Вс12172017

Обновление08:40:13

Интернет-травля

Ребенок за компьютером

Ребенок и интернет.


Интернет-травля


Интернет таит в себе возможности для оскорбительного поведения, травли. Появилось даже понятие кибер-буллинг, или травля в Интернете, которая представляет собой метод морального унижения человека, подавления его достоинства путем публикации различных текстов, размещения там фото- и видеоматериалов оскорбительного характера.

К сожалению, травля вышла за пределы реального мира, плавно перебравшись в мир виртуальный. Но нельзя забывать, что Интернет — лишь инструмент для осуществления травли, а ее истоки могут быть как за его пределами, так и рождаться «здесь и сейчас» при интернет-взаимодействии, не связанном с событиями реального мира.

Специфика интернет-травли во многом обусловлена спецификой виртуальной среды:

  • она не зависит от посещения школы, поскольку может осуществляться в любое время;
  • возможность писать анонимно, низкая вероятность быть наказанным приводят к тому, что дети начинают делать то, на что они не решились бы в других обстоятельствах (например, могут сказать человеку то, чего никогда не скажут при личном общении);
  • запугивание легко осуществимо с технической точки зрения. Для отправки негативного сообщения или публикации оскорбительного текста, доступного широкой аудитории, требуется несколько щелчков мышкой. Есть возможность беспрепятственно создавать страницы и записи от имени жертвы.

мальчик с компьютером Запугивание в школе обычно заканчивается вместе с занятиями, но в Интернете обидчик может настигнуть свою жертву в любое время. Обидчики могут анонимно публиковать слухи, фотографии, видео, оставлять в социальных сетях оскорбительные сообщения, создавать группы против «жертвы» и вести настоящую травлю. При этом обидчик обычно занимает одну из двух позиций: ведет или анонимную борьбу, доставляя все сообщения от неизвестного «жертве» человека — виртуальной личности со специально созданного для травли аккаунта, или открытую борьбу от своего лица или от лица группы.

Способы интернет-травли разнообразны:

  • В социальных сетях, на электронную почту, в системах интернет-коммуникаций жертва получает запугивающие, уничижительные сообщения.
  • В социальных сетях создаются группы против «жертвы», где она высмеивается. Там размещаются ролики, тексты унизительного содержания, проводятся опросы из серии «Хотели бы вы, что-бы Петю выгнали из класса?».
  • На сайтах знакомств от имени «жертвы» размещаются анкеты непристойного содержания с указанием настоящей почты или телефона, а в социальных сетях создаются поддельные странички «жертвы», где размещается информация непристойного, унизительного характера.
  • Взламывается страничка «жертвы» в социальных сетях и там размещается неподобающая информация.
  • Поведение ребенка снимается на видео, а затем размещается в Интернете, порой в измененном виде.

Ученые установили, что так называемый  кибер-буллинг  подростки переносят куда тяжелее, чем физические издевательства. Эксперты призывают обратить на это особое внимание. При этом «жертва» часто предпочитает молчать, действовать в одиночку, полагая, что если она расскажет обо всем взрослым, родителям, педагогам, то ситуация усугубится.

Кроме того, часто ситуация усугубляется отсутствием доверия между взрослыми и детьми и непониманием всей серьезности ситуации со стороны взрослых. «Ну что такое может быть в Интернете?! Не обращай внимания!» — именно это часто думают и говорят взрослые, отмахиваясь от проблем ребенка, которому нужна помощь.

Поэтому всегда нужно стремиться к установлению доверительных отношений с ребенком, с пониманием относиться к любому сигналу о травле (в том числе и виртуальной), тогда будет больше шансов, что в сложной ситуации он поделится с родителями тревожной информацией. Взрослым узнать про травлю ребенка в Интернете сложно — обидчики шифруются. Подать сигнал может только сам ребенок или кто-то из его приятелей.

Как и в случае с реальной травлей, работа с травлей в Интернете начинается с выяснения ее причин. В дальнейшем от психолога требуется очень тактичная и продуманная работа со всеми участниками взаимодействия с учетом позиций всех сторон. Ведь часто жертвы сами провоцируют своих обидчиков. В любом случае ребенку, подвергшемуся травле, необходимо помочь выработать способы нежертвенного поведения, а обидчикам — осознать последствия своих поступков и недопустимость подобных форм поведения. Конечно, все созданные поддельные странички, ролики требуется незамедлительно удалить.

Работать с интернет-травлей специалист может как в реальной жизни, так и в Интернете, дистанционно общаясь с ее участниками. Ведь живое общение с «жертвой» и обидчиками не всегда можно осуществить: они могут находиться в разных городах (если речь идет об интернет-травле, не связанной с конкретной школой). Тогда в причине конфликта поможет разобраться анализ страничек в социальных сетях, сетевое консультирование. Специалист может анонимно или от лица «виртуальной личности» оказывать поддержку «жертве» в Интернете.

Как правило, участники негативного сетевого взаимодействия не готовы к открытому диалогу с психологом, да и реальных людей, окружающих жертву, не пускают в группы, настроенные «против». Здесь самому специалисту важно «не заиграться», понимая, что негативный виртуальный конфликт может быть крайне серьезен, а это требует профессионального вмешательства.


Продолжение следует

Надежда БОЛСУНОВСКАЯ,
Ольга РЕШЕТНИКОВА

Интернет-травля



Ранее опубликовано:
Ребенок и интернет

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Истерика у ребенка, что делать?

Почему большинство родителей так бояться детских истерик? Скорее всего, потому, что они…

Методы повышения психологической компетенции педагогов

Вопрос организации обучения учителей не так прост. Педагоги нередко проявляют выраженный…

Страх незнакомых людей

На первый взгляд кажется, что страх незнакомых людей — это явление, в большей степени…

Страх одиночества

Страх одиночества — это один из самых распространенных человеческих страхов. Почему?…