Навыки и умения

В процессе развития трудовой деятельности, от ее начальных форм (таких, как орудийная) до творческих (создание произведений искусства), в человеке вырабатываются определенные способности производить действия, которые и облегчают эту деятельность, и повышают ее эффективность. К таким способностям относятся навыки и умения.

Навыки

Навыки — это действия, для которых характерна высокая степень усвоенности, до уровня автоматизма. Они формируются и закрепляются путем постоянных упражнений. Навыки присущи и животным, но у них они носят неосознанный, инстинктивный характер и направлены на приспособление к окружающей среде. Навыки, возникающие у человека, многообразны: это двигательные, или моторные, навыки (например, у рабочих на конвейерном производстве); сенсорные, т. е. связанные со зрительным, слуховым, вкусовым и другими видами восприятия (навыки, допустим, дегустаторов); интеллектуальные (подбор рифм у поэтов) и т. д.

В своей статье «Как делать стихи?» В. Маяковский отмечает, насколько важны в поэтической работе навыки и приемы обработки слов, бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами ежедневной работы: рифмы, размеры, аллитерации и т. д. Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое событие при всех условиях расценивает только как материал для словесного оформления.

Успешное обучение навыкам предполагает не механическую дрессировку, а подключение так называемого потенциала «зона ближайшего развития». Это понятие введено отечественным психологом Л.С. Выготским (1896—1934) и подразумевает «пограничную территорию» между уровнем развития обучаемого и уровнем более трудных задач, которые ставятся педагогом. Тем самым обучение навыкам ведет за собой развитие мастерства.

Сторонники бихевиоризма (от англ. behaviour — поведение) — американского направления в психологии, получившего наибольшее распространение в 20-е гг. XX в., — считали, что все богатство психической жизни можно свести к цепочке «стимул — реакция», утверждали, что навыки образуются путем механического повторения, заучивания, т. е. без внутреннего усвоения. Исходя из этого, они и строили свои системы обучения навыкам. Однако уже тогда возникал вопрос, почему одни навыки приобретаются (даже «схватываются») почти мгновенно, в то время как другие не усваиваются даже после постоянных повторений. Оказалось, что бихевиористы игнорируют такие познавательные, мыслительные понятия, как «образ», «цель» и т. д. Отечественный физиолог Н.А. Бернштейн (1896 — 1966) установил: навыки формируются путем «повторения без повторения», т. е. каждый «шаг» по усвоению навыков «воспринимается в мозгу иначе, чем предыдущий, и причина этого в том, что мысль подключается, а не выключается». Овладение системой навыков — обязательное условие профессионального выбора. Не менее важным, чем формирование социально полезного навыка, является умение изживать старые его образцы при овладении новыми, усовершенствованными видами деятельности. Здесь играют роль возрастные качества. Так, молодые люди быстрее осваивают навыки работы на компьютере по сравнению со взрослыми.

девочка учится кататься на велосипедеЧтобы интерес превратился в умение, необходимы навыки. Обучение им, постепенное и постоянное усложнение задач, требующих решения — развивают умение.

Умения

Умения — способы выполнения какого-либо действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков, обычно с продуктивным результатом.

Физиологической основой умения являются временные нервные связи, образовавшиеся ранее в условиях совместного функционирования двух сигнальных систем с преобладающей ролью второй системы, в которой, как известно, функцию сигнала играет слово. Умение возникает как результат умножения навыков на знания и формируется путем постоянно усложняющихся упражнений. Фактически овладеть каким-либо умением — значит стать мастером, ремесленником в лучшем смысле этого слова. Важная характеристика умения — его устойчивость и способность переключаться на другие виды деятельности.

Умения как способ может включать несколько навыков, создавая тем самым их оптимальное сочетание. Правда, сводить умение только к сумме навыков, как это делали бихевиористы, неверно. Умение мыслить они, например, сводили к произношению слов при скрытых мускульных движениях, а речь же как проговаривание этих слов — к звукоподражательной деятельности животных и т. д. Хорошее мышление для них тем самым — нечто подобное хорошей игре в теннис, поэтому они считали, что механическое повторение не только мать учения, но и оно само. На самом деле умение — результат не простого складывания полученного извне, а результат развития психических свойств индивида «изнутри».

Разделяют теоретические и практические умения, но фактически любое умение без собственно ума представить невозможно.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.