Методы социальной работы с семьей

Психологические и социально-психологические методы социальной работы с семьей

Методы социальной работы с населением в целом и с семьей в частности должны подбираться исходя из одной главной задачи — развития семьи, направления энергии ее членов на позитивные изменения в их жизнедеятельности. Прежде всего измениться должны способы взаимодействия людей друг с другом. Значение этого явления состоит в том, что следом за изменением актов взаимодействия изменятся и взгляды индивида, его восприятие жизненных явлений и событий.

В этом процессе есть свои этапы: выделение эпизодов, требующих иных подходов, стратегий поведения; вмешательство социального педагога в ситуации взаимодействия клиента с его близкими; выработка новых стратегий взаимодействия; достижение результатов общения социального работника с клиентом и членами его семьи.

Социальный работник влияет на семейную структуру — структуру взаимоотношений в семье. После его воздействия должна измениться психологическая карта семьи. Эта карта представляет собой поле, на котором изображены взаимосвязи членов семьи: пары, тройки, союзы супругов, их детей, родителей, живущих или не живущих вместе с ними. Вне зависимости от уровня сплоченности семьи, рода родственники более или менее открыты друг для друга, с большей или меньшей легкостью поверяют друг другу личные секреты. Бывает так, что муж делится наболевшим только с женой, а дочь только с отцом. Американский психотерапевт Вирджиния Сатир назвала это явление семейной закрытостью: информация или не проходит совсем, или передается только между определенными семейными элементами (членами семьи). Это означает, что модель общения негибка, консервативна.

Вступая во взаимодействие с семьей, социальный работник добивается общения членов семьи друг с другом напрямую либо, наоборот, создает границы между ними. К примеру, иногда опека старшего над младшим оказывается чрезмерной и вместо пользы наносит вред развитию личности. Методы воздействия на семью в этих целях затрагивают все стороны взаимоотношений ее членов. К примеру, если муж и жена избрали один способ общения — игнорирование друг друга и все вопросы предпочитают решать через детей, то в процессе беседы с социальным работником ситуация может измениться быстро и эффективно. Делается это так: супруги и их дети рассаживаются в кабинете социального работника так, чтобы обращаться за посредничеством к третьим лицам им было крайне неловко. Жестом социальный работник предлагает им общаться напрямую. Канал взаимодействия начинает функционировать. Назовем этот прием работы специалиста социальной сферы методом наведения мостов.

В другом случае мать бесконечно опекает дочь, контролирует каждый ее шаг, запрещает ей проявления самостоятельности в чем бы то ни было. Внимание матери к дочери приобретает навязчивый характер и напоминает невротическую потребность в любви. Гиперопека становится причиной формирования инфантильной, зависимой личности, склонной к истерическим проявлениям. Социальный работник, направляет усилия на переключение энергии матери в другое русло, не менее значимое для нее и более безопасное для ее дочери. Это могут быть повышение квалификации, обустройство жилища, забота о домашних животных, восстановление пошатнувшегося здоровья старших членов семьи, организация домашних семейных праздников или туристической поездки на время каникул и отпуска. Смысл указанных действий состоит в том, чтобы эгоцентрическую ориентацию матери заменить социоцентрической, ибо материнский эгоизм часто приобретает очертания любви к своему ребенку. Этот метод можно назвать методом децентрации личности в рамках решаемой ею проблемы.

В социальной работе с семьей встречаются ситуации, когда положение изменить трудно или невозможно, но вполне вероятно изменить его восприятие — эмоциональное или концептуальное. Успех здесь сопутствует тем индивидам, которым присуща гибкость мышления, нестандартность поведенческих реакций, высокая степень обучаемости, умение переключаться со своей позиции на чужую, воспринимать иные точки зрения. Поменяв восприятие проблемы, клиент может в неблагоприятной ситуации увидеть добрые предзнаменования, а из ошибки сделать рациональные и полезные выводы. Однако сам он не справится с задачей такого рода, ему нужна помощь, толчок извне к пересмотру роли проблемной ситуации в его жизни. Метод изменения соотношения проблемной ситуации и фона ее восприятия назовем методом реконструкции восприятия события.

