Анализ и самоанализ урока

Содержание:
Алгоритм анализа и самоанализа урока
План-схема рефлексивного самоанализа урока
Как грамотно ответить на вопрос: почему не налажен контакт с учащимися?

Каждый педагог, независимо от стажа педагогической деятельности, обязательно задумывается над тем, насколько он успешен в своей профессиональной деятельности. Ответ на этот закономерный вопрос требует многогранного анализа собственной личности,   уровня профессиональной подготовленности, анализа степени своей готовности к профессиональной деятельности, собственных профессиональных успехов и неудач, находок и потерь, надежд и достижений.

Профессиональная рефлексия — это способность взглянуть на себя со стороны, глазами всех участников педагогического взаимодействия: учеников, учителей, коллег, родителей, администрации школы, методистов. Она позволяет не только выстроить профессиональною самооценку в узком смысле этого слова, но и создать объективный профессиональный автопортрет, основываясь на оценках окружающих и анализе собственной педагогической деятельности, выделить и описать профессиональные неудачи, педагогические ошибки, проанализировать их причины, выявить пробелы в собственных и профессиональных знаниях и впоследствии восполнить их. Всё это, в итоге, ведёт к выстраиванию индивидуального пути профессионального саморазвития и обеспечивает его эффективность.

Алгоритм анализа и самоанализа урока

Цель: обеспечить грамотный и полный самоанализ урока.


Составные части
анализа

Алгоритм аналитической деятельности

1. Правильность выбора цели урока

  1. Комплексный характер цели; наличие образовательного содержательного аспектов.
  2. Реальность достижения цели на уроке.
  3. Связь цели данного урока с целями предшествующих учебных занятий.
  4. Состоялось ли и на каком уровне принятие цели урока детьми, её осознание и мотивация учебной деятельности.

2. Выбор типа урока

  1. Соответствие выбранного типа урока его цели.
  2. Влияние правильности выбора типа урока на его структуру и достижение цели урока.

3. Структура урока

  1. Соответствие структуры урока его типу и диагностическим целям.
  2. Наличие в структуре урока этапов, дополняющих его дидактическую основу
  3. Наличие взаимных связей между этапами.
  4. Влияние структуры урока на достижение его цели.

4. Отбор
содержания, форм и методов обучения на каждом этапе урока

  1. Научность и доступность учебной информации
  2. Глубина содержания, полнота его передачи.
  3. Соответствие форм и методов учебной деятельности содержанию материала. Наличие между ними взаимных связей.
  4. Какие из форм познавательной деятельности учащихся преобладали на уроке. Чем это вызвано, оправдано? Оказало ли это существенное влияние на достижение цели урока?

План-схема рефлексивного самоанализа урока

 Цель: систематизировать и оптимизировать процесс самоанализа урока, через создание ситуации саморефлексии.

1. Тема урока, место урока в системе уроков по теме. Как вы оцениваете собственный уровень знаний по предлагаемой теме? Свою теоретическую и методическую подготовку?

2. Цель урока, его образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Степень их реализации. Причины успешности или неуспешности реализации каждой из намеченных задач. Изменения, которые, на ваш взгляд, было бы целесообразно внести.

3. Объективные вопросы организации урока, посещаемость урока учащимися, степень и качество их готовности или неподготовленности к уроку. Каковы причины? Какие из перечисленных причин вы могли бы отнести к объективным, а какие моменты зависели непосредственно от вас.

4. Организация учащихся на работу. Приёмы и методы мобилизации учащихся на работу, активизации их внимания. Какие из использованных вами приёмов оказались наиболее эффективными и наименее эффективными и почему? Что бы вы изменили на этом этапе урока исходя из полученного опыта?

5. Содержание и методы проверки знаний учащихся. Цель и место проверки знаний, умений и навыков учащихся. Каким образом вы проверяли глубину усвоения материала, насколько эффективными оказались выбранные вами методы проверки. Проанализируйте активность класса во время проверки, количество опрошенных учеников. В какой форме и какими методами осуществлялась проверка? Каким образом был подведён итог проверки знаний? Насколько эффективно прошла эта работа? Что бы хотелось изменить в организации этого этапа?

6. Содержание и методика изучения нового материала. Система работы с новым материалом. Последовательность, логичность, ясность изложения материала. Причины выбора метода, принципа, манеры изложения. Наличие проблемных вопросов и ситуаций в ходе ознакомления с новым материалом. Какова степень сложности нового материала для данного класса? Какие трудности при введении нового материала вы прогнозировали? Какие именно прогнозы сбылись, а какие — нет? Почему? Какие непредвиденные затруднения возникли в реальной учебной ситуации? Удалось ли с ними справиться? Каким образом?

7. Содержание и методика закрепления пройденного. Успешность и эффективность выбранных методов и приёмов. Чем вы руководствовались при отборе материала для закрепления. Насколько успешно реализован данный этап урока? Причины успешности или неуспешности данного вида работы. Что, по-вашему, помогло, а что затруднило прохождение этого этапа урока. Какие из перечисленных причин являются объективными? Что бы вы изменили на этом этапе учитывая полученный опыт?

8. Анализ самостоятельной работы учащихся. Используемые методы и приёмы. Их успешность. Варианты, которые, на ваш взгляд, были бы более эффективными. Роль и место самостоятельной работы в процессе изучения нового и повторения старого материала.

