Психология общения Проверьте себя

Глава 11

Проверьте себя


-272-

Вопрос. Что мешает психическому развитию ребенка, его общению?

Ответ. Препятствует психическому развитию ребенка педагогическая и психологическая неосведомленность родителей, которая выражается несколькими моментами.

  • Слабое представление о вопросах генезиса речевого развития, незнание особенностей кризисов возрастного развития и отсутствие навыков правильного поведения с ребенком.
  • Неправильно усвоенные стереотипы поведения, примером чего могут служить такие высказывания: «Нет необходимости отвечать на все детские вопросы», «Подрастет — сам поймет».
  • Личные проблемы и особенности родителя, которые он привносит в общение с ребенком, например если мама говорит: «Я должна много работать, чтобы доказать бывшему мужу, что я живу лучше его» или «Я скромный человек и требую подобного поведения от своего ребенка».
  • Наличие у ребенка нарушений психического развития.

-273-

Вопрос. Какова роль общения в детстве?

Ответ. Общение для маленького ребенка — это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его психического развития.

-274-

Ситуация. Известны случаи, когда по тем или иным причинам маленькие дети лишаются необходимого общения, родительской заботы.

Как это сказывается на психическом развитии ребенка?

Решение. При отсутствии общения дети в возрасте 3—5 лет не говорят, не владеют простейшими навыками самообслуживания, проявляют пассивность, не ходят.

В исследованиях выявлено, что дети, растущие в детских домах, отстают в психическом развитии от своих сверстников, живущих в семье. Казалось бы, физический уход, питание и т. д. в детских домах не хуже, чем в семье. Но нет родительской заботы, детям недостает нормального общения.

-275-

Ситуация. Некоторые родители ограничиваются следующей схемой общения.

Мать: «Как дела? Что нового?» Сын: «Нормально. Ничего». Мать: «Поел?» Сын: «Да».

Мать: «Уроки выучил?» Сын: «Да».

К чему приведет такая схема общения?

Решение. При таком общении сохраняется психологическая дистанция, а в его основе ребенок не ощущает доверия, любви и привязанности. В таких обстоятельствах общения родителям будет трудно сохранить авторитет, ведь, к сожалению, потерять его намного легче, чем приобрести.

-276-

Ситуация. Родители часто борются с упрямством своего ребенка. Увлекшись этой борьбой, они перестают видеть ребенка, видят только цель, которую поставили перед собой: «Нужно доказать, что я сильнее (умнее, старше и т. д.), заставить ребенка понять, что родителей надо слушаться». Потерпев же поражение в этой борьбе, родители обращаются к психологу за помощью, просят: «Сделайте с ребенком что-нибудь».

Какой должна быть реакция психолога на такую просьбу?

Решение. Психолог не станет пополнять родительский арсенал средств воздействия на ребенка, а будет изменять позицию родителей, их отношение к ребенку. Предварительно он выяснит, что вкладывают они в понятие «упрямство». На самом деле оно может иметь самые разные значения: невнимательность, гиперактивность, закомплексованность, утомляемость, возбудимость, заторможенность, фобия, слабая обучаемость, самооценка, неуверенность и др. Нередко это может быть и смешением разных смыслов, например объединение упрямства с настойчивостью или целеустремленностью.

Психологом должны быть подвергнуты анализу возрастные особенности ребенка, частота и интенсивность проявлений упрямства, когда и в каких ситуациях ребенок упрямится, становится несговорчивым, что этому предшествует. Нередко выясняется, что ребенок может заявлять о своих желаниях через выражение несогласия.

-277-

Ситуация. Основы грамотной речи дети приобретают при взаимодействии с родителями, братьями, сестрами, сверстниками, учителями.

В чем проявляется различие этих действий?

Решение. Наибольший вклад в развитие грамотной речи ребенка вносят родители. Они должны вести постоянные разговоры с ним, носящие эмоциональный характер. Специальные задачи на занятиях чтением и письмом не ставятся, так как это делает квалифицированный учитель. Со сверстниками же в ходе обсуждения возникающих проблем дети делятся своими мыслями, много разговаривают.

-278-

Ситуация. В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими. Мама Нины, довольная поведением своей дочери, говорит: «У тебя все получается, ты лучше всех», «Ты у меня самая красивая». А вот мама Тани, выражая недовольство ее поведением и желая, чтобы та была организованнее и развивалась лучше, часто твердит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя…».

Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

Есть ли зависимость направления проектирования от особенностей личности матери?

Решение. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая применяет позитивное сравнение, а вторая — негативное. Тем самым определяется различное проектирование поведения Нины и Тани.

Если мать — уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других детей с положительной стороны. Это способствует повышению социального статуса ребенка и занятию им благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.