Как и во всех человековедческих видах деятельности, в социальной работе первичен метод наблюдения. Его мы упоминали многократно на протяжении всего изложения учебного материала, и нам остается добавить лишь немногое. Наблюдение социального работника — профессионала и наблюдение рядового индивида имеют существенное отличие: специалист социальной сферы должен вести наблюдение с научных позиций. Его параметры должны планироваться перед каждой встречей с членами семьи. Наблюдать все подряд невозможно, и социальный работник вычленит ряд особенностей поведения, речи, взаимодействия испытуемых, на которые он постарается обратить внимание при проведении беседы. К примеру, можно понаблюдать, на какие вопросы опрашиваемый будет наиболее неохотно давать ответы или на чьи реплики более остро реагировать. Ведение специальных записей в журнале по окончании беседы поможет впоследствии вернуться к наблюдаемым феноменам и дать им более логичную и точную интерпретацию.

Метод описания ситуации

Метод описания ситуации социальным работником для клиентов или всей семьи в целом полезен в целях психодиагностики их психических состояний на первом этапе вхождения в семью. Наблюдая за реакцией партнеров по общению, социальный работник описывает их взаимоотношения так, как он их себе представляет. Это описание носит, конечно же, субъективный характер, так как социальный работник не знаком с историей семьи, биографическими характеристиками ее членов, их представлениями о мире и о себе, взаимоотношениями и взаимными ожиданиями. Однако объективность здесь и не нужна. Субъективная оценка семьи чужим для нее человеком может стать хорошим поводом для активного обсуждения домочадцами степени ее соответствия истине и всестороннего обмена мнениями. Это пробудит дискуссию, обнажит позиции, выявит оппонентов и даст психологу тот материал, который иным путем получить очень трудно.

Метод противоречивой оценки семьи

Метод противоречивой оценки семьи в чем-то схож с методом описания ситуации в семье, однако есть здесь и отличия. Давая внешнюю оценку семье, социальный работник может сделать акцент на сильных сторонах функционирования семьи ради повышения меры самоуважения ее членов. В тех семьях, где критическое начало выше, чем самокритическое, позитивные высказывания специалистов будут приняты за истину, что не послужит коррекции взаимодействий и взаимоотношений.

Если же психолог выделит одни лишь негативные стороны жизни семьи, в его доброжелательность будет трудно поверить, в ответ появятся либо агрессия, либо униженность. Вот почему акцентирование и сильных, и слабых сторон семейной жизнедеятельности поможет найти действительные болевые точки семьи и начать работу по оптимизации семейных взаимоотношений, улучшению психологической атмосферы семьи.

Метод ролевой игры

В социальной педагогике, психологии, управленческой науке всегда были модны ролевые игры. Метод ролевой игры наиболее полезен для обучения способам взаимодействия между людьми, а также для определения предназначения индивида в той или иной роли. Уже говорилось о том, как важно в процессе социализации научиться правильному пониманию и исполнению социальных ролей, большинство из которых — парные. Мать и дочь, отец и сын, муж и жена, бабушка и внучка — число таких пар в условиях большой семьи достаточно велико. Не каждый человек объективно способен поставить себя на место другого и воспринять его не со своей, а именно с противоположной позиции. К примеру, пятилетняя девочка никогда не была бабушкой, и требования уважительного отношения к старшим имеют для нее чисто умозрительный смысл. Мыслить же абстрактно ребенок такого возраста просто не в состоянии. Однако мы, воспитатели, настаиваем на том  чтобы уважение к старшим малыш не только демонстрировал, но и испытывал! Заведомо неисполнимое требование. И таких педагогических казусов в нашей жизни очень много.
Вот еще пример. Живут в семье двое — муж и жена. Они не похожи уже тем, что это представители разного пола. Физическая, гормональная, психическая, социальная, эмоциональная составляющие их личности абсолютно различны. Женщина более ярко чувствует, мужчина логичнее мыслит. С женщиной общество считается меньше, с мужчиной больше. Конечно же, не только от биологической принадлежности зависит направленность личности, немалую роль играют условия воспитания. Порой мужчина приобретает чисто женские черты, а женщина формируется с сильным и мужественным характером. Однако и они, и их близкие стремятся найти общий язык, понять друг друга, особенно если между ним часто происходят конфликты. Психолог либо социальный работник, выступающий в роли социального психолога, может оказаться им очень полезен в этой ситуации.

