Что делать если ребенок ворует — советы психолога

Кражи в основном случаются дома, и чаще всего дети воруют какие-то предметы, принадлежащие матери, что весьма символично.

Двухлетний ребенок способен взять себе предмет, который ему понравился, не понимая при этом, что совершает дурной поступок, поэтому необходимо запретить кражи с самого начала.

До четырех лет малыш не осознает, что. воруя, обижает другого, наносит ему ущерб, зато он вполне может почувствовать ущемленным и обиженным себя самого, если увидит у другого игрушку, которую ему хочется, — потому-то без малейших угрызений совести и заберет ее себе. И крадет он при этом не столько желанный объект, сколько удовольствие другого ребенка.

Любой ребенок, подрастая, может поддаться искушению взять предмет, который ему не принадлежит.

— Тем не менее воровство у детей не означает, что они стали преступниками, даже в том случае, если они склонны солгать, чтобы защитить себя или оправдаться. Воровство и ложь часто становятся союзниками.

Воровство может быть реакцией на особые психологические обстоятельства, чем-то вроде символической компенсации ущерба, нанесенного чувствам ребенка.

В подобных случаях особенно важно разобраться в глубинной природе поведения малыша: связано оно с реальным недостатком материнской нежности или воображаемым, мимолетно у ребенка ощущение, что его мало любят, или уже угнездилось в нем.

— Период воровства у маленького ребенка в большинстве случаев длится недолго, и потому нужно, не делая из этой проблемы трагедии, как можно быстрее в ней разобраться и решить ее, пока к ребенку не приклеилась дурная репутация.

Прежде всего четко обозначьте запреты

Сформулировать запрет и объяснить, почему вы запрещаете ребенку воровать, надо максимально рано.

Начиная с двух-трех лет ребенок способен осознать, что вы им недовольны, даже если не понимает, что причинил вред другому.

Вот потому и необходима твердая, но в то же время спокойная реакция на его поступок.

Объяснения того, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок должен услышать до того, как воровство войдет у него в привычку.

— Если малыш ворует, но отрицает это, покажите ему что вас не удастся обвести вокруг пальца: «Ты взял вещь, которая тебе не принадлежит!»

Осудите его поступок, но без того, чтобы ребенок почувствовал себя ущемленным. Главное тут — малыш должен запомнить, что в случае, если воровство повторится, его уже не простят и ему грозит наказание.

Нужно научить его просить: «Если тебе хочется эту игрушку, попроси ее, а если тебе скажут «нет» — значит, брать ее нельзя».

Принять и усвоить запрет — значит научиться противостоять искушению. Вы можете сказать ребенку, что сопротивляться трудно, но если он этого не сделает — будет наказан.

Подготовьте ребенка к тому, что всегда нужно возвращать взятое на время: «Марк дал тебе свою игрушку, и нужно будет ее отдать, потому что это его игрушка!» Если малышу приходится играть с другими детьми и пользоваться их игрушками, надо с самого начала предупредить его, что все взятое придется возвращать, особенно, — в том случае, если у него уже проявлялась склонность оставить что-то себе.

ребенок ворует

Пятилетний ребенок может прийти из детского сада с вещами, которые ему не принадлежат. Дети в этом возрасте нередко чем-нибудь меняются, и обмен может получиться неравноценным, потому что для ребенка ценность вещи зависит от желания ею обладать, а отнюдь не от ее реальной стоимости.

Безусловно, в таких случаях нужно поговорить с воспитательницей, узнать, как было дело, и при необходимости вернуть чужое, не стыдя ребенка за обмен.

Независимо от того, выиграл ваш ребенок при обмене или проиграл, ему нужно объяснить, что такое вымогательство, шантаж.

Что делать если ребенок крадет в магазине!

Если ребенок украдет в магазине конфеты или игрушку, а вы это заметите, то даже в том случае, если вы обнаружите кражу, когда она уже свершилась, он поймет, что поступил неправильно, и постарается незаметно положить украденное на место.

— Старайтесь не слишком бурно реагировать на поступок ребенка: чрезмерная драматизация может обострить положение.

— Верните украденный предмет, но не ругайте и не стыдите ребенка при продавце или других покупателях.

— Не нужно силой вынуждать ребенка извиняться. Извинитесь перед продавцом в его присутствии сами, потому что именно вы отвечаете за своего ребенка.

— Не призывайте людей в свидетели. Вы можете стыдиться самого акта воровства, но не обращайте это чувство стыда против своего ребенка.

Не надо дома постоянно возвращаться к инциденту и обсуждать его.

Лучше предупредить, чем лечить. Избегайте ставить ребенка в положение, при котором ему легко соблазниться тем, что он видит. К посещению магазина игрушек, например, нужно готовить его заранее.

Не грозите ребенку санкциями, которые к нему неприменимы: двухлетних в тюрьму не сажают!

Опасайтесь дискуссий на тему о профилактике преступлений, пусть их ведут политики и психологи. Ваш ребенок отнюдь не будущий преступник, и не создавайте ему из-за одного мелкого факта дурной репутации, это несправедливо.

Если ребенок ворует без всякой явной причины

Склонность к воровству не всегда имеет четкую мотивацию и порой объясняется просто-напросто тем, что ребенок хочет впрямую воспользоваться украденным. А возможно, ребенок, нуждаясь в любви и внимании, таким образом компенсирует себе реальный или воображаемый дефицит того и другого. Спросите малыша, зачем он это сделал. Иногда контекст поступка проясняется очень скоро: рождение младшего брата или младшей сестры (или какая-то другая эмоциональная причина) нередко вызывает у ребенка страх потерять любовь матери, у него возникает ощущение, будто его обокрали или ущемили, — и он прибегает к краже.

В таком случае надо сразу же:
— наказать (разумно и зная меру!);
— успокоить в эмоциональном плане;
— снять с ситуации налет драматизма если поведение ребенка — это ответ на какие-либо события.

Если ребенок ворует, чувствуя себя ущемленным из-за того, что у других есть игрушки, которых у него нет, или если он крадет деньги, чтобы купить себе сластей, ваша реакция всегда должна быть воспитательной: поскольку он осознает, что преступил закон, он должен ждать упреков и наказания.

Только в тех случаях, когда воровство, связанное с отсутствием или нехваткой любви, продолжается и в возрасте, когда ребенок идет в школу, такое поведение можно приравнять к асоциальному, и тут необходима консультация специалиста, психолога или детского психоаналитика, который сможет, разобравшись в причинах, назначить соответствующую терапию.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.