Конфликты в педагогической практике

Конфликты в педагогической практике


Часть I. Понятие «конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях


Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов (English Thesaurus, 2001) дает такие сходные понятия для термина «конфликт«: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

В настоящее время, в связи с возрастающим интересом к теме «конфликты», появляется все больше и больше книг, статей, посвященных проблеме причин возникновения, особенностей протекания и способов выхода из конфликтных ситуаций. Однако, к сожалению, общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъяснила природу их возникновения и влияния на развитие общества, не существует. Как, впрочем, не существует и единой классификации, тем не менее большинство авторов (Гришина Г.В., 2002; Почебут Л.Г., Чикер В.А., 2000, Bruno F.J., 1986; Colman A.M., 2001 и др.) выделяет следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.

Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог — родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, назрела необходимость обучения педагогов навыкам конструктивного решения возникающих проблем. И прежде все разговор о конфликтах должен содержать информацию о его функциях — как негативных, так и позитивных.

Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает «хроническую болезнь», противоречие, помогает прояснить отношения и т. д. Таким образом, конфликт — это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях (родители ждут только положительной оценки в табеле, а учитель — усвоения знаний и умений ребенком); недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, учитель сам был свидетелем происшествия); некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:

  • Возникновение конфликта (появление противоречия).
  • Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.
  • Конфликтное поведение.
  • Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

Однако прежде чем говорить о конфликте, желательно очертить семантическое поле конфликта, поскольку разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других — «косой взгляд» партнера, а для третьего — драка и т. д. Поэтому и понятие «конфликтная ситуация» носит неустойчивый характер, зависящий от многих факторов.

Конфликт «педагог — родитель», как правило, предполагает (достаточно субъективно) протекание его по типу «начальник — подчиненный», что и обусловливает поведение учителя или воспитателя как обвинительной стороны. И если раньше такое положение устраивало обе стороны взаимодействия, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников школы и детского сада. Кроме того, подобное поведение педагога может вызвать агрессивную вспышку даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и к своим собственным. В соответствии с этой моделью К.Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации (рис. 2).

Способы выхода из конфликтной ситуации

  • Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
  • Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
  • Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
  • Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
  • Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Условия применения, сущность, недостатки каждого стиля описаны (табл. 2). Эту таблицу можно использовать как раздаточный материал, при проведении тренингов и семинаров.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Однако зачастую педагоги, общаясь с родителями, сталкиваются со сложными ситуациями. Так в одном из детских садов Санкт-Петербурга мама 5-летней девочки каждую неделю посылала в роно по факсу анонимные жалобы на воспитателей, администрацию, музыкального работника. Стремясь сохранить спокойствие в ДОУ и избежать открытого столкновения, сотрудники долгое время никак не реагировали на подобное поведение. Однако избегание конфликтной ситуации не решило проблемы, и только переговоры с мамой ребенка, которые помогли выяснить истинные причины ее поведения, способствовали урегулированию взаимоотношений и установлению сотрудничества обеих сторон.

Таблица 2
Способы регулирования конфликтов


Стиль

Сущность
стратегии

Условия эффективного применения

Недостатки

1

Соревнование

Стремление добиться своего в ущерб другому

Исход очень важен.
Обладание определенной властью.
Необходимость срочного решения

При поражении — неудовлетворенность; при победе — чувство вины;
непопулярность;
испорченные отношения

2

Уклонение

Уход от ответственности за решения

Исход не очень важен. Отсутствие власти.
Сохранение покоя.
Желание выиграть время

Переход конфликта в скрытую форму

3

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого.
Желание сохранить мир.
Правда на другой стороне. Отсутствие власти

Вы уступили.
Решение откладывается

4

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок

Одинаковая власть.
Взаимоисключающие
интересы.
Нет резерва времени.
Другие стили неэффективны

Получение только половины ожидаемого.
Причины конфликта полностью не устранены

5

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

Есть время.
Решение важно обеим сторонам.
Четкое понимание точки зрения другого.
Желание сохранить отношения

Временные и энергетические затраты.
Негарантированность успеха


Продолжение следует…

Конфликты в педагогической практике


Часть I. «Понятие «конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях»


Часть II. «Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с ними»


Часть III. «Манипуляции в педагогической практике и способы противостояния им»

Похожие статьи

Комментарии закрыты.