Если же мать — человек, неуверенный себе, если она чувствует себя в чем-то хуже других людей, то и к своему ребенку она будет относиться

так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок в этом случае будет иметь низкий социальный статус.

Вообще же, лучше сравнивать поведение детей с их же собственным поведением, которое было отмечено в прошлом.

-279-

Ситуация. Каждая мать желает, чтобы ребенок усвоил культурные нормы жизни в обществе, чтобы он был «порядочным человеком», «честным», «умным», чтобы «хорошо учился» и т. д.

Почему же, несмотря на желание сделать своего ребенка хорошим и умным, некоторые матери все же осуществляют негативное проектирование?

Решение. Для выбора негативных воздействий на своего ребенка есть несколько причин.

  • К матери в прошлом так же относились ее родители. У нее закрепилось в сознании, что к ребенку надо относиться строго, контролировать его, не хвалить, иначе тот может вырасти эгоистом.
  • Обиженной женщине сын напоминает отца, с которым она в разводе. Потому она считает: «Ребенок не должен быть таким, каким был его отец».
  • Очень медлительный ребенок у быстрой и подвижной матери. Испытывая раздражение, такая женщина постоянно делает негативные замечания: «Всегда ты не успеваешь», «Давай быстрее, поторапливайся!». Она вечно подгоняет ребенка, считая, что в жизни он ничего не будет успевать делать вовремя.
  • Неудовлетворенная жизнью мать действует по принципу: «Мне плохо, все вокруг плохо, и ты плохой, неудачник». Такая женщина часто кричит, ругает своего ребенка просто по причине хронической усталости. Типичные фразы, которые можно услышать от нее: «Делай, как я сказала, и не рассуждай!», «Убери игрушки, всегда разбрасываешь, ничего сам не можешь сделать!».
  • Тот подавляющий стиль отношений, который использует муж в отношении жены, последняя, в свою очередь, переносит на ребенка.

-280-

Ситуация. Исследования показывают, что в зависимости от стиля родительского воспитания детей в семье формируются различные реакции детей, разные модели их общения, и получаются соответствующие результаты воспитания.

Только ли стиль родительского воспитания влияет на результаты воспитания ребенка в семье?

Решение. Результат воспитания ребенка зависит не только от стиля и степени активности родительского влияния, но и от силы и активности самого ребенка.

Сильный ребенок будет бороться за возможность самостоятельно строить свою жизнь, преодолевать установки родителей и, повзрослев, уйдет от их влияния.

Слабый ребенок тоже может уйти от влияния родителей, утверждая свою взрослость и желание «жить своей жизнью», но часто это возможно при условии, что он найдет сильного партнера на стороне и будет подчиняться ему вместо родителей.

Может быть и такое, что ребенок уходит от реальности в символический мир творческого самовыражения (музыка, рисование и др.). В этом мире он чувствует себя свободным и значимым.

-281-

Ситуация. Х. Химмельвейт пишет, что, когда на «Би-Би-Си» появились образовательные программы («Новости науки», «Из тропических лесов» и др.), дети, имевшие доступ к двум каналам, «Би-Би-Си» и коммерческому, почти всегда выбирали последний и смотрели на нем мультфильмы и вестерны. Но если у детей был доступ только к одному каналу и им приходилось выбирать между просмотром общеобразовательных программ и выключением телевизора, то они вели себя иначе: большинство детей отдавали предпочтение общеобразовательным программам и получали от них удовольствие.

Какой психологический вывод можно сделать из приведенных фактов?

Решение. Дети, которые имели доступ к одному каналу, открывали для себя образовательные программы и получали от них удовольствие.

Дети, которые могли выбирать любую программу, не выбирали ту, которая с образовательной точки зрения более стоящая, и таким образом лишились возможности получить новые знания и расширить свой кругозор.

Вкусы детей должны формировать родители и взрослые, работающие в специальных и общеобразовательных школах.

-282-

Ситуация. Дети, имея свободный самостоятельный доступ ко многим каналам телевидения, склонны смотреть то, что само по себе спонтанно привлекает их внимание. В этом случае фильмы выбирают их, а не наоборот. Но приобщение к киноискусству путем необдуманного, безвольного выбора чаще приносит вред художественному и социальному развитию ребенка, поскольку то, что привлекает непроизвольное внимание, зачастую представляет собой коммерческую уловку.

Как можно добиться осознанного выбора детьми образовательных программ?

Решение. Ребенок должен научиться осмысленно управлять собственным вниманием в процессе художественного восприятия. Для этого необходимо специально организованное художественное воспитание в школе. Учащиеся должны научиться подчинять не выбор вниманию, а внимание выбору.