На одном из занятий с членами семьи специалист социальной службы предлагает мужу и жене поделиться причинами своих трудностей в семье. Выслушав обе половины по очереди, психолог просит супругов в прямом смысле слова поменяться местами. Усевшись на стулья друг друга, они включаются в игру под названием «Стань мною» и продолжают рассказ о проблемных ситуациях в семье глазами своего партнера. Нехитрый ход, но очень информативный и полезный для супругов. И он, и она сразу же отметят ошибки в восприятии проблемы своей второй половиной и смогут разобраться в самих себе с большей объективностью. Все-таки рядом находится психолог, который не даст партнерам по общению покривить душой или накалить обстановку, поможет направить их разговор в нужное для решения проблемы русло.

Метод магнитофонных записей

Метод магнитофонных записей может принести немалую пользу для социальной работы с семьей. Суть его проста: беседа психолога с клиентом записывается на пленку, как и диалоги супругов в его присутствии. Делается это с согласия самих клиентов и в их же интересах. В одну из последующих встреч специалист по социальной работе может самым тщательным образом проанализировать вместе с партнерами по общению все детали разговора. Совместный разговор по поводу прослушанных записей будет идти по плану, продуманному заранее психологом. Цель такого мероприятия связана с отмеченной ранее особенностью говорения и слушания: говорящий следит лишь за содержанием сообщения, слушающий же помимо содержания воспринимает еще и форму речи, а также способы управления диалогом, своими психическими состояниями.

Более современное средство такого плана — видеомагнитофон, он позволяет получить всесторонний анализ события. Однако у этого метода есть и недостаток — во время беседы должен находиться оператор, который ведет съемку. Присутствие постороннего — нежелательный фактор, поскольку внимание партнеров по общению будет рассеиваться, и не все то, что хотелось бы сказать друг другу, можно будет произнести вслух.

Метод консультации

Метод консультации — традиционный метод психолога-консультанта. Он может использоваться однократно или многократно, в зависимости от желания клиента и степени его затруднений. О целях, этапах, методике консультирования шла речь в предыдущем параграфе, заметим лишь, что ценность консультаций будет тем выше, чем глубже психолог войдет в проблематику семьи — ее историю, особенности создания и развития, традиции, правила и нормы семейного общежития. Нюансы человеческого поведения — это лишь то, что лежит на поверхности, что является субъективным. Объективное — то, что не зависит от сознания индивида и создано стараниями других людей и его собственными. Семейный психолог, находящийся в статусе социального работника, имеет немалое преимущество перед «чистым» психологом, и оно состоит в его глубоком знании типологии семей, их групповых особенностей. Эти знания нужно применять во благо, расширяя систему представлений о семье клиента привлечением опыта работы с другими семьями.

Одинаковых результатов при всей внешней похожести семей может и не быть, здесь все зависит от воли и желания самих клиентов, их готовности изменить свою жизнь к лучшему, веры в себя, активности и целеустремленности. Важно, однако, что социальный работник будет удовлетворен своим вкладом в решение семейной проблемы и сможет быть уверенным в том, что он сделал для семьи все, что было в его силах и власти.

Работа в паре с коллегой

Западные социальные работники применяют такой метод, как работа в паре с коллегой. В Голландии с одним несовершеннолетним правонарушителем контактируют самые разные люди и в самых разных местах. Школа, больница, полицейский участок, молодежный клуб, «тусовка» в подземном переходе, улицы, микрорайон — все те места, где бывает подросток, имеют специалистов — психологов, социальных педагогов, которые наблюдают за своим подопечным и при необходимости вмешиваются в ситуацию. Работа в паре с коллегой приносит не менее положительный результат, хотя смысл ее несколько иной. С семьей знакомится не один, а двое социальных работников. Они ведут своих клиентов вместе. Вдвоем легче подобрать оптимальные методы работы, увидеть слабые места в собственных действиях и скорректировать ход событий. Очевидно, нет необходимости дублировать работу друг друга со всем массивом семей. Данный метод необходим в особо сложных случаях и там, где социальному работнику недостает знаний и опыта.

