Развитие творческих способностей

Содержание:
Качества и условия, способствующие творческому процессу
Препятствия для развития творчества
Программирование на результаты
Методика развития творческих способностей
Специальные рекомендации

Один пятилетний мальчик очень метко выразил сущность творческого процесса: «Рисовать легко. Просто думаешь о чем-нибудь и рисуешь свою мысль».

Звучит действительно просто. Но что делать, если у вас нет мысли? В жизни каждого человека, причастного к творчеству, бывают периоды кризисов, когда воображение идет на спад, а творческие озарения случаются все реже. Иногда художником овладевает сильный страх, который серьезно препятствует творческому процессу, а порой, кажется, и вовсе сводит его на нет. Слово «кажется» имеет здесь ключевое значение, поскольку крайне маловероятно, чтобы поток идей творческой личности когда-либо мог полностью иссякнуть. Творчество проистекает из стольких предпосылок, что очень трудно, если вообще возможно, заглушить их всецело.

Чтобы лучше понять, почему уровень творческой активности может снижаться, необходимо для начала проанализировать качества и условия, способствующие процессу творчества:

  • внимательность;
  • игривость;
  • ощущение тревоги и хаоса;
  • наличие ограничений;
  • расслабление (релаксация);
  • трансовые состояния;
  • восприимчивость;
  • способность к реагированию;
  • поглощенность творческим процессом.

Эти условия вовсе не обязательно должны возникать в строго определенной последовательности, и нередко сразу несколько из них могут иметь место в одно и то же время.

Качества и условия, способствующие творческому процессу

Внимательность. «Оригинальность», по мнению Вудрофа Вильсона, — не что иное, как свежий взгляд на вещи. И хотя это заявление следует признать слишком общим, чтобы оно могло быть точным, ценность участия в творчестве всех органов чувств не вызывает сомнений. Художник смотрит на вещи, как будто видит их впервые, остро воспринимая их внешний вид, звуки и запахи, которые они издают, определяя, каковы они на вкус и на ощупь. Как правило, творческие личности отличаются развитой сенсорной памятью: к примеру, они легко могут воскресить во всех подробностях переживания детства. Они различают тончайшие оттенки стиля и текстуры. Все, на что вы обращаете внимание, на чем вы сосредоточиваете свое восприятие — будь то дерево, насекомое, жестикуляция вашего друга или крики играющих детей, — вызывает в вас отклик, причем не копирующий то, что вы видите, слышите или к чему прикасаетесь, — в нем присутствует как элемент реакции, так и переосмысления.

Когда вы воспринимаете мир как абсолютно новый, новый во всех своих измерениях, вы испытываете в душе незнакомые, свежие ощущения. Одна тридцатисемилетняя писательница, которой врачи по ошибке сообщили, что ей осталось жить шесть месяцев, по возвращении из врачебного кабинета домой пережила радикальную перемену в восприятии себя и собственной жизни. Еще два часа тому назад она была совершенно обычным, земным человеком. Теперь же она ощущала себя расстающейся с этим миром. Самые ничтожные повседневные события стали вызывать у нее острейшую реакцию. Все вокруг нее приобрело некое новое качество: очертания предметов, оттенки цвета, малейшие движения — все вокруг стало восприниматься как дар. «Когда я смотрю на дольки лимона, я вижу его как будто впервые — его бледно-желтый цвет, его поразительную уникальность; сегодня я была поражена невероятной красотой синих рубашек, развешенных сушиться на веревке и свободно развевающихся на ветру. Все вокруг обрело новый смысл. А вечером по небу разогнало тучи, которые текли под луной, словно река, проводя черную линию через все небо — как будто они специально для меня подводили черту под небесами», — так описала она свой опыт.

Дар восприятия, позволяющий нам воссоздавать то, что мы видим, не только важен для повседневной жизни; он побуждает нас к творчеству. Так воспользуйтесь этим даром, старайтесь развить его, позвольте ему обогатить вашу жизнь.