9. Домашнее задание. Его объём и виды, причины отбора материала для домашней работы. Прогнозируемая эффективность выполнения (рекомендуем вернуться к анализу этого этапа когда будут известны результаты и эффективность его выполнения, а также сравнить реальный результат с предполагаемым и попытаться выделить причины того или иного результата). Качество инструктажа по его выполнению. Наличие индивидуальных и дополнительных заданий учащимся и причины такой формы работы. Что бы вам хотелось изменить на этом этапе?

10. Характеристика познавательной деятельности учащихся. Как вам удалось использовать общепсихологические принципы организации внимания на уроке? Какими приёмами организации внимания на уроке вы воспользовались? Как вам удалось обеспечить устойчивость, своевременную переключаемость внимания и концентрацию внимания на уроке, на разных его этапах? Насколько это вам удалось? Что бы вы изменили? Какие приёмы организации внимания вам показались наиболее удачными в конкретной ситуации урока? Каким образом вы создавали установку на восприятие нового материала? Насколько эффективно и почему? Какие приёмы актуализации ранее полученных знаний вы использовали и с каким результатом? Каковы причины той или иной результативности? На какие типы памяти вы опирались и в каких заданиях? Насколько верным был ваш выбор? Развитие каких типов памяти обеспечивалось предлагаемыми заданиями? На какие виды мышления вы преимущественно опирались в ходе работы? Создавалась ли вами проблемная ситуация? В какой момент урока, на каком этапе, с какой целью? Ответы учащихся были в основном простой репродукцией полученных знаний или являлись результатом переработки и осмысления полученных знаний? Как формировались новые понятия? В чём заключались трудности при освоении учащимися новых понятий? В какой мере вами обеспечивались условия для развития воображения учащихся? Какие моменты урока, на ваш взгляд можно откорректировать с целью развития познавательной сферы учащихся и наибольшей эффективности усвоения материала?

11. Какой, эмоциональный фон доминировал на уроке и по каким причинам? Насколько ученики удовлетворены уроком и почему? Насколько вы удовлетворены уроком и почему? Насколько вам удалось заинтересовать учащихся на данном уроке? Если интерес присутствовал, то чем он был обоснован? Насколько совпали в этом плане ваши прогнозы и реальный результат?

Вывод:

  1. Насколько совпали ваши ожидания от урока с реальной ситуацией?
  2. Какие моменты урока предполагались вами как самые трудные для вас, как учителя и почему?
  3. Насколько оправдались ваши ожидания? Как оцениваете свой урок?
  4. Совпадает ли ваша оценка реального урока с оценкой урока-конспекта?
  5. Какие самые удачные моменты урока? Есть ли на данном уроке ваши личные творческие находки? Опыт который вы зафиксируете и будете использовать далее в своей работе?
  6. Какие, на ваш взгляд, моменты урока вам наименее удались? Почему?
  7. Что вызвало наибольшие трудности: подготовка урока или его непосредственная реализация?
  8. На каких моментах урока вы хотели бы остановиться особо, но они не затронуты в предложенном вам плане анализа? Сделайте это!

Памятка «как грамотно ответить на вопрос: почему не налажен контакт с учащимися?»

Цель:    способствовать анализу и самоанализу затруднений в установлении контакта с учащимися.

  1. Основываясь на каких событиях вы сделали вывод о том, что контакт не налажен?.
  2. Вы не можете наладить контакт со всем классом, с группой учащихся или с отдельными учениками?
  3. В чём, на ваш взгляд причины неудачи: в сложности материала, в методике его подачи или в ваших личностных качествах?
  4. Как вы оцениваете атмосферу, которая складывается на ваших уроках
  5. Какие моменты в вашем поведении встречают неодобрение, а какие вызывают положительный эмоциональный отклик? Почему, как вы считаете?
  6. Как школьники реагируют на ваше неодобрение?
  7. Насколько комфортно вы чувствуете себя в ситуации, когда вы оцениваете детей? Почему?
  8. Какие моменты в общении с детьми вы можете выделить как наиболее удачные? Почему?
  9. А какие моменты общения на ваш взгляд категорически не удались? Почему?
  10. Вспомните и проанализируйте моменты в вашей деятельности на уроке когда прогнозируемый вами результат не совпал с реальным, при чем он мог быть и успешнее и хуже того, что вы предположили. Почему так получилось?
  11. Как вы считаете, какой стиль общения с детьми данного класса даёт наиболее выигрышные результаты? Почему?
  12. Как вы предпочитаете начинать урок: авторитарно или либерально? Почему?
  13. Как вы реагируете на негативное поведение отдельных учеников в ходе урока? Чем обоснована ваша реакция?
  14. Снова сформулируйте проблему, которая возникла у вас при налаживании контакта с учениками?
  15. Какие причины этого вы увидели?
  16. Как вы измените стратегию своего поведения? Или вы предпочитаете ничего не менять? Почему?

 

Анализ и самоанализ урока.

Эрнст Галина Геннадьевна
Источник: Эрнст, Г.Г. Анализ собственной педагогической деятельности : учебно-методическое пособие. — Барнаул : БГПУ, 2007
Читайте также:
Психолого-педагогический анализ урока.
Развитие универсальных учебных действий (УУД) — классный час.
Психологическое сопровождение ФГОС.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.