Сб06242017

Обновление08:40:13

Как побороть страх незнакомых людей

Страх незнакомых людей

Продолжение. Начало: Страх незнакомых людей

Помощь ребенку в преодолении боязни незнакомых людей можно разделить на две взаимосвязанные части. Во-первых, надо помочь ему избавиться от мыслей, которые вызывают тревогу и страх. И во-вторых, создать условия для того, чтобы у ребенка появились навыки безопасного взаимодействия с незнакомыми людьми в разных жизненных ситуациях.

Первая часть этой работы должна начаться, как это ни странно, не с ребенка, а с самих родителей. Нужно внимательно пересмотреть свою воспитательную позицию в отношении общения ребенка с незнакомыми людьми и определить в ней те места, которые могут оказывать «пугающий эффект», угрозы, пересказывание страшных случаев и т. д. Ваши предостережения, «очищенные» таким образом, превратятся в набор правил, которые нейтральны по смыслу и четко описывают сферы «можно» и «нельзя», например:

  1. Можно (и даже нужно!) разговаривать с теми людьми, про которых мы точно знаем, что они могут нам в чем- то помочь: с врачами, продавцами и т. д.
  2. Можно безбоязненно самому задавать прохожим вопросы типа «Сколько сейчас времени?» или «Как пройти туда-то?», а также можно отвечать на них (этим мы помогаем другим людям). Единственный вопрос, на который не стоит отвечать, — это вопрос о том, где ты живешь, где твоя квартира и т. д.
  3. Если какой-то человек вызывает у тебя тревогу, можно сказать об этом родителям, а если их нет рядом — позвонить.
  4. Нельзя никуда идти с незнакомым человеком, принимать от него сладости или подарки, садиться к нему в машину и т. д.
  5. Нельзя заходить в лифт с человеком, про которого ты не знаешь точно, живет ли он в твоем доме, — лучше подождать, пока лифт поднимет его и спустится за тобой. Эти правила должны быть предельно четкими, их не должно быть много — максимум 5 — 6. Ваша задача — обрисовать ребенку, что можно, что нельзя, а не напугать его.

Обсудите с ребенком какие-нибудь случаи, когда у него проявлялся страх перед незнакомым человеком. Спросите его, что он чувствовал в той ситуации, какие мысли были у него в тот момент в голове. Помогите ему сформулировать свои мысли, например: «Мне показалось, что этот человек маньяк», «Я подумал, что тетенька-продавщица будет на меня ругаться» и т. д. Обратите внимание на формулировки, выделенные курсивом: «показалось», «подумал», — они помогут сделать объект страхов менее реальным.

Сформулировав тревожащие мысли, можно начинать изменять их. Предложим для этого парочку приемов.

Можно использовать прием «Карикатуры». Нарисуйте вместе с ребенком пугающие его мысли в смешной форме. Потом посмотрите на рисунок еще раз и добавьте парочку дополнительных смешных элементов. Потом еще парочку, еще парочку. Задача — довести рисунок до абсурда и вместе посмеяться над ним. А можно попытаться и договориться с ним, если ваш ребенок приемлет те или иные варианты ролевого разыгрывания ситуаций: комиксы, кукольный театр, театр теней и др.

Другой способ — это графическая трансформация мысли. Сначала ее можно записать на бумаге так, как получится. Затем — «округлить» буквы. Затем, наоборот, «заострить» их или скособочить влево и т. д. Затем можно написать фразу печатными буквами и разукрасить ее каким-нибудь нелепым узором: горошками, цветочками, птичками, косичками. Задача та же — сделать надпись смешной.