Метод использования группового мнения

Метод использования группового мнения эффективен в социальной работе с дружной и сплоченной семьей, переживающей временные трудности. Для одного члена семьи мнение всех остальных о его успехах, будущем, поступках может иметь большой психотерапевтический эффект при условии, что оно будет во всех нюансах продумано и подготовлено специалистом-психологом, социальным работником. Без посредничества семья вряд ли справится с задачей изменения самооценки индивида или его позиций в связи с общими семейными делами.

Ситуации, в которых целесообразно обращаться за поддержкой группового мнения, могут бы связаны с принятием важного для личности решения — заключения брака или его расторжения, смены места работы или учебы, отъезда на новое место жительства, изменения фамилии или имени, удочерения или усыновления, рождения ребенка и т. д. Другой тип проблем — проблемы социальной дезадаптации индивида, связанные с совершением им правонарушений, преступлений, с душевным или психическим заболеванием, вынужденной изоляцией, с одиночеством, утратой близких, потерей места работы, расторжением брака и т. д. То, что кажется непосильным одному, поддается решению всей семейной группы.

Социальный педагог должен учитывать тот факт, что коллективное решение более смелое, чем индивидуальное. Ответственность распределяется между всеми членами группы, тогда как субъекту действия придется самому нести основную тяжесть совместно принятого решения. Кроме того, далеко не всегда коллективное решение лучше индивидуального, здесь многое зависит от сложности задачи, личностных качеств участников обсуждения, их компетентности в обсуждаемом вопросе. Вот почему обращаться за помощью к семье социальный работник должен лишь в определенных случаях, учитывая индивидуально-психологические особенности ее членов, атмосферу в семье и подготовленность ее к правильной расстановке акцентов при решении проблем отдельных личностей.

Методы убеждения и внушения

Собственно психологические и психотерапевтические методы социальной работы с семьей — методы убеждения и внушения. Они имеют между собой как общее, так и различное. Общее между ними — их подсознательный характер, связь с бессознательным в личности, зависимость от стороннего воздействия. И тот и другой методы осуществимы при специальной подготовке личности, осуществляющей воздействие. Человек, выступающий в роли субъекта воздействия, называется суггестором, его партнер, находящийся в роли объекта воздействия, — суггерендом. Процесс социального внушения называется суггестией.

Различия между внушением и убеждением связаны со степенью аргументированности воздействия. Внушение не требует веских доводов в защиту позиции суггестора,*достаточно лишь его эмоциональной заряженности и мотивационной направленности. Убеждение же строится на основе доказательства своей позиции и обращено не столько к чувствам, сколько к разуму клиента.

Социальный работник в семейной психотерапии обязательно применит и тот и другой методы воздействия. Важно лишь определить целесообразность их использования в конкретной ситуации. Так, метод внушения более эффективен для людей менее образованных, не имеющих высокого статуса, зависимых, с низкой самооценкой. Внушению легче поддаются женщины и дети. Метод убеждения срабатывает с теми людьми, которые имеют открытое и гибкое мышление, готовы к восприятию новой информации и заранее настроены на восприятие воздействия. И в том и в другом случаях желательны высокий статус, авторитет, красноречие, эрудиция, приятная располагающая внешность, высокие интеллектуальные качества суггестора, равно как и доверие к нему со стороны суггеренда. Низкостатусный социальный работник с отсутствием профессионального опыта и уверенности в себе не только не сможет воспользоваться преимуществами этих методов, но и достигнет обратного результата — клиент разочаруется в способностях своего социального руководителя и в его возможностях разрешить проблемную ситуацию.