Безусловно, если ученик приобретет способность «владеть» вниманием и ориентировать его на то, чему сознательно отдано предпочтение, его интересы будут качественно изменяться, расширяться и углубляться.

Учитель может оказать большую помощь школьникам в развитии зрительской избирательности при формировании индивидуального кинорепертуара.

-283-

Ситуация. У. Шремм в исследованиях обнаружил два типа детей, по-разному осуществляющих выбор из двух доступных телепередач.

  • Реалистический тип: предпочитают новости, интервью, документальные, образовательные программы.
  • Фантастический тип: выбирают вестерны, передачи о криминале, поп-музыку, шоу и т. д.

При более глубоком анализе выяснилось, что соответствие ребенка тому или иному типу во многом зависит от его жизненных установок и от принадлежности к тому или иному социальному классу.

Дети родителей среднего класса под влиянием установок на достижение успеха в жизни ориентировались на восприятие реалистического материала, а по мере взросления все больше переключали свое внимание с телевидения на печатную продукцию.

Дети родителей низшего класса делали выбор, руководствуясь принципом «сиюминутного удовольствия», и, соответственно, выбирали для просмотра фантастический материал, то есть чистый вымысел.

Какой вывод может быть сделан из проведенного эксперимента?

 

Решение. Выявленные факты свидетельствуют о влиянии родительских установок на будущую профессиональную деятельность. Исследование показывает важность художественного воспитания и образования, которые скорее получат дети, чьи родители принадлежат к среднему классу, в отличие от тех, чьи родители являются представителями низшего сословия.

-284-

Ситуация. Мама, сыну которой 3,5 года, считает, что достаточно иметь картинки с изображениями предметов, игрушек. «А то ведь и места в комнате нет», — заявляет она.

Оцените мнение мамы.

Как правильно создать предметно-игровую среду для общения ребенка со взрослым?

Решение. Игры с картинками не заменят игрушек, так как ребенок может ощутить реальный предмет, выполнить с ним определенные действия. А предмет, изображенный на картинке, он может лишь узнавать, называть, рассказывать о действиях с ним, и то только в том случае, если ему об этом рассказали, а он запомнил.

С помощью реальных предметов и игрушек взрослый может показать ребенку их многофункциональность, разнообразие слов, обозначающих действия с ними. Это относится к материалам, необходимым для конструирования, связанным с изобразительной деятельностью, с предметами для ручного труда.

Предметно-игровую среду взрослому периодически следует изменять и побуждать к этому ребенка.

-285-

Вопрос. Как относятся дети 3-6 лет к оценкам взрослых в различных ситуациях?

Ответ. Отношение детей к оценкам взрослых зависит от их возрастных особенностей.

В 3 года дети не обращают внимания на замечания взрослого и спокойно продолжают интересное для них занятие.

В 5 лет дети хмурятся, отворачиваются от взрослого в случае, если тот делает ему замечание. А если замечаний слишком много, то вообще отказываются выполнять задание. К этому возрасту у ребенка появляется обостренная чувствительность к оценкам взрослого. Любая негативная оценка может вызвать обиду, слезы.

В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ребенку важно, чтобы взрослый не просто заметил, а обязательно похвалил его действия.

Если кто-либо из взрослых просто делает замечания, подчеркивает неумение (неспособность) ребенка к какому-нибудь занятию, то у него пропадает интерес к этому делу, и он стремится этого взрослого избегать.

Лучший способ научить ребенка чему-либо, привить ему интерес к какому-то занятию — это поощрение его успехов, похвала.

-286-

Ситуация. Митя до 6 лет никак не мог научиться рисовать. Скоро мальчику идти в школу, а он даже карандаш правильно держать не умеет. Мама из лучших побуждений ежедневно заставляла сына рисовать, всякий раз объясняя, что это ему же и необходимо: «Ты хуже всех твоих товарищей рисуешь, поэтому сиди и рисуй аккуратно». Но Митя отказывался от ненавистного для него занятия, капризничал и даже рвал бумагу. Мама ругала сына и опять заставляла его рисовать. Все повторялось сначала.

Дайте психологический анализ данной ситуации.

Посоветуйте маме, как она должна себя вести в общении с сыном?

Решение. В ситуации, когда мама постоянно делает замечания, подчеркивает неумение ребенка рисовать, у него неизбежно пропадет интерес к этому делу, и он будет стараться под любым предлогом избежать его.

Маме нельзя было сравнивать работу своего сына с рисунками других детей. Лучше всего можно привить ему интерес к рисованию, если хвалить его за малейшие успехи в освоении нового для него дела. В каждом рисунке ребенка можно найти нечто свое, неповторимое, что отличает его от рисунков других детей. Например, можно сказать: «Какое смешное солнышко ты нарисовал…». Все своеобразное в рисунке надо отметить и похвалить ребенка хотя бы за то, что в его рисунке присутствует необычность.

