое фрустрация?
  • Характеристика классификаций эмоциональных переживаний по критериям модальности, интенсивности, осознанности, глубине, сложности, продолжительности.

Ключевые термины: эмоции, классификация эмоций: настроение, эмоция, чувства, аффект, стресс, фрустрация, страсть, модальность, интенсивность, глубина переживаний и их сложность, нормальная кривая распределения.

1 От лат. evoveo потрясаю, волную.

2 Вегетативные системы – системы организма разделяются на два класса: двигательные (или соматические) и вегетативные. Последние включают системы пищеварения, дыхания, выделения, а также эндокринную и репродуктивную.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.