Аналитический отчет педагога-психолога

Название:Аналитический отчет школьного психолога (образцы, примеры, рекомендации).
Год издания: 2010 — 12
Формат: doc в rar. архиве
Размер: 3,59 Мб
Качество: хорошее

Аналитический отчет – особая форма исследовательской деятельности, используемая по завершении очередного этапа исследования, деятельности в целом за отчетный период (учебный год) или в качестве контрольного документа (например, при аттестации).

В ходе своей профессиональной деятельности специалисту необходим постоянный анализ своих действий, действий и особенностей детей и взрослых (педагогов, родителей, представителей администрации и т.д.), с которыми он работает.

  • На основании своих выводов специалист проектирует дальнейшие шаги по совершенствованию своей практической деятельности.
  • Аналитический отчет является вторичным и базируясь на совокупности данныхоперативного (первичного, текущего) анализа основных проводимых мероприятий.
  • Объектом аналитического отчета является конкретная деятельность (обследования, диагностика, профилактические, коррекционно-развивающие, исследовательские и др.мероприятия).
  • Предметом аналитического отчета является анализ совокупности действий, признаков, свойств, статистических показателей и т.д.

Методические рекомендации к составлению годового аналитического отчета педагога-психолога

В каждом аналитическом отчете могут сочетаться несколько видов анализа:

  • сравнительный анализ – сопоставление явлений, имеющих единую природу и общие характеристики; сопоставление идет по внешним и внутренним признакам, по условиям степени эффективности;
  • корреляционный анализ – это процедура установления зависимости развития одного элемента ситуации, процесса или системы от другого (корреляция в переводе с латинского означает взаимную зависимость явлений);
  • структурный анализ – это выявление роли и значения какого-либо фактора в успешности функционирования определенной структуры;
  • системный анализ – выявление в объекте различных структур и способов их взаимосвязи и взаимодействия;
  • функциональный анализ – это характеристика объекта с позиций его прав и обязанностей, то есть функций, выполняемых в ситуации, процессе, системе, а также установление зависимостей этих функций;
  • критический анализ – это выявление слабых сторон деятельности и личности;
  • детерминационный анализ – это установление причинно-следственных связей между явлениями, структурами, признаками, состояниями.
Читать методические рекомендации:

При составлении аналитического отчета необходимо выдерживать следующие рамки:

  • аспектность (анализируются определенные направления работы, на основании чего делаются общие выводы о результативности и эффективности всей работы целиком);
  • рефлексивность (объектом анализа становится именно своя работа);
  • коррелятивность (соотнесенность исходных и итоговых результативных характеристик объекта анализа);
  • объективность и документальность (объектом отчета может быть только конкретная реальная деятельность). Т.е. в нем не допускается произвольное творчество, приукрашивание, искажение данных, преувеличение успехов.

Годовой аналитический отчет педагога-психолога имеет свою структуру.

Первый шаг. Перечисление наиболее важных, ведущих направлений в профессиональной деятельности за отчетный период с обоснованием этого выбора в данный момент времени.

Например: В 2012 г. ведущим направлением моей деятельности являлась коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска» по профилактике школьной дезадаптации . Причиной этого послужили сравнительные данные проведенных обследований по их выявлению, которые свидетельствуют о значительном увеличении этой категории детей (2011-2011 г. — 5%.; 2011-2012 г. – 10%).

Второй шаг. Перечисление основных запланированных мероприятий с указанием целей, задач по данному направлению (исследованию, эксперименту…):

Например: Основные мероприятия, направленные на профилактику школьной дезадаптации у детей «группы риска:

  • диагностика познавательных процессов (выявление отклонений и нарушений в развитии этих процессов для выбора оптимальной формы коррекционно-развивающей работы)
  • диагностика коммуникативных способностей, социального статуса в классе (изучение особенностей взаимодействия этой категории детей с целью оптимизации их взаимоотношений)
  • исследование внутрисемейной ситуации, стиля взаимоотношений и воспитания( с целью разработки программы работы с родителями детей данной категории) и т.п.

Третий шаг. Сравнительный анализ основных статистических данных, показателей — исходных и итоговых, полученных по данному направлению за отчетный период (таблицы, графики, диаграммы…), с выделением наиболее показательных цифр, процентов…

Кроме того, это могут быть сравнительные данные за весь период проводимых наблюдений (за прошлый и текущий год, за несколько лет).

