Проблемы психического развития у детей

Проблемы психического развития у детей.


Поведение: что является нормой?


Чем больше я контактирую с маленькими детьми, тем меньше я удивляюсь крайностям детского поведения. На самом деле подавляющее большинство форм проявления детского поведения можно смело назвать нормой. Но если говорить о допустимом поведении, то я твердо уверена, что решать этот вопрос должны сами родители. Если поместить энергичного, шумного малыша в такую же энергичную, шумную семью, его присутствия никто не заметит, тогда как тихий, воспитанный ребенок будет выделяться на фоне этой семьи.

Терпимость к непослушанию зависит от индивидуального характера родителей и от их отношения к жизни, а оно (это самое отношение) меняется изо дня в день. Когда жизнь кажется нам прекрасной, мы можем смириться с очень многим, но в неудачные дни наше отношение к поведению детей меняется.

Мы уже знаем, что, как правило, все маленькие дети негативны и упрямы. У них больше силы, чем ума, они живут только сегодняшним днем и не отличаются особой гуманностью. У всех малышей отмечается только лишь поверхностное знание о любви к ближнему, у одних она проявляется в большей степени, у других — почти не проявляется.

Что думают об этом ученые.



Существует множество различных теорий, изучающих вопросы поведения маленьких детей. Если посмотреть на наблюдения, опубликованные в иностранной литературе, то становится очевидным, что девять из десяти родителей испытывают определенные трудности, связанные с поведением своего малыша, тогда как только в одном из четырех случаев родители считают воспитание маленьких детей достаточно тяжелым занятием. Эти цифры во многом совпадают с результатами работы, проведенной в Австралии и Англии. В ходе этого исследования оказалось, что из родителей, посещающих образовательные программы, 77 % выражают серьезные сомнения по поводу своих воспитательных способностей, 88 % признаются, что дома иногда шлепают своих детей, а 15 % считают, что маленькие дети и поход за покупками — совершенно несовместимые вещи.

Более детальные показатели содержатся в серьезных научных исследованиях. Так, в ходе исследования, проводившегося в Нью-Йорке, наблюдали за развитием 133 детей с момента их рождения до вступления во взрослую жизнь. Ученых в первую очередь интересовало изучение темперамента и поведения детей. Исследование показало, что все дети рождаются с индивидуальными чертами характера. Когда же были проанализированы результаты проделанной работы, выяснилось, что 40 % детей попали в категорию «ребенка, за которым весело и легко ухаживать как при рождении, так и в раннем детстве». С тем, что таких детей воспитывать легко, согласились и воспитатели, и родители, и учителя, и детские врачи. Независимо от того, являются ли родители таких детей опытными или не очень, с их воспитанием у них вряд ли могут возникнуть какие-то проблемы.

Однако воспитание более чем половины из 133 детей оказалось не таким уж простым делом, 10 % из исследуемой группы были хулиганами с самого рождения. Они доставляли определенные трудности сначала в младенчестве, затем в младшем возрасте. Нередко сложности с воспитанием таких детей продолжались и в школьные годы. От них страдали буквально все: родители, учителя и детские врачи. Представители этой группы характеризовались особым негативизмом, шумным поведением, а также крайней раздражительностью. У таких детей были отмечены нерегулярный сон и прием пищи, к тому же они с трудом приспосабливались к любым, даже самым незначительным переменам. С ними было нелегко справиться, они постоянно возражали взрослым и впадали в истерики. Эти дети очень быстро лишают своих родителей всякой уверенности в себе, а если их проблемы продолжаются и в школе, то неудивительно, что некоторые учителя оказываются из-за них на больничном с диагнозом «нервный срыв». Таких детей крайне тяжело воспитывать любым родителям.

Еще 15 % детей были охарактеризованы как «потенциальные сорванцы». У них много общих черт с предыдущей группой, однако они не так агрессивны. Отличие этой группы состояло в том, что в случаях, когда к ним относились с любовью, лаской, пониманием, упорством и терпением, у таких детей появлялся хороший шанс вырасти достойными людьми. Воспитывать таких детей — настоящее испытание, в результате которого терпеливые и ответственные родители справляются, а обычные родители ведут постоянную борьбу.

Оставшиеся 35 % попали в категорию детей, которые были «не очень легкими и не очень трудными». Легкость воспитания этих детей зависела от родителей и того комплекта качеств характера, который эти дети унаследовали от природы.

Еще одно исследование, проведенное в Нью-Йорке, наблюдало за развитием 200 детей, начиная от двух лет и заканчивая школьным возрастом. Оно определило главные проблемы поведения, с которыми сталкиваются родители на разных возрастных стадиях развития детей. Цель данного исследования — привлечь к этим проблемам внимание детских врачей-специалистов. Многие родители двухлетних детей говорили: «Он не делает ничего из того, что я ему говорю». Проявления упрямства и своеволия находились в самом начале списка «несносных детских качеств». Второе место поделили приступы истерии и «сование своего носика куда не надо». Если продолжить эту своеобразную олимпиаду по поведению, в 4-летнем возрасте золотая медаль была присуждена опять-таки упрямому и своевольному поведению, хотя в этом случае серьезную проблему представляли словесные ругательства и «огрызания».