Важно помнить, что младший школьник — это уже вполне серьезный человек, способный нести ответственность за собственные изменения. Если с дошкольником все мероприятия, направленные на преодоление страхов, можно проводить в форме игры, не акцентируя его внимание на том, ради чего все это затеяно, то ребенок 7—11 лет не только может, но и должен знать о целях тех или иных действий родителей. Перед тем как обсуждать с ребенком список правил безопасного поведения или тревожащие его мысли, нужно четко сказать ему, зачем это нужно. Расскажите ему о том, что вы обеспокоены его страхом, что вы переживаете за него и хотите ему помочь, что вы будете с ним на протяжении его пути по преодолению страха. Помогите ему замечать свои успехи, отмечая каждый успешный шаг каким-нибудь наглядным способом. Идеальный вариант — завести своеобразный «Дневник успехов» — тетрадочку или просто листок бумаги, куда можно было бы наклеивать (или рисовать) значки, отмечающие каждый сделанный шаг. Например, один значок можно наклеить за обсуждение тревог, второй — за «Карикатуру».

Для того чтобы помочь ребенку в формировании у него необходимых социальных навыков, нужно действовать по уже хорошо известному нам принципу «от простого к сложному», предлагая ребенку все более и более усложняющиеся задания, в которых ему пришлось бы контактировать с незнакомцами.

Например, первым шагом может быть разыгрывание будущего разговора с незнакомцем с помощью кукол или просто в общении с родителями, заранее оговорив, кто какую роль играет. Пусть вы, например, на время станете «незнакомой бабушкой», которая спрашивает вашего ребенка о том, сколько сейчас времени. А потом вы сможете «превратиться» в «чужую тетеньку», а о времени вас будет спрашивать уже ребенок (и не забывайте отмечать все это в «Дневнике успехов»!).

Затем можно провести несколько экспериментов на улице, в вашем присутствии: вы держите ребенка за руку, вместе подходите к незнакомому человеку, а вопрос о времени или дороге задает ребенок. Со временем вы сможете наблюдать за этими действиями ребенка с определенного расстояния. Может быть, в это время ему поможет то, что в руках у него будет какой-нибудь «талисман»: любимая игрушка, сумочка и т. д.

Расширяйте спектр ситуаций взаимодействия с незнакомцами. После игры «в магазин» предложите ребенку самостоятельно совершить ту или иную покупку. При этом сначала будьте рядом, чтобы при необходимости помочь или поддержать его. Может быть, в кафе он сам захочет сказать официанту о том, что он будет есть или пить. Или ему  будет интересно самому заплатить за проезд в автобусе, купить билет на электричку, узнать телефон зоопарка через телефонную справочную службу и т. д.

Последним шагом должны стать задания, связанные с самыми тревожными для ребенка ситуациями. Например, для девочки из нашего первого примера этим заданием может стать «узнать, сколько сейчас времени», у прохожего-мужчины. А для Кати — героини второго примера — просьба позвать к телефону маму.

Все достижения отмечайте в «Дневнике». Поддерживайте ребенка в его попытках измениться, помогайте ему, демонстрируйте цивилизованные способы общения с незнакомыми людьми на своем примере — и все обязательно получится!

Итак, для того чтобы избавиться от страха перед незнакомыми людьми, нужно:

  1. обратить внимание вашего ребенка на эту проблему, показать, что она мешает ему, предложить свою поддержку и помощь в ее преодолении;
  2. завести «Листуспехов» или «Дневникуспехов», в котором будут отмечаться все достижения на пути борьбы со страхом;
  3. обсудить правила безопасного общения с незнакомыми людьми;
  4. обсудить с ребенком беспокоящие его ситуации, помочь ему переформулировать «страшные» мысли о незнакомцах в «нестрашные»;
  5. демонстрировать адекватные способы взаимодействия с незнакомцами на собственном примере;
  6. создавать условия для формирования у ребенка необходимых социальных навыков по принципу «от простого к сложному».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Стили семейного воспитания

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того,…

Если ваш ребенок - неформал

В подростковом возрасте дети начинают ставить перед собой вопросы: «кто я?», «каково мое…

Как начать новую жизнь в Новом году?

В конце декабря, когда на улицах, в магазинах и квартирах появляются елки и гирлянды,…

Потерянный час - влияние недосыпания на здоровье и…

Сон имеет огромное значение не только для эмоциональной стабильности ребенка и хорошей…