Возникновение предпосылок к овладению речью

Возникновение предпосылок к овладению речью в процессе общения


На стадии «нескольких слов» количество используемых ребенком звуков заметно сокращается.

Остаются лишь те звуки, которые:

  • употребляют окружающие люди;
  • подчеркиваются примером людей.

Но фонемами, которые есть в языке взрослых, детям необходимо будет овладеть позже, затрачивая большие усилия. Ребенок на пути от лепета к диалогу с самим собой:

  • учится отличать одни звуки от других;
  • стремится общаться с другими;
  • пытается им что-то сообщить.

Эмоционально-положительное отношение со стороны взрослогоформирует коммуникативную потребность у ребенка.

Взрослый является образцом многообразия звуков речи.

Взрослый использует речь в общении с ребенком в возрасте 1-6 месяцев только для того, чтобы передать ему свое эмоциональное расположение. Эмоциональное общение с пониманием речи взрослого доставляет малышу большую радость.

При общении же с ребенком в возрасте 6-12 месяцев взрослый вынужден создавать специальные условия для развития понимания ребенком его речи. Сначала голосом определенной интонации взрослый спрашивает, где находится тот или иной предмет. При этом у ребенка возникает ориентировочная реакция. Затем взрослый показывает предмет (желательно, находящийся в одном и том же месте). У ребенка в ответ происходит эмоционально-положительная реакция: «Вот он». Взрослый еще несколько раз повторяет название этого предмета, в связи с чем у ребенка закрепляется связь между названием предмета и его нахождением. Это и есть качественная форма понимания речи

Реакция на слово, обозначающее предмет, зависит от развития возможностей ребенка. Вначале он только смотрит на предмет, потом стремится к нему и, наконец, подает требуемый предмет взрослому (или просто указывает на него).

С началом понимания речи взрослых и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения и называния все новых и новых предметов.

К концу первого года усвоение речи приобретает систематический характер. Она становится одним из важнейших средств расширения возможностей общения со взрослым.

Родителям важно осознать необходимость верно произносить слова и знать грамматику, для того чтобы передать ребенку навыки правильной речи.

-118-

Ситуация. Миша (2 года 5 месяцев) в своей семье слышит много сказок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необходимо для его психического развития.

Коле (2 года 5 месяцев), наоборот, мало читают, с ним довольно мало общаются, но зато мама ему постоянно покупает книжки с картинками. Вместе они рассматривают их, любуются красивыми рисунками.

Чего не учитывают мамы этих мальчиков?

Решение. Мама Миши забывает о необходимости сочетать то, что слышит ребенок, с наглядным образом. А мама Коли не учитывает важность связи видимых зрительных образов с обозначающим словом. Обе мамы неправы еще и в том, что не придают значения развитию активной речи у своих детей.

-119-

Ситуация. Во втором полугодии жизни у ребенка появляется сильное стремление к подражанию. Это приводит к тому, что многие произносимые окружающими людьми слоги и сочетания слогов он начинает повторять.

Какое значение для развития детской речи имеет эхолалия?

Решение. Хотя эхолалия вначале выглядит как совершенно бессмысленное занятие, все же она обогащает детский запас звуков, сочетаний звуков, улучшает их ритмику, то есть подготавливает сырой материал для будущей речи.

Если общение, связанное с удовлетворением потребностей ребенка, проводить только на уровне жестов, то у него возможна задержка в освоении активной речи.

-120-

Ситуация. Мама обращается к Свете (6 месяцев), спрашивая: «Где часики?». «Вот», — показывает девочка.

Свидетельствует ли это о том, что Света понимает обращенную к ней речь?

Решение. Нет, это еще ни о чем не говорит. У девочки образовался условный рефлекс на слово «часики» как на звуковое сочетание. Света еще не в состоянии представлять себе звук в качестве «знака». Это один из примеров так называемых дрессировочных приемов, когда мама, показывая на часики, произносит их название.

-121-

Ситуация. Мама обращается к дочке (6,5 месяца) и спрашивает: «Где Миша?». Оля быстро поворачивает голову к источнику голоса и видит: мама показывает ей мишку. Девочка улыбается, показывает пальцем: «Вот!».

Что нужно делать родителям, чтобы их дети быстро осваивали новые для себя слова?

Решение. Необходима многократность повторений слов взрослыми, чтобы у ребенка возникли связи произнесенного слова, интонации, с которым оно произносится, с предметом, на который указывают. Первоначально важно и постоянное местонахождение предмета. Интонация голоса создает эмоциональный тон.

К концу первого года жизни у ребенка возникает устойчивая связь между названием предмета и самим предметом, которая выражается в поиске предмета и нахождении его. Это есть начальная форма понимания речи.

-122-

Ситуация. Есть такое суждение: «Дети, вплотную приблизившиеся к стадии освоения речи, могут спровоцировать изменение материнской речи».

Справедлива ли такая точка зрения?Дайте психологическое ыобоснование.

Решение. Да, справедлива. В период освоения ребенком речи родители стараются говорить при нем очень отчетливо, употребляют больше вспомогательных глаголов. Ведь родители обычно осознают, что им нужно улучшить свое произношение и знание грамматики, чтобы передать ребенку навыки правильной речи.