Цель обоих методов состоит в достижении изменений в сознании и поведении личности. Об эффективности полученных результатов можно судить по поступкам клиента, по его настрою на более тесное взаимодействие с членами семьи, смену стратегии и тактики поведения в конфликтных ситуациях, по большей уступчивости и терпимости в отношениях с близкими.

Метод информирования в социальной работе

Метод информирования в социальной работе — самый распространенный, как и метод наблюдения. Его назначение состоит в передаче клиенту актуальной для него информации.

Это может быть информация юридического, социально-экономического, медицинского, нравственно-эстетического, психолого-педагогического, социально-бытового характера. Клиент должен получить все те сведения, без которых его поведение не сможет быть адекватным ситуации, а он сам не решит возникших проблем.

Выше уже отмечалось, что при передаче психологической информации социальный работник может быть предельно откровенен, если сведения носят теоретический характер, и должен быть предельно тактичен, сообщая данные конфиденциального, личностного характера. Здесь должен работать известный афоризм простота хуже воровства. Рассказать буквально обо всем, что стало известно в ходе исследования личности клиента, — не означает продемонстрировать свою высокую квалификацию. Напротив, такой подход к использованию материала обследования говорит о некомпетентности исследователя, его инфантильности как личности и как специалиста. Правда лечит тогда, когда она имеет оптимистический заряд и служит стимулом для разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов.

Метод опоры на традиции и обычаи семьи

Метод опоры на традиции и обычаи семьи эффективен своим воздействием на подсознание личности. У каждого из нас в генах записана программа поведения в самых различных ситуациях — социальных, национальных, половых, конфликтных и т. д. Групповые нормы влияют на поведение личности самым прямым и непосредственным образом. Наиболее яркое воздействие на личность оказывает семейная группа, где сохраняются традиции — религиозные, национальные, половые, этические, психологические, хозяйственно-бытовые. Именно из семьи родительской личность берет в свою собственную привычки и правила поведения, которые потом, в зрелости, мало изменяются. Семья — наипервейший институт социализации личности, а потому он является и наиважнейшим инструментом ее социального научения.

Социальный педагог может обратиться за семейным опытом разрешения разного рода противоречий и опереться на него при условии, что данный опыт не противоречит здравому смыслу, специфике ситуации, особенностям личности клиента и его желанию прислушаться к позиции семьи.

Вот пример. В семье появляется ребенок. Оба молодых родителя по национальности лезгины. Процесс имянаречения у лезгин выверен исторически: ребенка называют дедушка и бабушка. Если родится сын, то имя даст дедушка по отцу, если дочь — бабушка по матери. В ситуации, когда отец или мать хотят отказаться от традиции и наречь ребенка по своему усмотрению, между поколениями возможен конфликт. Социальный педагог, выступающий посредником между молодой семьей и ее родными по восходящей линии, применит все свое красноречие, чтобы убедить молодых не прерывать традицию и не наносить морального ущерба любящим родственникам. Без их помощи в воспитании ребенка будет очень нелегко, и не следует начинать семейную жизнь с обострения отношений в большой семье.

Метод привлечения к труду

Для социальной работы с клиентами характерным является метод привлечения к труду. Эта процедура имеет немалое воспитательное значение в работе с подростками и со взрослыми людьми. Подросток, выросший в неблагополучной семье, как правило, не склонен к обучению. Школа, равно как и иные учебные заведения, его не привлекает. Свободного времени хоть отбавляй, и юное существо отправляется на поиски развлечений, ведущие его прямиком в криминал. Вовремя заметить неустойчивость в поведении и мышлении подростка и определить его в крепкий и надежный трудовой коллектив — означает оградить его от неприятных для него и общества последствий.

Взрослые нуждаются в той же самой помощи, если их должностные ставки сократили по месту их работы, если нет сферы применения профессиональных знаний и навыков после окончания учебного заведения, если долгое отсутствие работы ввиду загруженности домашними делами стало тяготить и привело к депрессивному состоянию. Сам клиент может быть не уверен в том, что причина его депрессии или сниженного настроения лежит в отсутствии занятости на производстве, чувства своей нужности, признания у окружающих. Социальный работник, проведя соответствующий анализ, может прийти к такому выводу и начать работу по привлечению клиента к труду.