Главной точкой отсчета должны стать собственные достижения малыша в сравнении с его умениями, отмеченными вчера или, к примеру, неделю назад.

Всегда можно увидеть какой-то прогресс. Главное — не следует подчеркивать, что ребенок еще чего-то не умеет, чтобы не отбить у него зарождающийся интерес. В любой ситуации надо всегда внушать ребенку уверенность в успехе, в своих силах.

-287-

Ситуация. Мама Оли (5 лет), желая привить дочери навык мытья посуды, сказала ей, что необходимо помогать маме, и привела в пример Нину как более трудолюбивую и заботливую девочку.

Мама же Кати поступила так. Однажды, когда ее дочь помыла после себя чашку, мама решила выпить из нее чаю и похвалила дочь за чистоту. «Покажи, как ты помыла эту чашку», — попросила затем мама. А потом похвалила дочь: «Мне кажется, что ты умеешь мыть посуду так, что она больше не пачкается!».

Спустя некоторое время девочка вымыла тарелку, потом поела из нее, вытерла хлебом, облизала и показала маме: «Смотри, какая чистая! Дай я и твою помою».

Какая мама поступила правильно и почему?

Решение. Поддержка и одобрение взрослыми любых, даже самых маленьких успехов дошкольника принесут больше пользы, чем замечания и тем более упреки. Возникшая у ребенка потребность в уважении требует своего удовлетворения. А отношение к себе вообще ребенок не может отделить от отношения к своим конкретным действиям.

Если родители ругают ребенка, он начинает думать, что его никто не любит, что он никому не нужен. Отсюда — комплекс неполноценности, неуверенность в себе и, как следствие, озлобленность, агрессивность и недоверие к окружающим.

-288-

Ситуация. Нередко у детей и взрослых возникают отрицательные эмоциональные состояния, зарождаются тревога, беспокойство, неуверенность и т. д.

Что может быть использовано для снятия тревоги и беспокойства?

Решение. С этой целью могут быть применены многие средства. В частности, можно попробовать жить сегодняшним днем: какие бы проблемы ни тянули нас во вчерашний день, они уже ушли.

Хорошим способом улучшить свое настроение может быть прощение. Психическое и мышечное напряжение исчезает, когда мы избавляемся от внутреннего сопротивления прощению. Например, можно сказать: «Я, Василий, прощаю Виктора за то, что он был так несправедлив со мной». Прощая другого, мы решаем свою собственную проблему, ибо, обижаясь на обидчика, мы тем самым наказываем себя за зло, совершенное им. Подробнее об этом можно узнать в книге Д. Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить».

-289-

Вопрос. В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?

Ответ. Речь младенца развивается в следующем порядке: «комплекс оживления» (2-2,5 месяца); гуление (2-4 месяца); лепет, подражание фонемам родного языка (5-6 месяцев); понимание некоторых слов и понимание речевой ситуации в целом (к 8 месяцам), произнесение первых слов (к 1 году).

Причинами задержки речевого развития могут быть:

  • недостатки развития анализаторных систем слуха и зрения, ре-чедвигательного анализатора;
  • боязнь ребенка, вызванная тем, что своевременно не был создан положительный эмоциональный фон;
  • отсутствие достаточного речевого общения взрослого с ребенком.

-290-

Ситуация. Лена (3 года) поет песенку «Елочка». При этом вместо слов «Мороз снежком укутывал» она произносит «Мороз мешком укутывал».

Наташа (2 года 10 месяцев) поет эту песенку так: «Порою волк, сердитый волк с лисою пробегал» (вместо «рысцою пробегал»).

Закономерно ли это явление для детей раннего возраста? Дайте психологический анализ причин искажения слов. Как поступать взрослым в этих ситуациях?

Решение. Искажение слов песен естественно для детей в таком возрасте. Это связано с ориентировкой ребенка на звуковую форму слова, сопоставлением одних слов с другими созвучными словами, что приводит к ошибочным их сближениям.

В приведенных примерах смысловое истолкование слова следует за звуковым сопоставлением. Взрослый в таких ситуациях должен поправить ребенка и объяснить ему смысл правильного словосочетания. Затем желательно попросить ребенка произнести слова правильно.

-291-

Ситуация. Дошкольник, жестикулируя, рассказывает: «Он как налетит, а тут р-раз… и стекла — бах, бах… А он упал… и тогда все… так бегут. А этот свистит, а тот как выпрыгнул и как закричит… Под красный, под красный. А она так и плачет.».

Какие особенности речи младших дошкольников проявились в этом рассказе?