Серебряной медалью были отмечены капризность и нытье, а бронзовую медаль получили неуступчивость и драчливость.

Во время исследования было также опрошено большое количество родителей: они должны были описать поведение своих детей на трех разных возрастных этапах. Перед вами этот неутешительный список:
постоянные нападки и придирки к своим младшим братьям и сестрам — 44 %;

  • слишком мало едят — 50 %;
  • сопротивляются укладыванию спать — 70 %;
  • беспричинно хнычут и капризничают — 83 %;
  • требуют к себе постоянного внимания — 94 %;
  • упрямы — 95%.

Данные показатели заставляют задуматься: что же является нормой поведения для малышей?

Ожидания.



Очень печально, что лишь немногие родители имеют правильное представление о нормальном поведении детей. В результате мы чувствуем себя виновными, неопытными, занимаемся самоуничижением и считаем себя единственными, кто не может справиться с детьми. Жизнь и без того трудна, чтобы еще отягощать себя необоснованным чувством вины.

Все маленькие дети…



.. .требуют к себе внимания и не терпят, когда на них не обращают внимания! Некоторые из них будут ныть до тех пор, пока родители 25 часов в сутки и 8 дней в неделю не будут всецело посвящать лишь заботе о них.
…с неохотой расстаются с родителями. В первые три года жизни маленький ребенок предпочитает играть только возле матери и не любит терять ее надолго из виду. В большинстве случаев у детей возникают временные проблемы с незнакомой няней. Такой момент, как запирание ребенка в комнате или расставание с мамой на время ее похода по магазинам, причиняет ему большую психическую травму.
…в большинстве своем чрезвычайно шумные и неусидчивые, отличаются отсутствием здравого смысла и чувства опасности. Они импульсивны и непредсказуемы, что может быть характерно и для вполне разумного ребенка. Все маленькие дети нуждаются в родительской защите!
.. .проявляют неуважение к чужой собственности. Их пухленькие ручки как магнитом тянет ко всему, что они видят. Вазы разбиваются, а в шкафах «наводится порядок». Эти десять активных маленьких пальчиков обладают изумительной способностью все разбивать и оставлять липкие следы на всем, до чего они дотрагивались.
.. .в основном упрямы и своевольны; некоторые очень агрессивны, другие могут и послушаться.
…не понимают, какой ужасный беспорядок они устраивают. Малыш, который настолько аккуратен, что даже сам собирает свои игрушки, скорее исключение, чем правило.
.. .некоторые из них пассивны, несамостоятельны и вполне довольны, когда их балуют и ими руководят.
.. .являются страстными «скалолазами». В раннем возрасте они организовывают экспедицию по подъему на вершину
дивана и, справившись с этой задачей, принимаются покорять полки, столы и все, что оказывается рядом. Другие дети более благоразумны и проявляют естественный страх перед падениями.
…хорошо едят, хотя и не ту пищу, о которой заботливые родители читали в справочных пособиях. Одни поглощают пищу с крайней серьезностью, не отрывая глаз от тарелки, пока с ее дна почти полностью не соскребут вилкой рисунок. Для других еда представляется интересной и забавной игрой, что доставляет массу огорчений родителям, твердо решивших приучить своего ребенка к идеально сбалансированному питанию с самых первых дней.
…быстро справляются с едой, как правило, в возрасте одного года. Одни едят однообразную пищу, другие же едят все, что попадается на глаза. Некоторые предпочитают питаться по часам, а некоторые любят перекусывать.
.. .некоторые продолжают спать днем вплоть до трех лет. Остальные отказываются делать это уже в 1,5 года, и никакие старания родителей не могут вернуть дневной сон. Большинство малышей ложится спать около восьми часов вечера, однако есть и такие, которые утихомириваются только к полуночи. Одни с трудом просыпаются по утрам, не желая вставать с кровати; другие просыпаются неумолимо рано и будят весь дом.
…испытывают страхи. Собаки, громкие звуки, новая обстановка и незнакомые объекты причиняют страх в большинстве случаев.
…проявляют массу привычек, действующих на нервы родителей.
…демонстрируют поведение, резко меняющееся изо дня в день. Некоторые родители утверждают, что иногда их дети ведут себя, как шизофреники, так как их поведение совершенно невозможно контролировать. Черные дни обычно списывают на режущиеся зубы, недостаток сна или на то, что ребенок «съел что-то не то». Такие оправдания можно принять, однако родителям никогда не приходит в голову, что у взрослых тоже случаются хорошие и плохие дни, но они не винят в этом режущиеся у них зубы. Даже профессиональные наездники позволяют своим подопечным скакунам иногда отдыхать от скачек.

Т. Л. Чернова

Проблемы психического развития у детей.


Поведение: что является нормой?



Ранее опубликованно:

Как понять поведение ребенка.


Эмбриональная педагогика.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.