* * *

Прежде чем приступить к усвоению речи, ребенок должен пройти три стадии:

  • выразительного лепета;
  • бессмысленного подражания;
  • понимания сказанного.

Наличие этого есть предпосылка к познанию настоящей речи.

-123-

Вопрос. Одинаково ли быстро все дети овладевают речью? Ответ. Нет, далеко не одинаково. Быстрее начинают говорить девочки и те дети, у которых есть младшие братья и сестры.

-124-

Ситуация. Младшие братья и сестры обычно быстрее и легче выучиваются говорить, чем первенцы.

Дайте возможные объяснения этому явлению.

Решение. Младшие братья и сестры быстрее учатся говорить, так как они учатся не только у взрослых, они многое перенимают и от старших детей в семье, причем речь последних для детского восприятия более доступна.

-125-

Ситуация. Развитие речи у детей, чьи родители малообразованны, происходит позднее, чем у детей, мама и папа которых получили хорошее образование.

Почему так происходит?

Решение. Люди из низших классов общества не располагают достаточным количеством времени и необходимой степенью образованности, чтобы постоянно заниматься со своими детьми, часто разговаривать с ними. То же самое можно сказать и о тех родителях, которые очень заняты на работе и не имеют возможности для нормального общения с детьми.

-126-

Ситуация. Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев же что-то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за своим чадом произнесенные им слова. Это поощряет ребенка к дальнейшему разговору: приятно узнать, что взрослый тебя понимает. Но мама одного малыша однажды задумалась над тем, как же надо произносить слова: или искажая их в подражание своему ребенку, или правильно, так, как говорят взрослые.

Как нужно взрослому произносить слова в присутствии ребенка?

Решение. Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная, как слово произносится правильно, не сразу может его выговорить из-за несовершенства речедвигательного аппарата.

-127-

Ситуация. Ребенок усваивает речь с помощью выразительного лепета, бессмысленного подражания.

А как происходит понимание им сказанного?

Решение. Это происходит путем обращения к предмету, с помощью его называния. Например, «часики» — «тик-так», «кошка» — «киса» и т. д.

-128-

Вопрос. Можно ли предположить, что няня Арина Родионовна сделала из Пушкина русского поэта?

Ответ. Да, можно. Рассказывая народные сказки и напевая колыбельные песенки, няня «вложила» в будущего гения программу ритмики русского языка.

Звук, слово и речь формируются в онтогенезе синхронно и последовательно на разных стадиях развития.

-129-

Ситуация. В 8 месяцев дети теряют способность различать звуки, которые не играют никакой роли в их родном языке. Например, японские малыши уже не могут уловить разницы в звучании «р» и «л».

Каким образом можно использовать эту особенность при воспитании ребенка?

Решение. Обучение чужому языку надо начинать как можно раньше. И легче всего это делать, если дети растут в двуязычной среде.

Не все дети овладевают первыми словами легко и просто. У многих из них возникают различные сложности и проблемы (табл. 5.3).

Таблица 5.3
Задержки речевого развития

Причины

Необходимые действия взрослого

1. На стадии эмоционального общения со взрослым общение сводится к выражению взаимной любви ребенка и взрослого, обмену ласками, улыбками (все понятно без слов)

Организовывать предметное взаимодей­ствие с ребенком

2. На стадии называния ребенок привык повторять слова вслед за взрослым, но в общении с другими людьми словесная речь заменяется жестами, движениями, взглядами и т. д. Это невротизирует ребенка, отсюда появляются капризы, плач

1. Включать в предметное действие
активную речь ребенка (например,
сопровождать показ игрушки рассказом).
2. Сотрудничать с ребенком по типу:
«Давай вместе».
3. Вместе слушать пластинки.
4. Создавать условия для речевого
общения

3. Ориентация на предметный мир выражается в том, что ребенок подолгу манипулирует предметом, погрузившись в собственный мир, и не реагирует на окружающих людей. Например, он увлеченно моет машинку и не замечает находящегося рядом взрослого. Зато он все делает сам (взрослый как партнер ему не нужен)

1. Не окружать ребенка множеством
игрушек и не оставлять одного на
длительное время.
2. Показывать новую игрушку и действия
с ней, организовывать совместную игру.
3. Обучать ребенка играм, в которые
нельзя играть одному.
4. Предметным действиям придавать
«человеческий» характер (например,
куклу жалеть, кормить, называть по
имени)

4. «Детские» слова типа «бу-бу», «лю-ка», «ня-ня» употребляются, потому что правильное произно­шение слов затруднено:
— из-за несовершенства артикуля­ции;
— из-за слухового восприятия лишь окончаний слов

1. Обращаясь к ребенку, говорить четко
и ясно.
2. Добиваться от ребенка внятного произ-
ношения (в речи детей может встречать-
ся замена одних звуков другими, их
смещение и т. д.)

5. Стремление к речевому разви­тию. Как только ребенок хорошо начал говорить, на него обрушива­ется поток информации. С ним много разговаривают, учат, рассказывают, а малыш старается демонстрировать свои способно­сти. Следствием обилия новых знаний и впечатлений могут стать нарушение сна, вялость, капризы

1. Ребенку необходимо предоставлять
время для отдыха.
2. Нужно освободить его от лишней
информации.
3. Организовывать прогулки в обществе
сверстников

Вернуться к оглавлению
Похожие статьи

Комментарии закрыты.