Игривость. «Игра» является многозначным понятием и, будучи употребляемым по отношению к взрослым, почти всегда содержит негативный оттенок. Какой же смысл для взрослого в игре? Все дело в том, для творческого процесса, игра является неотъемлемой составляющей; для того чтобы подстегнуть его, нередко нужно начать играть материалами, идеями, точками зрения, то есть абстрагироваться от того, что реально, и начать фантазировать. Как говорил Карл Юнг: «Еще ни одно творение не появилось на свет без игры с фантазией».
Маленькие дети кажутся наделенными врожденной способностью к творчеству, которая проявляется в каждом их слове и действии, отчасти потому, что они так часто пребывают в мире фантазий. Поэтому если вы художник или скульптор, играйте со своими материалами. А если вы писатель, играйте с диалогами, станьте своими собственными персонажами. Если же вы танцор, попытайтесь станцевать свой сценический образ, сделайте видимой пожарную сирену или озвучьте апельсин. Задавайте себе творческие задания и ставьте над собой эксперименты.

Тревога и хаос. Будучи творческой личностью, вы наверняка будете испытывать тревогу. Порой чувство тревоги оказывает дестабилизирующее воздействие, поскольку, вследствие его влияния, мы чувствуем себя опустошенными, беспомощными, разбитыми и дезориентированными. Однако для любого художника, кроме тех немногих, что страдают от тяжелых психических расстройств, эти ощущения — необходимое и временное явление.

Развитие творческих способностейКак писал в своей книге «Творческое мировосприятие» Абрахам Маслоу (Abraham Maslow, The Creative Attitude): «Если вы попытаетесь быть рациональными, контролируемыми и упорядоченными на ранних стадиях творческого процесса, вы никогда не достигнете состояния творчества». Хаос в творческом процессе занимает свое законное место. Испытываемое вами замешательство является важным условием зарождения новой идеи. Эту стадию можно сравнить с преломлением света в призме. Входящий в призму луч как бы распадается на выходе в ослепительное многообразие форм, меняющихся в зависимости от угла, под которым вы смотрите на призму.

Не пытайтесь придавать ощущение порядка своим мыслям и чувствам в период вынашивания творческих идей. Абсолютная гармония на начальных стадиях творчества не приводит ни к чему. Сознательная и бессознательная части психики должны вступить в противоречие, и эта борьба не должна служить для вас предметом беспокойства. Конфликт порождает столь ценное для художника напряжение, не позволяющее ему заходить слишком далеко. Скульптор Генри Мур так объясняет это состояние: «Хотя алогичная, инстинктивная, бессознательная часть психики играет важную роль в работе скульптора, он также обладает рассудком, который при этом не бездействует. Работа художника требует полного напряжения душевных сил, в то время как его сознательная часть разрешает конфликты, вызывает воспоминания и не позволяет ему пытаться двигаться в двух различных направлениях одновременно».

Наличие ограничений. Творческий процесс только выигрывает от того, что на него налагаются некие ограничения Как сказал поэт Огэнли Куниц (Stanley Kunitz): «Мы должны смириться с тем жестоким и неизбежным фактом, что мы живем и умираем одновременно. И моя задача — запечатлеть этот диалог». Это и есть ограничение по самому высокому счету.

Если же попытаться несколько сузить рамки, мы увидим ограничения на всех уровнях — от всевозможных форм до размеров. Можете ли вы представить себе бесконечный фортепьянный концерт, танец, в ходе которого танцор ни разу не должен касаться пола обеими ногами одновременно, или текст, состоящий исключительно из слов, не имеющих точных определений?

Ролло Мэй утверждает в своей книге «Осмельтесь творить» (Rollo May, The Courage to Create), что «творческий акт вырастает из борьбы человека с тем и в условиях того, что его* ограничивает». Можно сделать вывод, что чем больше ограничений вы испытываете, тем сильнее развиваются ваши творческие способности. Эту точку зрения превосходно сформулировал Никое Казанзакис (Nikos Kazantzakis): «Человек обзаводится врагом, с которым он вынужден бороться».