Решение. Дошкольники часто говорят короткими и оборванными фразами. Они считают, что рассказывают то, что знакомо их собеседнику. Поэтому многие детали рассказа заменяются движениями рук, дополняются выразительной мимикой и отдельными восклицаниями.

-292-

Ситуация. Нина (1 год) требовательно и капризно произносит: «Ла, ла. ла!», что на ее языке означает «лампа». Мама, пытаясь угадать, что она хочет, то зажжет лампу, то погасит ее. Дочь же в ответ негодует, капризничает, обижается. Ситуация, в которой мама не может угадать, чего хочет дочка, повторяется неоднократно.

С чем связано подобное поведение Нины?

Как правильно вести себя в подобных ситуациях родителям?

Решение. В данной ситуации проявляется кризис 1 года. Мама должна изменить свое отношение к дочке. Если прежде дочка нуждалась только в эмоциональном общении (улыбка, интонация, ласковые прикосновения), то теперь она хочет быть понятой, ищет отклика со стороны мамы.

Мама должна предлагать дочке игрушки, предметы, с которыми можно действовать: разбирать, собирать, вкладывать один в другой. При этом обязательно сопровождать свои действия и действия ребенка словами. Она должна стараться, чтобы дочь говорила, для чего нужно не выполнять ее просьбы, если они не сопровождаются словами, которые та в состоянии произнести. Маме необходимо помогать своей дочери произносить слоги, слова, понятные окружающим.

-293-

Ситуация. Появившись на свет, ребенок оказывается не в лучшем для него окружающем мире: он сталкивается со множеством новых ощущений, в которых трудно разобраться. Кризис новорожденного заключается в том, что ребенок отделился от матери физически, но остался с ней биологически и психологически. Поэтому младенцу нужно взаимодействовать с самым близким человеком — мамой.

Как должно осуществляться взаимодействие между мамой и ребенком?

Какое центральное новообразование формируется в этот период?

Решение. Поведение новорожденного случайно и непредсказуемо, а основным средством общения является плач. Матери трудно понять своего малыша, но только она может узнать его привычки лучше других. И ребенку, и маме придется многому научиться, и прежде всего — «полюбить телом» друг друга. Это эмоционально приятно и ребенку, и маме.

Центральное новообразование второго этапа — это формирование индивидуальности при тесном взаимодействии с близким человеком.

-294-

Ситуация. Алеша в 4 года хорошо играет на фортепиано. Алеша владеет языком музыки так же свободно, как каждый малыш в 3-5 лет владеет речью. В силу жизненных обстоятельств (отец мальчика — музыкант) язык музыки сделался с колыбели для ребенка естественным языком общения.

Каким образом отец Алеши добился такого результата?

Какую роль играют «эталоны» и наличие обратной связи для развития речи?

Решение. С колыбели мальчик слышал, как папа, придя с работы, проигрывал на пианино отрывки из классической музыки, демонстрируя язык музыкального общения, или включал пластинки с музыкальными записями. С этих пластинок Моцарт, Шопен разговаривали с Алешей языком музыки.

В 1 год Алеша был рядом с пианино, подражая отцу. Малыш быстро усвоил, что разные голоса прячутся в разных клавишах. В 3 года он под руководством отца освоил клавиатуру. И язык музыки для Алеши приобрел такой же смысл, как слова родной речи. Мальчик научился слышать в музыке те же самые интонации, что и в живых голосах людей.

-295-

Ситуация. Дима (1 год 10 месяцев), имея развитой только автономную речь, не мог внятно объяснить свое желание, чтобы мама дала ему игрушку. Мама же настаивала на том, чтобы Дима произносил слова правильно, а тем более не заменял их жестами.

В другом случае мама старалась во время прогулок включить Диму в игру с другими детьми в скверике.

Правильно ли мама создавала для ребенка условия для развития речи?

Как нужно руководить саморазвитием речи ребенка? Приведите случаи управления детским развитием речи взрослыми.

Решение. Мама предлагала своему сыну подобные ситуации, для того чтобы у него в поиске выхода из них развивалась речь. Дима старается использовать при объяснении своих желаний автономную речь, но при этом он сталкивается с тем, что его не понимают другие дети в игре. Все это и предопределяет возникновение условий, необходимых для развития речи.

Взрослый должен уметь руководить саморазвитием речи ребенка:

  • создавать условия для возникновения противоречий;
  • помогать в разрешении противоречий, учитывая особенности ребенка;
  • учитывать особенности и характер складывающихся противоречий.

-296-

Ситуация. В неполной семье однажды состоялся такой разговор. Дима (7 лет) говорит матери: «Мне скучно, с папой мы всегда что-то строили.»— «Да, и мне грустно, — сказала мама, — был у тебя папа, у меня — муж, и жили мы интересно».

