Сб02252017

Обновление01:08:27

Психолого-педагогическая компетентность учителя

Учитель и детиНазвание: "Психолого-педагогическая компетентность учителя" - презентация и педагогический совет.
Авторы: Жовтонога О. И., Черных Н. А., Марахова В.А.
Год: 2012
Слайдов: 12
Область применения: педагогические советы и методические объединения.
Формат: презентации в формате ppt., разработка пед. совета в формате doc. (rar архив).
Размер: 3,63 Мб
Качество: хорошее

Цель: актуализация развития психолого–педагогической компетентности (ППК) учителя
Задачи:

  • анализ и интерпретация результатов диагностики профессионально - значимых личностных качеств учителей, их ценностно-мотивационной сферы;
  • углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту, развитию его профессионально-значимых личностных качеств

Содержание презентации:

Компетентный -  знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области, например, компетентный специалист.

Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.
Психологическая компетентность относится к разряду основополагающих в структуре педагогической деятельности.

Под разными наименованиями ("понимание учеников", "понимание душевного состояния другого", "наблюдательность" и т.п.) она входит в структуру общих педагогических способностей.

Ученые, изучающие вопросы психолого-педагогической компетентности: Л.Н. Захарова, В.М. Соколова, Н.Н. Лобанова, Т.А. Маркина, Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили, Г.Г.Горелова, В.С.Ильин, Г.А.Нечаева, Л.И.Рувинский, В.А.Сластенин и др.

В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

Педагог - проектировщик, конструктор, организатор образовательного процесса. Он должен ясно представлять себе содержание и способы действий субъектов образовательного процесса, основные позиции его действующих лиц и так выстроить связи и отношения в совместном с детьми бытии, чтобы это преобразование приводило в итоге к образованию у них важнейших способностей, к их развитию.

По данным социологических опросов \educationalpsychology\:

  • только 8% учителей отметили у себя высокий уровень наличных
    знаний по психологии;
  • 58% считают, что их психологические знания находятся на низком
    уровне;
  • 13% учителей отметили у себя низкий уровень способности
    проектировать различные психологические ситуации в детском
    коллективе;
  • 56% учителей отметили, что не умеют за поведением ребенка                 
    видеть его психологическое состояние;
  • 48% учителей не применяют индивидуальный подход в
    обучении на основании индивидуально-психологических
    характеристик учащихся.

Психологи Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн выявляли  основы психолого-педагогической компетентности учителя и выдели следующие элементы:

  1. активное (т.е. действенное) знание возрастной психологии, предмета психологии. Данный элемент подразумевает применение знаний на практике.
  2. социально-психологические знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения.
  3. аутопсихологические  знания о  достоинствах и недостатках собственной  деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая  ему конструктивный, а не разрушительный характер.

Психологическая компетентность (Н.В. Андронова):
1) необходима  специалистам сферы «Человек- человек»;
2) всегда опосредована содержанием деятельности специалиста;
3) является частью психологической культуры специалиста и элементов его профессионализма;
4)это своеобразный личностный инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности;
5)содержит два основных блока:
- интеллектуальный (когнитивный) – психологические знания и психологическое мышление;
- практический (действенный) – психологические умения и навыки.

Структура психологической компетентности:

  • компетентность в общении
  • интеллектуальная компетентность
  • социально-психологическая компетентность

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает в себя:

  • осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
  • осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
  • осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Факторы, определяющие психологическую компетентность человека:

  • индивидуальные особенности (при этом большую роль играет тип личности, в частности, является ли она интро- или экстравертной, аутичной или не аутичной, а также ее интеллект);
  •  психическое состояние (астеническое и стеническое) и типичное настроение;
  •  эффективность социализации (например, нарушение социализации приводит к возникновению эмоциональной глухоты, комплексов, агрессивности);
  • влияние культурных различий;
  • специальная психологическая подготовка.

Необходимость повышения психолого-педагогической компетентности работающих учителей обусловлена ростом социальных требований к школе и педагогам.

Задача психологической службы школы: помочь учителям в повышении общей психологической грамотности, в привлечении психологии к решению педагогических задач; помочь овладеть доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса; опираться на психологию в психическом развитии учащихся, в преодолении недостатков их поведения.

Просветительная функция состоит в знакомстве учителей с явлением психолого-педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития учителя.

Развивающая функция заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого-педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения психолого-педагогической компетентности учителя.

Корректирующая функция программы заключается в коррекции дефектов психолого-педагогической компетентности учителя.
Выводы:

  • Психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся
  •  Научные разработки по вопросам психолого-педагогической компетентности и ее развития среди педагогов находятся в активном поиске идеальной модели качеств и черт, а также критериев сформированности и единства терминологического аппарата.
  • Повышение психолого-педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения в образовательном учреждении.
  • Для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов школы с учителями в различных формах

Скриншот презентации:

Психолого-педагогическая компетентность учителя



Скачать презентацию и пед. совет "Психолого-педагогическая компетентность учителя":


с Depositfiles
СКАЧАТЬ
с Letitbit
СКАЧАТЬ
с Narod.Yandex.ru
Ссылка на скачивание доступна только зарегистрированным пользователям сайта.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Что сказать, если нельзя сказать ничего хорошего

Мы все попадали в подобную ситуацию. Просят нашего совета, а мы знаем, что, высказав…

Сезонная депрессия

Многие знают об осенне-зимней депрессии не понаслышке. Снижение работоспособности,…

Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности

Целью описываемых программ является создание условий для снижения школьной тревожности у…

Как приобщить детей к чтению

Случалось ли вам брать в руки книгу и зачитываться так, что вы забывали про все вокруг?…