Релаксация. Прикладывание чрезмерных усилий с целью форсирования творческого процесса неизбежно заводит в тупик. Рано или поздно наступает момент, когда необходимо передохнуть и (или) расслабиться. Этот период крайне важен. Исследования показывают, что именно смена приоритетов — переход от созидательной работы к стадии релаксации — способствует оформлению той самой идеи, которую художник безуспешно пестовал в себе. Очень важно осознать, что творческий продукт возникает в результате чередования интенсивных усилий и расслабления.

Трансовые состояния. Достижение трансовых состояний тесно связано с расслаблением. Вспомните описание различных уровней транса, предложенное в статье «Что такое гипноз?«. Легкие формы транса могут иметь место, когда вы сидите за рулем, совершаете спортивные пробежки, моете посуду, принимаете душ, то есть занимаетесь тем, что вы можете делать автоматически. Ваши мысли начинают блуждать, и в игру вступает бессознательная часть психики. В такие моменты зачастую зарождаются самые плодотворные идеи. Как вспоминает в своей книге Ролло Мэй, Альберт Эйнштейн однажды поинтересовался: «Почему это лучшие мысли приходят ко мне по утрам, когда я бреюсь?» Ответ, разумеется, кроется в том, что в тот период, когда человек ничем не озабочен и занимается делом, не требующим осмысленных усилий, новые идеи могут свободно «всплывать» на поверхность.

Многим писателям знакомы случаи, когда фрагменты новых произведений приходили к ним целыми главами, как будто их диктовал голос, раздающийся невесть откуда. Один поэт выразил это переживание в форме вопроса: «Откуда я знаю, что хочу сказать, пока не увижу то, что я написал?»

Первая строчка стихотворения, фрагмент диалога, подходящее название для романа или даже целое произведение могут явиться вам в трансовом, мечтательном состоянии. Многие чрезвычайно творческие натуры вспоминали, что идеи, .слова и образы приходили к ним в состоянии полусна, то есть в периоды, когда они находились на грани засыпания или пробуждения. Жан Кокто описал один такой опыт в книге «Творческий процесс» (Jean Cocteau, The Creative Process): «Пьеса, которую я пишу… визуализация подобного рода. Я чувствовал себя больным и уставшим от собственной писанины, когда однажды утром, после беспокойного сна, я внезапно проснулся и увидел, как будто сидя в театральном кресле, три действия пьесы об эпохе и людях, о которых я не имел никакой документальной информации, но которых я тем не менее считал отталкивающими… Спустя долгое время мне удалось закончить пьесу где я предугадал обстоятельства, которые, должно быть, послужили для меня толчком».

Развитие творческих способностейВосприимчивость. Как уже говорилось, невозможно форсировать творческий процесс или постановить, что именно сейчас вы произведете на свет оригинальную мысль или вас постигнет озарение. Тем не менее вы можете осознавать, что поток новых идей неисчерпаем и надо быть готовым воспринять таковые, если они родятся у вас в голове. Для этого требуется бдительное отношение к тому, что с вами происходит и способность к распознаванию нестандартных решений в случае их возникновения. Открытость неизведанному и готовность принять его — яркое и сильное переживание. Эмили Дикинсон ощущала присутствие этой неведомой силы, незримо стоящей за ее стихами: «Тяга к непознанному — величайшая потребность ума», — написала она.

Способность к реагированию. Как только эта «искра» неведомого наконец воспринимается, на нее естественным образом возникает ответная реакция: поток новых идей и процесс их осмысления. Это означает, что вы занялись отбором. Вы спрашиваете себя: «Что мне оставить, а что выбросить?» Вы доверяетесь своей интуиции, своему прошлому опыту, своему восприятию. Если вы чередуете созидательную работу над проблемой с релаксацией, то этот инкубационный период послужит для вас катализатором новых идей. А затем наступает период развития и совершенствования вашего первоначального замысла, и дальнейший прогресс в этом направлении всецело зависит от вас. Теперь это ваша ответственность.