Сын прислонился к маме и заплакал. Заплакала и мама. После этого им стало легче.

Дайте психологический анализ действиям мамы.

Решение. Мама поступила правильно: поняла переживания сына и сказала ему о своем переживании (Я-сообщение), после чего обоим стало легче и они стали ближе друг к другу.

Я-сообщение позволяет ближе узнать своих родных. Когда мы искренне выражаем свои чувства, то и другой (в данном случае ребенок) становится искреннее в выражениях чувств. Он понимает, что ему доверяют, и, в свою очередь, сам начинает доверять.

-297-

Ситуация. Миша (4 года) спросил отца, что такое «процессор»? Папа стал объяснять с точки зрения науки устройство процессора и его назначение. Ребенок смотрел на отца, стараясь понять его речь. Но постепенно взор его погас, и мальчик отошел от отца.

Состоялось ли общение отца с сыном?

По каким признакам можно судить об этом?

Покажите признаки, по которым можно судить о том, что общение было разрушено.

Решение. Вначале общение состоялось, об этом говорит то, как внимательно вглядывался сын в лицо отца. Но постепенно, по мере того как папа вводил новые малопонятные слова, общение сошло на нет.

Слова, которые не понимает ребенок в речи взрослого, нарушают общение, так как ребенок не может полноценно следить за мыслью говорящего. И если таких слов становится много, то мысль полностью отключается, и он начинает думать о чем-то другом, о том, что является для него привлекательным.

-298-

Ситуация. Миша (6 лет) пришел в слезах домой и пожаловался, что его обозвали «рыжим, рыжим, конопатым» (у мальчика действительно рыжие волосы и множество веснушек).

Как мама должна поступить в этой ситуации?

Решение. Мама должна сказать сыну примерно так: «Да, у людей бывают волосы разного цвета. У тебя они действительно рыжие. А некоторые дети дразнятся, так бывает. Я понимаю, ты обиделся на них. Но чем больше ты будешь показывать, что тебе это неприятно, тем больше тебя будут дразнить. Посмотри на себя в зеркало, у тебя очень необычный цвет волос, и ты можешь этим гордиться. А мальчикам просто завидно, что у них не такие волосы. Можешь и посмеяться вместе с ними над тем, что у тебя волосы такого необычного цвета».

-299-

Ситуация. Психологи говорят, что ребенка надо принять, при этом подчеркивают необходимость «безусловного принятия».

Что значит безусловное принятие ребенка?

 

Решение. Это значит, что не надо ставить каких-либо условий. Например, не следует говорить: «Если ты будешь хорошо учиться, я буду тебя любить» и т. п. Ребенка принимают без каких-либо условий.

-300-

Вопрос. Раскройте особенности изменения характера общения с возрастом.

Ответ. Для младенца общение — это прежде всего источник ярких, переменчивых и личных воздействий и впечатлений. Основное влияние в этом возрасте на развитие ребенка оказывает общение со взрослым. Он организует, поддерживает и корректирует общение. Ребенок наблюдает за деятельностью взрослого и черпает в ней образцы для подражания.

Потребность ребенка в общении с другими детьми возникает еще в раннем детстве и отчетливо проявляется на третьем году жизни. Оно строится на основе жажды новых впечатлений при активном участии взрослого.

Основным видом взаимодействия со сверстником является игровое общение. Общение в игре рассматривается как процесс и вместе с тем как условие проявления и формирования ролевых и реальных отношений. В игре дети по собственной инициативе вступают в общение между собой, в значительной мере самостоятельно строят свои взаимоотношения.

С возрастом общение начинает приобретать все большую самостоятельность и ценность. Дошкольник стремится к сопереживанию у партнера, к установлению с ним отношений доброжелательности, отзывчивости, внимания.

От способов общения зависит, как дошкольник выражает свое отношение к сверстнику и как он воздействует на него с целью изменить его поведение в желаемом для себя направлении. Только в общении со сверстником формируется критичность к мнениям, словам и поступкам людей. Дети учатся иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой, уметь ее отстаивать.

Ребенок, будучи младшим школьником, после усвоения в игре социальных ролей в учебном сотрудничестве усваивает другую взрослую форму поведения — контрольно-оценочную. Сначала учитель ставит перед учеником цель, контролирует, планирует, оценивает его деятельность, а затем ребенок сам в процессе общения начинает осуществлять все это по отношению к сверстнику, и в последнюю очередь — по отношению к самому себе.

Чтобы освоить учебные действия, ребенок должен встать на позицию взрослого, а это возможно при кооперации со сверстником, в общении с ним. Общение и совместная деятельность со сверстником позволяют детям присваивать полученные от взрослых цели и образцы действий. Сверстники укрепляют друг в друге чувство самостоятельности, независимости.