Например: сравнение данных по факторам риска и причинам дезадаптации у детей «группы риска» 2-3 классов за 2011 и 2012 г. показывает рост числа детей, имеющих психосоциальную и патогенную дезадаптацию

вид дезадаптации 2011г 2012г
патогенная 7% 12%
психосоциальная 17%23%

Необходимо отметить рост числа у уч-ся 2кл таких факторов риска, как:

Год

2011г

2012г

школьные страхи

2%

5%

эмоциональная неустойчивость

13%

18%

неусидчивость

9%

12%

Четвертый шаг. Проводится качественный анализ – детерминационный и системный, где на основании полученных по данному направлению статистических и иных данных (наблюдения, бесед с педагогами…), специалист выдвигает предположения, гипотезы:

  • о наличной ситуации и ее изменениях,
  • о условиях и факторах, влияющих на них,
  • о установленных причинно-следственных связях,
  • о выявленных зависимостях и взаимовлияниях разных условий и участников этой ситуации

Например: Исходя из полученных диагностических и статистических данных, можно предположить, что увеличение детей «группы риска» среди второклассников связано :
а) со сменой в 2-х классах педагогов в течение уч. года
б) с отсутствием систематической работы по профилактике переутомления в 1и 2 кл.
в) с недостаточным объемом психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей …и т.д.

Пятый шаг. Критический анализ – на основании сопоставления ожидаемых и полученных результатов, проведенного сравнительного статистического и качественного анализов, специалист:

  • делает вывод о выполнении или невыполнении запланированного объема работы по данному направлению
  • анализирует причины невыполнения или недостаточно качественного выполнения (объективные – внешние и субъективные – внутренние )

Например: Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы:

    • объем запланированных мероприятий по работе с детьми «группы риска» был выполнен в этом году не полностью
    • ожидаемые результаты – снижение числа учащихся с психосоциальным видом дезадаптации (с 10 до 7 %) достигнуты не в полной мере
    • причины невыполнения — недостаточная заинтересованность педагогов и отсутствие системы взаимодействия педагогов, родителей и психолога
    • недостаточный уровень практических навыков групповой коррекционной работы…и т.п.

Шестой шаг. Проектирование мероприятий, направленных на совершенствование своей деятельности по данному направлению (устраняющих выявленные недоработки, недостатки, изменения работы с учетом выявленных связей, причин и зависимостей, а также мероприятий, устраняющих субъективные помехи).

Например: Опираясь на полученные в ходе анализа данные, в следующем учебном году в работу по данному направлению необходимо внести следующие изменения:

  • мероприятия, направленные на усиление работы с семьей, родителями детей «группы риска», имеющие целью их психологическое просвещение (встречи, круглые столы, индивидуальные консультации…)
  • мероприятия, направленные на координацию совместных усилий всех участников образовательного процесса – специалистов и педагогов (проведение совместных занятий, разработка индивидуальных рекомендаций, Консилиумы…)
  • увеличить количество коррекционных занятий, особенно направленных на коррекцию школьных страхов и эмоциональной неустойчивости
  • разработать практические рекомендации для родителей и педагогов начальной школы по работе с детьми «группы риска» … и т.д.

Седьмой шаг. После анализа всех ведущих направлений по данной схеме, специалист делает общие выводы по своей профессиональной деятельности
в целом.

Например:

Общие выводы:

  1. Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее результативной была работа в направлении «Психопросвещение»,»…»,»….»
  2. Наименее эффективной оказалась групповая коррекционно-развивающая работа с учащимися ..классов и обучение пед. коллектива.
  3. Общая заинтересованность педагогов среднего звена в объединении совместных усилий по:
    1. профилактике школьной дезадаптации
    2. профилактике наркомании
    3. ……….
  4. остается крайне низкой.
  5. ….
  6. ….
  7. Исходя из данных сравнительного и детерминационного анализа считаю. что приоритетными направлениями деятельности должны стать:
    1. диагностика педагогов среднего звена с целью выяснения их отношения к ……..
    2. обучающие и практические занятия для педагогов
    3. усиление взаимодействия с ними в рамках психолого-педагогической коррекции
    4. ……………
  8. Продолжать отработку навыков групповой коррекционно-развивающей работы.
  9. Разработать (доработать) критерии оценки эффективности своей деятельности по основным направлениям и адаптировать имеющиеся программы.

Восьмой шаг. Аналитический отчет сдается руководителю методического объединения или руководителю Службы практической психологии.

[свернуть]

Содержание подборки:

  • Аналитические отчеты педагога-психолога.
  • Годовой аналитический отчет психологической службы лицея.
  • Отчеты психолога ДОУ.
  • Методические рекомендации по написанию аналитического отчета.
  • Всего 12 документов

Предпросмотр:

Скачать подборку «Аналитический отчет школьного психолога»

СКАЧАТЬ

На ту же тему:

Похожие статьи
1 Комментарий
  1. Эмма говорит

    спасибо Вам за такой полезный во всех отношениях сайт. Была очень рада узнать, что у нас по соседству работает такая хорошая психологическая служба.

Комментарии закрыты.