Поглощенность творческим процессом. Пребывая в восторженном состоянии, которое всегда сопровождает создание чего-то действительно нового и значительного, вы оказываетесь захваченным, поглощенным этим процессом. Ваше собственное «я» кажется вам маленьким и ничтожным по сравнению с величием своего творения. Ваше ощущение реальности может стать искаженным, поскольку вы будете видеть весь мир через призму созданного вами творения. На какое-то время оно может стать для вас центром вселенной.

Как вспоминает Джеймс Лорд в книге «Портрет Джакометти» (James Lord, Giacometti Portrait), Джакометти был настолько поглощен своей работой, что не отличал создаваемого им портрета Джеймса Лорда от живого Джеймса Лорда. Однажды, пишет Джеймс, художник задел ногой за ножку мольберта и картина упала на пол примерно с полуметровой высоты: «Ой, простите», — воскликнул Джакометти. Я усмехнулся и заметил, что он извинился так, будто это я сам упал на пол, а не картина. «Но именно это мне и показалось», — ответил художник.

Такое состояние полной поглощенности как раз и доставляет наиболее приятные переживания творческой личности. В этом состоянии вы не чувствуете никакого страха и (по крайней мере, на время) свободны от самокритики, которая так мешает творчеству.

Препятствия для развития творчества

Прочитав эти страницы, вы, возможно, подумаете: «Везло же этому Джакометти, Эмили Дикинсон и Жану Кокто!» и станете спрашивать себя: «Ну почему я не могу пережить тех же ощущений?» На это мы ответим вам: можете.

Творческие способности (равно как и интеллектуальные) могут проявиться не сразу, могут быть до поры невостребованными, но все же они наличествуют у всех и рано или поздно обязательно проявляют себя. Отсрочка может быть вызвана одним или несколькими основными препятствующими факторами (с которыми как, правило, связаны многочисленные второстепенные сдерживающие факторы): 1) страхом; 2) самокритикой; 3) чрезмерной концентрацией, поддерживаемой на протяжении длительного времени, без перерывов на релаксацию.

Страх. Страх неведомого вторгается в нашу жизнь на каждом шагу и всякий раз препятствует дальнейшему развитию. Вам наверняка доводилось слышать столь хорошо знакомые каждому из нас причитания: «Я не могу бросить свою работу, поскольку не знаю, смогу ли устроиться на другую», или: «Я не могу развестись, потому что вряд ли смогу найти себе другого партнера, а я не хочу провести в одиночестве остаток дней», или: «Я не пойду на эту вечеринку — вдруг окажется, что я там никого не знаю, и я буду чувствовать себя белой вороной». Страх повсюду преследует нас — на работе, дома и в обществе.

Наряду с этим страх нередко препятствует осуществлению творческих планов: «А что, если я даже напишу данную книгу, но не смогу ее продать?», «А что, если ни одна галерея не примет мою картину?», «А что, если мой фильм потерпит провал?» Невозможно гарантировать успех, но можно быть абсолютно
уверенным, что успеха не будет, если вы не сделаете попытку.  Когда Вуди Аллен снял свой первый серьезный фильм, он, размышляя над тем, как люди воспримут его отход от комедийного жанра, заметил: «Если вы периодически не совершаете провалов — значит, вы перестраховываетесь».

Подумайте, стоит ли вам, творческой личности, перестраховываться. Вы, конечно, можете связать себя по рукам и ногам негативом «а что, если…» и ничего более не делать. И напротив, вы можете мобилизовать себя позитивным «что, если…» (что гораздо приятнее и продуктивнее): «Что, если мне удастся разработать новую технику, идеально соответствующую моим задачам?» или: «Что, если моя книга получит множество положительных отзывов?».

Помните, что все творческие люди временами терпят неудачи, поскольку пробы и ошибки — неотъемлемая часть поступательного движения. Любой творческий процесс предполагает: 1) пробы; 2) повторяемость; 3) выбраковку; 4) отбор. Иными словами, когда вы пробуете сделать нечто, вы совершаете попытки. Затем вы повторяете свои усилия, отбрасывая то, что кажется не соответствующим вашей цели, и, наконец, делаете выбор. Если же вы чувствуете, что никого не впечатляет ваш выбор, ваш конечный продукт, не переживайте. Вы сделали то, что хотели сделать, и настолько хорошо, насколько могли. Любой творческий процесс следует рассматривать как серию возможностей, и вам выпало почетное право распоряжаться ими.

