Принципы построения сценария тренинга стрессоустойчивости

Тренинг «Стрессоустойчивости»


Часть III. Принципы построения сценария тренинга стрессоустойчивости


  1. Учет специфики конкретной аудитории: состава группы, целей обучения на тренинге участников группы, уровня мотивации обучения и т. д. Данный принцип обусловливает необходимость выявления специфики клиентской группы, а при возможности — предварительной диагностики участников (уровень мотивации обучения, острота состояния отдельных участников, степень проработанности проблемы и т. д.).
    Если участники тренинга — сотрудники одной организации (завода, магазина, школы и др.), психолог может предварительно провести анкетирование. В Приложении 2 мы приводим один из вариантов анкеты, с помощью которой психолог может получить необходимую для построения программы тренинга информацию.

  2. Чередование теоретического и практического материала. Как и любая другая форма обучения взрослых, тренинг стрессоустойчи-вости предполагает, что аудитория состоит из слушателей разного уровня подготовленности, многие из которых имеют достаточно богатый опыт обучения. Кроме того, данный вид тренинга отличается практической направленностью, поскольку многие участники стремятся получить конкретные навыки. Все это диктует необходимость создания такой программы тренинга, которая бы состояла из небольших теоретических блоков, подкрепленных проработкой теории в конкретных упражнениях. Даже если существует запрос слушателей на получение теоретических знаний, желательно сократить знакомство аудитории с теорией, дополнив этот блок грамотно оставленными раздаточными материалами, глоссарием, списком рекомендуемой литературы.

  3. Учет жизненного опыта участников группы в работе тренера. Игнорирование опыта участников может стать причиной неэффективности проведенной на тренинге работы, так как не позволит индивидуализировать процесс обучения взрослых.

  4. Обмен опытом участников группы между собой. Данный принцип построения программы обусловлен предыдущим принципом. Успешность его реализации зависит не только от желания участников, от наличия времени, но и от мастерства самого тренера. Некоторые члены группы охотно делятся в общем кругу своим опытом. Отдельные участники проявляют не просто активность, а гиперактивность, что может подавить неуверенных в себе, малоактивных слушателей. Задача ведущего (заранее ознакомившись с анкетами и запросами) — включить в обсуждение малоактивных членов группы, предложив им прокомментировать пример или ситуацию из собственной жизни. Кроме того, необходимо создание доверительной атмосферы в группе, которая позволит каждому высказываться, не опасаясь насильственного включения в дискуссию или критики от ведущего или членов группы. Реализации данного принципа будет способствовать включение в программу обсуждений в малых подгруппах.

  5. Выбор форм работы обусловлен особенностями клиентской группы тренинга стрессоустойчивости (острота состояния отдельных участников, степень проработанности проблемы, уровень напряженности и др.). Целесообразно на первых этапах работы группы планировать такие формы работы, которые позволят участникам почувствовать себя в безопасности. Это могут быть мозговой штурм, групповые дискуссии, работа в малых группах и другие формы, исключающие необходимость принятия каждым отдельным членом индивидуальной ответственности за выполнение того или иного задания тренера. Не рекомендуется на первых этапах предлагать игры с закрытыми глазами и некоторые другие виды игр, повышающие тревожность игроков. Упражнения должны быть простыми, не должны затрагивать самооценку и область «слепого пятна» (Окно «Джохари») участников группы.

  6. Включение в тренинг упражнений и процедур, направленных на решение личностных проблем участников. Мы считаем это одним из важных принципов тренинга. Исследования психоаналитиков показали, что в ситуациях преодоления стресса мы склонны использовать (сознательно или бессознательно) одни и те же модели поведения и защиты. Если, например, участник привык к роли Жертвы, то «расставаться» со своей жалостью к себе он не намерен и использовать техники, предлагаемые на тренинге, тоже. А участник тренинга, привыкший к роли Преследователя, будет убежден, что испытывает «праведный гнев», объясняя «глупому покупателю» пятый раз, почему данная модель холодильника лучше. Поэтому мы считаем, что эффективность антистресс-тренингов выше, если они опираются на работу с личностью участников. Тогда применение методов и антистрессовых техник будет более осознанным и долгосрочным.

Однако упражнения, затрагивающие личность слушателей, нежелательно использовать в первые часы работы. Целесообразно проводить их, когда в группе уже установится атмосфера доверия и безопасности.



Еще на тему «Стресс»:
Похожие статьи

Комментарии закрыты.