-301-

Ситуация. Стремление отдать ребенка в «престижную» школу не всегда подкрепляется дошкольной подготовкой и реальным пониманием возможных проблем.

Каждый ребенок, который идет в первый класс, хочет быть успешным. Но не каждый может стать таким из-за своей неподготовленности.

Может ли быть серьезной проблемой что-то, упущенное в период подготовки ребенка к школе?

Решение. Серьезной проблемой в последнее время стало и общее недоразвитие речи, которое встречается почти у половины детей. Даже если у ребенка нет затруднений со звукопроизношением, это не значит, что он хорошо владеет речью. На бытовом уровне, конечно, он вроде бы все верно говорит и понимает, но для хорошей учебы этого может оказаться недостаточно.

-302-

Ситуация. В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки.

Как с помощью сказки развивать мышление ребенка?

Решение. Анализируя содержание сказки и устанавливая связи ее содержания с какими-либо другими формами речевого выражения (пословицами, поговорками), можно учить детей мыслить: сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, обобщать и т. д. Важно проводить аналогии между различными явлениями, встречающимися в сказках и в жизненных ситуациях.

-303-

Ситуация. Мышление в раннем возрасте «вплетено» в практическую игровую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающий мир, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить.

Что необходимо для того, чтобы у ребенка развивалось наглядно-действенное мышление?

Решение. Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным при такой организации обучения, при которой свойства изучаемого объекта определяются в практическом действии.

-304-

Вопрос. Что необходимо для развития наглядно-образного мышления?

Ответ. Для этого необходимо научить ребенка преобразовывать ситуацию на образном уровне, решать задачи на основе представлений и планирования.

-305-

Вопрос. Что необходимо для развития словесно-логического мышления?

Ответ. Необходимо научить ребенка речевым действиям с опорой на понятие (знание общих и существенных признаков предметов и явлений действительности, закрепленных в словесной форме). Но имеющиеся у детей представления стихийны, а потому не могут превратиться в понятия. Чтобы это произошло, надо научить ребенка выделять в предметах существенные признаки, которые и определяют данное понятие. Затем нужно предложить ему в развернутом рассуждении воспроизвести все основные моменты этого действия. В конечном счете подобные рассуждения будут проводиться не вслух, а про себя, во внутренней речи.

-306-

Ситуация. Мама думает, что Денис ленится, вредничает, все делает назло: опаздывает в школу, забывает выполнять домашние задания. Уроки он делает, только если она сидит рядом с ним и следит, чтобы он не отвлекался. Сам же ребенок не понимает, почему родители на него злятся, ведь он неплохо учится, отлично рисует и мечтает записаться в кружок.

Каковы возможные причины недостаточной самостоятельности?

Решение. Дети, конечно, бывают разные. Но недостаток самостоятельности и волевой активности может быть связан с воспитанием. Слишком строгое приучение к дисциплине и порядку в младшем возрасте иногда приводит к тому, что ребенок избегает любой самостоятельности в своих действиях. Он ждет указаний и руководств, боясь сделать что-то неправильно.

-307-

Вопрос. Почему детям бывает трудно подружиться?

Ответ. Причины этому могут быть самые разные. У каждого ребенка свой темперамент. Живому, подвижному и активному малышу сложно играть с медлительным и задумчивым. Кроме того, в каждой семье — свои традиции и свой стиль воспитания. У кого-то этот стиль либеральный (ребенку прощаются многие слабости, нет ограничений), а в другой семье принят, к примеру, авторитарный стиль (ребенок растет в жестких рамках многочисленных правил и запретов). Очевидно, что детям из этих семей нелегко будет найти общий язык.

Заставить своего ребенка общаться с детьми ваших друзей просто потому, что это вам удобно, чаще всего трудно.

Даже закадычные подруги могут рассориться напрочь, если не поладят между собой их дети.

-308-

Ситуация. Если ваш ребенок созрел для совместного общения со сверстниками, родители должны помочь организовать ему встречу с ровесниками.

Как лучше эту встречу организовать?

Решение. Лучше всего, чтобы первая встреча произошла на нейтральной территории — на детской площадке, в парке. В этом случае детям не придется решать проблемы территории, поскольку там нет ни «хозяина», ни «гостя». В случае когда гости приходят к вам, нужно заранее подготовить пространство для совместной деятельности детей. Комната должна быть психологически комфортной. Поэтому те игрушки (книжки, вещи), которые наиболее дороги сердцу вашего ребенка, стоит заранее убрать из поля зрения. У каждого человека есть вещи сугубо «для личного пользования». Ребенок, как и взрослый, имеет право на свои собственные вещи! Сделав это, подумайте вместе с ребенком, чем он будет заниматься со своим гостем. Играть в строительство замка? В дочки-матери? Или, быть может, рисовать на большом листе бумаги?