Самокритика. Безусловно, страх и самокритика тесно взаимосвязаны, однако мы привыкли рассматривать страх в первую очередь как тормоз творческого процесса. Зачастую его начальная стадия сопровождается тяжелым приступом самокритики. Создается впечатление, будто на плечах сидит маленький критик, нашептывающий на ухо: «То, что ты сейчас делаешь, неинтересно, неоригинально, глупо» или: «Это слишком нетрадиционно, тебя все равно не поймут — так к чему доводить до конца это произведение?»

Этот голос внушает вам: «Ты должен быть более рассудителен… более сдержан… не столь эмоционален», «Если будешь так стараться, надорвешь свое здоровье» или: «Ты не имеешь права
быть столь довольным собой». Результатом подобной самокритики становится измельчание вашего замысла и распыление сил, что может драматически повлиять на творческую продуктивность. Если вы позволите своему критическому началу вступить в борьбу с вашим воображением и победить его, то тем самым вы обречете себя на разочарование и результаты ваших усилий ни в коей мере не будут отражать ваш творческий потенциал.

Победить голос самокритики помогут следующие рекомендации:

  • работайте в условиях, свободных от любых внешних влияний, способных усилить ваши сомнения в себе;
  • воздержитесь от преждевременных оценок и думайте только о том, как довести работу до конца;
  • позвольте себе выглядеть неловким, глупым, «сумасшедшим», слишком эмоциональным или скучным;
  • старайтесь быть активным, открытым, экспрессивным, непосредственным, смелым и любопытным.

Что касается последней группы качеств творческой личности, то Эйнштейн как-то заметил в связи с этим: «Человек, чуждый эмоций, разучившийся удивляться и благоговеть, не многим отличается от трупа».

Чрезмерная концентрация в течение длительного времени. Поглощенность своей работой и полное сосредоточение чрезвычайно важны на начальном этапе творческого процесса. Однако в стадии его формирования, то есть когда вы пытаетесь разрешить поставленную вами творческую задачу (передать мотивы своих героев, выбрать жанр для картины, сформулировать свою концепцию), необходимо чередовать созидательную деятельность с непродолжительными периодами релаксации. Как уже отмечалось выше, чрезмерные усилия, без перерывов на отдых, способны привести к обратному эффекту. Ваш первоначальный замысел, схема, зрительный образ, рисунок, мелодия должны сами проявиться, раскрыться, развиться; их невозможно выдавить из себя, как зубную пасту из тюбика. Сосредоточьтесь на какое-то время, а затем расслабьтесь и сбавьте обороты.

Программирование на результаты

Итак, мы перечислили качества и условия, позволяющие достичь оптимального творческого состояния, и рассмотрели три основные причины, тормозящие развитие творческих процессов. Базируясь на этой информации, вы можете использовать гипноз как средство достижения следующих задач:

  • примириться с необходимостью непродуктивных периодов на стадиях формирования творческого процесса;
  • рассеять свои страхи и взять под контроль самокритику;
  • повысить свою продуктивность и получать удовольствие от творчества.

Каждая из этих задач может быть решена благодаря методике развития творческих способностей.

Примиритесь с необходимостью непродуктивных периодов на стадиях формирования творческого процесса. Методика внушает: «Вам не терпится добраться до пункта своего назначения, и вот вы оказались на перекрестке. Сигнал светофора сменился на красный, и, ожидая зеленого, вы говорите себе, что путь вперед закрыт для вас лишь временно, что можно использовать эту остановку, чтобы перевести дыхание и расслабиться. Вы начинаете замечать, что на улице прекрасная погода, и чувствуете, как поток свежей и целительной энергии разливается по всему вашему телу».