Этот метод сработает в союзе с методами внушения, убеждения и переубеждения, обращения к групповому мнению, к групповым традициям и обычаям, наблюдению, информированию и др.

В целом, подводя итог разговору о методах социальной работы с семьей, находящихся в распоряжении специалиста социальной сферы, следует подчеркнуть: методы воздействия на личность клиента должны быть подвижны. Они зависят от многих факторов: от условий деятельности социального работника, от конкретной ситуации, от готовности клиента и членов его семьи к взаимодействию, от типа личности клиента и самого социального работника, от места социальной службы в системе общественных отношений и ее статуса. Самый лучший вариант для социального организатора — использовать разные методы в комплексе, умело комбинируя их и изменяя набор тех или иных способов воздействия на личность вместе с изменением условий ее жизни и деятельности.

Ко всему сказанному в данной статье можно сделать следующие выводы.

Психологические функции семьи меньше всего попадают в поле зрения социальных работников, несмотря на то, что именно они обусловливают меру эффективности изменений, происходящих в процессе взаимодействия с семьей. Эта проблема связана с недостаточной подготовленностью социальных работников в сфере психологии. В связи с этим возникает два пути решения проблемы психологизации деятельности социального работника. Первый — получение им второго высшего психологического образования либо, по меньшей мере, самоподготовка, саморазвитие психологических навыков, способов работы с клиентами. Второй путь — помощь профессионального психолога в решении проблемы конкретного клиента, их совместное участие в его судьбе.

Гуманизация общественных отношений сделала психологию семьи одним из важнейших атрибутов жизни и деятельности общества. Она изучается, пропагандируется, на нее влияют прямо и косвенно политики, экономисты, философы, педагоги, психологи, врачи, юристы. Без учета семейной психологии фактически невозможна эффективная работа социальной службы, поскольку ее предмет — человеческая личность, душа в ее соприкосновении с себе подобными.

Социальный работник, оказывающий помощь семье, может называться по-разному. Он специалист по социальной работе с населением, семейный психолог и консультант, социальный педагог и психолог, исполняющий параллельно и функции психотерапевта. Столь широкий профиль его профессионального «Я» связан с многогранностью возлагаемых на него обязанностей. Фактически он должен удовлетворить социально-культурные запросы самых широких групп населения. Через него люди приобщаются к достижениям мировой и отечественной культуры в самом общем ее понимании, а также к знаниям прикладного характера — юридическим, экономическим, психологическим и т.д.

Сверхзадача социального работника— всемерное развитие творческого потенциала семьи. Он присущ каждому семейному коллективу, но далеко не каждая семья может догадываться об этом. Социальный работник должен уметь апеллировать к таким важнейшим психологическим категориям, как самоотношение, самоуважение, самооценка личности, уровень ее притязаний, направленность, развитие, совершенствование, формирование, адаптация, социализация, интеграция и дезинтеграция. В поле его зрения должны быть взаимоотношения людей, стратегии их взаимодействия, в том числе и конфликтного. Процесс общения — самый важный и определяющий для семейного микроклимата, и его исследование может много дать специалисту социальной сферы.

Методы и средства социальной работы с семьей имеют немало общего с методами и средствами взаимодействия с клиентом педагога, психолога, психотерапевта, что еще раз подчеркивает многосоставность деятельности социального работника. В большей степени они носят социально-психологический характер, так как в социальной работе сливаются два самых больших общественных явления— социология и психология. Социальный работник должен хорошо знать психологию больших групп— социальных, национальных, возрастных, половых, профессиональных, различающихся местом своего проживания, образом жизни, политических, общественных и т. д. Воздействие на личность происходит в немалой степени через группу или внутри группы, вот почему так важно изучать динамику групповых процессов, характеристики малых и больших групп и отрабатывать методику применения самых разнообразных способов воздействия на семью и ее отдельных членов.

Психологические и социально-психологические методы социальной работы с семьей.


Ранее опубликовано:
Психология и психотерапия в социальной работе.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.