Юмор и межличностная привлекательность

Продолжение. Начало: «Юмор и социальное восприятие«

Как правило, нас обычно привлекают люди, которые проявляют чувство юмора. При анализе затрат и выгод, лежащих в основе межличностной привлекательности (Cook & Rice, 2003), чувство юмора у другого человека увеличивает воспринимаемую пользу от отношений с ним (приятные чувства, связанные со смехом) и уменьшает воспринимаемые затраты (меньше вероятность того, что человек легко обидится или будет обременять нас отрицательными эмоциональными реакциями). В эксперименте, проведенном Барбарой Фрейли и Артуром Ароном (Fraley & Aron, 2004), изучалась степень, до которой совместные юмористические переживания во время первой встречи между незнакомцами ведут к большей близости в отношениях. В этом исследовании однополые пары незнакомых людей вместе решали ряд задач, которые должны были или вызвать много веселья, или быть приятными, но не юмористическими. После выполнения этих заданий каждого из них просили оценить впечатление о партнере и свои чувства по ряду шкал, в том числе указать, насколько глубокие чувства они испытывали по отношению к другому человеку.

Участники в условиях с юмористическими задачами смеялись намного чаще и оценивали эту деятельность как значительно более  юмористическую, чем участники в неюмористических условиях; это указывает на то, что использование юмора было успешным. В то же время и те и другие условия оценивались как одинаково приятные. Как и предсказывалось, участники в юмористических условиях  сообщали о намного более близких чувствах и большем влечении друг к другу впоследствии по сравнению с участниками в неюмористических условиях. Дальнейший анализ показал, что этот эффект объясняется различиями в воспринимаемой забавности, а не просто приятностью условий.

Авторы также проверили несколько гипотез о возможных опосредующих факторах наблюдаемых последствий совместного юмора. Они обнаружили, что влияние юмора на воспринимаемую близость отчасти было опосредствовано ощущением «расширения Я» (чувством того, что человек по-новому взглянул на вещи, ощущением возросшего понимания в результате данного взаимодействия), также отвлечением от первоначального дискомфорта из-за взаимодействия с незнакомцем, а не ощущением самораскрытия или большего принятия партнером.

Кроме того, юмор сильнее влиял на близость у участников с более развитым чувством юмора и у участников с более тревожным стилем привязанности. Итак, совместный юмор при первой встрече незнакомых людей, по-видимому, усиливает чувство близости и взаимной привлекательности, расширяя ощущения  каждого человека и ослабляя чувства дискомфорта и тревоги. Особенно это заметно при общении между людьми, у которых в целом есть здоровое чувство юмора, а также теми, которые обычно склонны испытывать тревогу в связи с близкими отношениями с другими людьми.

Хотя нас обычно привлекают люди, при первой встрече с которыми присутствует юмор, нам могут особенно нравиться те люди, которые смеются над нашими шутками, поскольку это указывает на то, что их чувство юмора похоже на наше. В эксперименте, проведенном Арни Канн с коллегами, участники получали инструкцию рассказать анекдот незнакомцу того же пола, который на самом деле был помощником экспериментатора {Сапп, Calhoun & Banks, 1997). Для половины испытуемых незнакомец смеялся над анекдотом, а для другой половины — не смеялся. Половине участников также давали информацию, указывающую, что незнакомец имел установки и убеждения относительно социальных проблем, которые были очень похожи на их собственные, тогда как другую половину убеждали в том, что незнакомец придерживался отличной точки зрения. Впоследствии участники оценивали свое впечатление о незнакомце и его привлекательность для них.

Как и предсказывалось, результаты указывали на то, что и большее сходство установок, и смех незнакомца в ответ на шутку вели к более положительному впечатлению и большей воспринимаемой привлекательности незнакомца. Интересно, что влияние смеха незнакомца было настолько сильным, что позволяло преодолеть известное негативное воздействие различия в установках на привлекательность. Незнакомец с непохожими социальными установками, который смеялся в ответ на шутку участника, воспринимался более положительно, чем незнакомец с похожими установками, который не смеялся. По мнению авторов, смех незнакомца показывает, что у этого человека есть чувство юмора, и, кроме того, что его стиль юмора такой же, как у испытуемого, а это положительно влияет на привлекательность человека. Это впечатление от юмора, по-видимому, воздействует на привлекательность еще больше, чем схожие установки и убеждения. Другими словами, эти результаты указывают, что смех над шутками другого человека — это способ не только выразить интерес к другому человеку, но и повысить свою собственную привлекательность для другого человека (Grammer, 1990).

Далее читайте:

Юмор и межличностная привлекательность.

Читайте также:
Развиваем чувство юмора.
Похожие статьи
1 Комментарий
  1. Оллеся говорит

    Всегда было интересно зачем исследовать то, что итак ясно без всяких эксперементов?

Комментарии закрыты.