Рассейте свои страхи и возьмите под контроль самокритику. Методика гласит: «Освободитесь от любых сомнений, страхов, запретов, почувствуйте, как все ваши творческие ограничения растворяются и вы можете свободно творить, изобретать, вам становится свободно и легко, и вы готовы реализовать свою творческую энергию».

Повысьте свою продуктивность и получайте удовольствие от творчества. Согласно методике, сделайте следующее внушение: «Представьте располагающую к творчеству обстановку, а затем, оказавшись в условиях, пробуждающих ваши творческие силы, позвольте своим мыслям свободно блуждать и тихо скажите себе: «Это место, где мои новые идеи могут возникнуть, проявиться и развиваться. Сейчас идеальный момент для того, чтобы они вышли на поверхность; я готов их воспринять, развивать и воплощать».

Запись методики

Методика развития творческих способностей используется наряду с введением в состояние релаксации, приведенным в статье «Запись общерасслабляющего гипнотического наведения«. Как вы, вероятно, помните, последнее состояло из двух частей; между этими двумя частями и должен быть вставлен текст методики развития творческих способностей. Во время записи на диктофон все три компонента должны зачитываться как единый текст, без пауз. Учитывая это обстоятельство, процедура работы с методикой выглядит следующим образом:

  • Вернитесь к статье «Запись общерасслабляющего гипнотического наведения» и примените начальное гипнотическое наведение («Погружение»).
  • Далее используйте текст методики развития творческих способностей.
  • Вернитесь к статье «Запись общерасслабляющего гипнотического наведения» и используйте завершающее гипнотическое наведение («Всплытие»).