Приготовьте вместе с ребенком то, что может понадобиться для игры. Такая подготовка очень важна: с одной стороны, она позволяет ребенку мысленно «проиграть» ход событий, а с другой — дает возможность почувствовать себя хозяином положения. Первое время, возможно, вам тоже придется принимать участие в детской игре, направлять ее ход и показывать, как конструктивно можно решить те или иные проблемы.

-309-

Ситуация. Если взрослый (родитель, воспитатель или учитель) с внутренним локусом контроля, то и ребенок может быть воспитан так же, и наоборот, если взрослый с внешним локусом контроля, то и ребенок будет воспитан с таким же видением причин происходящего.

Какой вывод может быть сделан из этих наблюдений?

Решение. Ребенок, подражая взрослым, перенимает их способ интерпретации причин происходящего. Поэтому важно взрослым самим или с помощью психолога воспитать в себе внутренний локус контроля.

Для этого нужно пройти тренинг мотивации достижения, внутренней мотивации, с тем чтобы выработать умение эффективно поощрять. Воспитателю или учителю желательно на эту тему провести родительское собрание, на котором нужно ознакомить с умениями находить причины происходящего в себе, преодолевать трудности.

-310-

Ситуация. За последние 10 лет число детей с диагнозом «аутизм» увеличилось в 10 раз и достигло отметки 50 случаев на 10 000 человек.

Предположите причины этого явления.

Решение. Причин этому много. В частности, чем выше возраст отца (особенно если он превышает 40 лет), тем больше вероятность рождения аутичных детей (особенно после 40 лет). Чаще рождаются дети-аутисты у пар ученых, математиков, инженеров. У детей в таких семьях снижена способность к общению.

-311-

Ситуация. Обычно наивный оптимист говорит: «Никаких проблем нет, все замечательно». Оптимист разумный скажет: «Проблемы есть, но я их постараюсь решить». В основе такого оптимизма лежит вера в себя, умение радоваться жизни и способность действовать. Для каждой проблемы можно найти решение, пусть и не идеальное. Каждую учебную задачу решить можно и нужно.

Можно ли научить ребенка быть оптимистом?

Решение. Да, но это требует усилий и желания самого ребенка. При развитии у ребенка оптимизма нужно иметь в виду следующее: если пессимист при каждой возможности видит трудности, то оптимист в каждой трудности видит возможности.

Если люди возлагают ответственность за события на себя, то они более активны и добиваются большего, чем те, кто во всем винит обстоятельства.

Исследования показывают, что дети, которые хорошо успевают в школе, верят, что их достижения — результат их способностей, а провалы связаны с тем, что они недостаточно постарались: «Так сложились обстоятельства, это быстро пройдет».

Те же, кто учится не так хорошо, каждый свой успех объясняют легкостью задачи или случайным везением, а неудачи приписывают недостатку способностей: «Так будет всегда и со всем, к чему бы я ни прикоснулся».

Оптимизм — это не просто отсутствие пессимизма, а качественно другое состояние. Оптимисты уверены в себе, у них выше удовлетворенность своей жизнью, больше друзей, они чаще нравятся окружающим.

Тоскливое настроение, утрата интереса к любимым играм и увлечениям, заниженная самооценка и чувство неуверенности в себе, пессимистичное, мрачное видение будущего чаще встречаются у детей, чьи родители страдают от депрессии.

Оптимистический или пессимистический взгляд на мир и будущее формируется в детстве с помощью двух механизмов научения: имприн-тинга и подражания. Маленькие дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг. Они перенимают наши движения, действия, эмоции и даже отношение к миру. Общий жизненный настрой закладывается в самом раннем детстве.

Своим поведением, своим выбором в разных жизненных ситуациях мы предлагаем детям образцы отношения к миру. Все, что мы чувствуем, ребенок хорошо улавливает. Он делает первые шаги, пытается все потрогать, до всего дотянуться, все схватить. Если мама в этот момент напряжена, постоянно ждет, что случится что-то плохое, у ребенка возникает ощущение того, что мир опасен. Если она спокойна, улыбчива, он чувствует себя защищенным, и мир кажется ему дружественным и интересным.

Надо стараться передать детям свой положительный настрой. Необходимо помогать ребенку, развивать их интеллектуальные навыки: умение проводить анализ ситуации, поиск ошибок, планировать интеллектуальные действия, контролировать их эффективно запоминать и др. По мере выработки интеллектуальных навыков дети станут жизненными оптимистами прежде всего потому, что стали верить в себя.

Вернуться к оглавлению
Похожие статьи

Комментарии закрыты.