Методика развития творческих способностей

Представьте себя собирающим все сомнения которые препятствуют вашему творчеству. Представьте, как вы собираете их и кладете в мешок. Этот мешок становится сгустком энергии, и вы можете использовать эту энергию, вы можете использовать эту энергию продуктивно и позитивно. Вы принимаете решение использовать эту энергию для достижения своих целей, потратить на творчество и созидание нового. А теперь представьте, как вы открываете мешок и видите, как из него вырывается позитивная энергия. Перед вами возникают яркие цвета, прекрасная радуга наполняет комнату и окутывает ваше тело. Эта энергия могуча, позитивна. Вы начинаете видеть новые направления, новые идеи. Вы чувствуете, как эта могучая волна прокатывается по вашему телу, ваш ум становится ясным и острым, становится ясным и острым, вы исполнены уверенности в себе, вы уверены в своих силах и способностях, готовы привести в движение свои идеи, и вы контролируете свою жизненную энергию, вы контролируете свою жизненную энергию, вам очень хорошо удается контролировать свою жизненную энергию, и теперь вы можете использовать эту энергию, питая и пробуждая ею свое творчество, питая свое творчество. Вы легко можете взять свои сомнения, положить их в мешок и превратить в сияющую радугу позитивной энергии, которую можете использовать продуктивно и творчески. А теперь просто представьте себя в спектре многоцветной энергии, окутывающей и пронизывающей ваше тело. Представьте себя идущим по шумной улице, полным энергии, намеренным в ближайшее время достичь пункта своего назначения, твердо решившим достичь пункта своего назначения, вы подходите к перекрестку, и свет меняется с зеленого на красный, вы ждете зеленого света, вы говорите себе, что ваша остановка лишь временна, вы пользуетесь этой возможностью, чтобы перевести дыхание и расслабиться, вы делаете несколько глубоких вдохов и расслабляетесь. Вы замечаете прохожих вокруг себя, замечаете на другой стороне улицы прекрасный парк. Вы начинаете замечать, какой погожий сегодня день, вы начинаете чувствовать свежую и здоровую энергию, пронизывающую ваше тело. А теперь подумайте о своих проектах, чтобы увидеть их в самом позитивном свете, зрительно представьте, как вы беретесь за свои проекты с новыми силами, с новой и свежей энергией, которая успокаивает, умиротворяет и расслабляет вас. Чем более спокойным вы себя чувствуете, тем больше энтузиазма и творческой энергии пробуждается в вас, и в это самое мгновение сигнал светофора сменяется на зеленый. Вы свободны двигаться вперед, все ограничения сняты, все препятствия устранены, и вы свободно продолжаете свой путь. Вы продолжаете свой путь по улице и спустя всего несколько мгновений достигнете пункта своего назначения, где вас ждут ваши творческие замыслы и начинания. Ваш путь займет лишь считанные мгновения, и чем более расслабленным вы себя чувствуете, чем больше вы успокаиваетесь, тем скорее достигнете пункта своего назначения. А теперь представьте себя достигшим пункта своего назначения. Вы полностью расслаблены, вы чувствуете прилив сил, вы уверены в себе, вы свободны. Представьте себя приближающимся к (вставьте описание своего рабочего места, кабинета, офиса или студии). Это и есть пункт вашего назначения, пространство для творчества, в котором вы, наконец, оказались, вы полны энтузиазма и свежих сил, ваше воображение активно работает, и вы приступаете к реализации своего проекта. Сделайте глубокий вдох, на мгновение закройте глаза, а затем снова откройте и почувствуйте, как вы начинаете работать — легко, без усилий. Вы полностью поглощены процессом и с улыбкой на лице воплощаете свои творческие замыслы, вы всецело вовлечены в свою работу, и все ваши идеи свежи, все ваши идеи новы и свежи. Ваше тело пребывает в полной гармонии с вашими мыслями и чувствами. Как можно ярче зрительно представьте себе эти позитивные образы (в течение нескольких мгновений визуализируйте соответствующие сцены, прежде, чем продолжить). Позвольте этим позитивным чувствам оставаться с вами, и вы легко воскресите их в следующий раз, когда будете приступать к новому творческому проекту, они будут легко всплывать перед вами всякий раз, когда опять придет время творить. В любой момент вы сможете вновь пережить эти позитивные чувства, они наполнят вас и будут оставаться с вами, и вы сможете продолжить свое поступательное движение, ваши идеи станут ясными, любые направления вашей мысли предстанут перед вами с предельной очевидностью, а любые проблемы легко разрешатся. Отныне, когда бы вы ни испытали кризис, просто представьте, будто это красный свет, призывающий вас остановиться и сделать небольшую передышку. Представьте, как красный свет сменяется зеленым, сигнализируя вам, что вы можете продолжать наращивать свой творческий потенциал. Вы можете представить себе этот кризис в любом обличье — красным сигналом светофора, который сменяется зеленым, или стеной, которую вы можете легко толкнуть, и она рассыплется перед вами, — вы можете использовать любой образ, какой хотите. Увидев, как преграда исчезает, представьте себя ищущим любимый уголок, где вам легко мечтать, изобретать и совершенствовать свои навыки. Представьте, что вы нашли волшебную тропу, ведущую вас в прекрасный лес, увидьте себя на этой тропе идущим в одиночку, вбирающим в себя ароматы сосен и вдыхающим чистый бодрящий воздух, а теперь найдите место, где вы могли бы присесть и отдохнуть. Возможно, вы видите перед собой прохладный, кристально чистый водопад, а может быть, массивный валун, на котором вы можете посидеть, пока солнышко будет греть и нежить ваше тело. А может быть, этим особым уголком станет мягкая пуховая постель, в которой вы сможете поваляться и помечтать. Представьте себе это особое место, комфортно обустройтесь там и теперь, оказавшись в самой располагающей к творчеству обстановке, позвольте своим мыслям блуждать. Не пытайтесь думать, а просто предоставьте свой ум ему самому и тихо скажите себе: сейчас у меня могут возникнуть новые идеи, они могут проявиться, выйти на поверхность. Сейчас самый подходящий момент для того, чтобы они появились, идеальный момент, и я готов воспринять, развить и воплотить их. И пока ваши мысли блуждают, вы можете ясно увидеть новые направления, новые идеи, новые изобретения и насладиться игрой своего воображения, почувствовать прилив свежей энергии, и теперь, когда вы расслабились, ваша творческая энергия высвобождается, вы чувствуете уверенность в своих силах, свободу и доверяете своим способностям. Вы можете легко призвать вашу творческую энергию в любой момент, поскольку все, что вам нужно, — это расслабиться, вспомнить свой любимый уголок и ощутить творческий импульс, почувствовать, как начинает играть ваша фантазия, легко и свободно, легко и свободно, а теперь просто позвольте мыслям блуждать, блуждать и блуждать, свободно парить, и через несколько мгновений, по завершении внушения, вы почувствуете свободу творчества, вы будете наслаждаться своими творческими способностями, способностью изобретать, придавать форму и порождать новые чудесные творения.

Закрепление и ожидаемые результаты

Методику следует практиковать ежедневно, пока вы не почувствуете, что комфортно себя чувствуете, будучи непосредственно вовлеченным в творческий процесс, и с удовольствием воспринимаете продукты собственного творчества. Как только вы ощутите прогресс в этом направлении, можете сократить количество сеансов до двух в неделю; такой режим послужит вам для закрепления достигнутых результатов на пути к осуществлению ваших творческих целей.

Случай из практики

Однажды мы проводили с учебной группой из шестидесяти музыкантов-гитаристов семидневный семинар, посвященный  композиторскому мастерству. Семинар проводился за городом, посреди прекрасного леса, скалистых водопадов и цветущих лугов. Каждый музыкант приехал с собственным инструментом и нотными тетрадями. Утром первого дня семинара была проведена вступительная беседа, после чего каждый участник должен был исполнить по одному своему сочинению, чтобы услышать мнения о нем своих коллег и инструкторов. Многие стеснялись исполнять свои композиции, а большинство из тех, кто все отважился выступить перед аудиторией, чувствовали себя зажатыми и не смогли достойно продемонстрировать все свои таланты. Оставшаяся часть дня была посвящена лекциям, демонстрациям и упражнениям. Вечером с участниками был проведен гипнотический сеанс, направленный на выработку уверенности в себе и развитие творческих способностей. В частности, музыкантам было внушено, что на следующий день, сразу после завтрака, каждый из них испытает прилив творческого вдохновения и сочинит новую композицию. Участников попросили представить наиболее понравившийся им уголок той местности, где проводился семинар, мысленно отправиться туда и заняться сочинением музыки. Им было сказано, что пребывание в полюбившемся им уголке природы пробудит их творческие силы, и потому музыка будет сочиняться поразительно легко. Также было сказано, что каждый из них с радостью захочет исполнить свое новое сочинение перед остальными музыкантами.

На следующий день участники семинара разбрелись по лесу. Некоторые образовали пары или группы, другие предпочли работать в одиночестве. Спустя несколько часов все снова собрались вместе. Примерно половине музыкантов удалось сочинить новое произведение, остальные же гораздо более охотно готовы были исполнить ранее написанную ими музыку. Все те, кто прежде стеснялся выступить, теперь чувствовали себя более раскованно. Разница между первым и вторым днем семинара была совершенно очевидной; большинство музыкантов испытывали гораздо меньше страха перед выступлением, поскольку им во многом удалось избавиться от сомнений и самокритики.

Специальные рекомендации

Как правило, творческие личности чрезвычайно восприимчивы к ряду обстоятельств, которые могут создавать напряжение или беспокойство. К ним относятся: 1) перепады настроения с ярко выраженными подъемами и спадами; 2) физическое истощение вследствие полной вовлеченности в творческий процесс; 3) депрессия, нередко следующая за периодом повышенной продуктивности; 4) проблемы со здоровьем по причине пренебрежения своим самочувствием и высокого уровня тревожности. Гипноз помогает частично устранить эти проблемы, однако не способен существенно повлиять на привычки, склонности и черты личности, характерные для творческих натур. Кроме того, гипноз не может наделить человека талантом, если таковой у него изначально отсутствует. Тем не менее гипноз способен высвободить, развить, поддержать или пробудить природные задатки и способности человека.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.