Пт12092016

Обновление09:33:56

Как побороть страх публичных выступлений?

детский утренник

Начало: Страх публичных выступлений. Откуда он берется?

Помочь своему ребенку преодолеть страх выступлений — это значит помочь ему превратить «вредный» страх в «полезный». Сегодня можно найти множество книг, посвященных этой тематике, но, к сожалению, чаще всего они адресованы взрослым людям. Большинство рекомендаций, встречающихся в них, представляют собой непосильную задачу, а некоторые из них могут даже дать обратный эффект.

Так, например, многие книги по риторике (искусству устного выступления перед аудиторией) советуют начинать преодоление подобных опасений с того, чтобы не «быть» уверенным в себе, а только «казаться» им. Принято считать, что, замаскировав свою неуверенность, сделав так, чтобы она перестала быть заметной другим людям, человек делает первый шаг к победе над самим страхом. Возможно, для некоторых взрослых это действительно так, хотя вряд ли этот рецепт подойдет всем без исключения. Но маленький ребенок не обладает настолько развитыми навыками самоконтроля, чтобы изображать спокойствие в тот момент, когда на самом деле он напуган. Любые попытки научить его этому будут приводить лишь к дополнительной стрессовой нагрузке на ребенка — ведь теперь к его страху прибавляется еще и невозможность поступить так, как хотят важные для него люди.

Другой неподходящей маленьким детям рекомендацией можно считать аутотренинг по принципу «Я самая обаятельная и привлекательная...»: «Я лучше всех готов к выступлению, знаю больше всех стихов, у меня все получится и т. д.». Дело в том, что в силу особенностей своей психики дошкольники очень малоспособны к самовнушению, и аутотренинг оказывается для них абсолютно неэффективным.

Не стоит также всеми силами настраивать ребенка на то, что выступление будет успешным. Ведь, как известно, чем выше взлетишь, тем больнее падать. А вдруг что-то пойдет не так, как представлял себе ребенок в своих радужных мечтах? Эмоциональный дискомфорт от неудачи будет очень сильным, а страх публичных выступлений закрепится еще больше.

Для того чтобы помочь малышу совладать со своими тревогами, необходимо постараться устранить их причину.

Сначала пересмотрим собственную воспитательную позицию. Нет ли в наших действиях прямых или замаскированных посланий, которые настоятельно требуют от ребенка быть самым-самым, выступать лучше всех? Объясняем ли мы ребенку его неправоту, сравнивая с другими детьми («Вот посмотри, Наташа же не испугалась!»)? Или, может быть, нас переполняет желание пристыдить ребенка за его нелепые тревоги и иногда оно прорывается наружу? Такие действия родителей — не лучшие союзники в борьбе со страхом выступлений. Малышу очень важно чувствовать родительскую поддержку и понимать, что их любовь и признание не зависят от того, прочитал он стишок или нет, правильно станцевал польку или запутался в ногах. Пусть ребенок знает, что вам было бы очень приятно услышать в его исполнении песенку в честь Деда Мороза, — ведь это действительно так. Но при этом нужно обязательно и сказать, и всем своим поведением показать ребенку, что, если по каким-то причинам у него не получится исполнить эту песенку так, как он хотел, он все равно будет для вас дорогим и любимым.

Чтобы расширить опыт ребенка по части публичных выступлений, попробуем подготовить его к этому заранее. Есть несколько замечательных мультиков, в которых показаны разнообразные детские утренники: «Дед Мороз и лето», «Новогодняя сказка», «Когда зажигаются елки» и др. Посмотрев их вместе с ребенком и прокомментировав происходящее на экране, вы сможете существенно расширить его представление о том, что такое выступление перед публикой и как оно проходит. А при просмотре мультфильма «Когда зажигаются елки» есть прямой повод обсудить все страхи и волнения. Ведь по сюжету Ваня очень боится выступать на сцене, но в конце концов у него все получается!

Самый лучший вариант — если дети будут втягиваться в свое первое выступление постепенно. Например, сперва они могут просто поприсутствовать на выступлении других детей, будучи на правах зрителей. В конце этого мероприятия детей можно вовлечь в общую для всего зала игру. Первое выступление «для родителей» может быть организовано в форме совместного праздника для детей и взрослых, где все играют и веселятся на равных правах, а чтение стихов и танцы приходятся на вторую половину встречи, причем участие в этой части программы не является для детей обязательным, хотя и тщательно поощряется.

К сожалению, в детских садах и секциях утренники, отчетные концерты и соревнования очень часто больше напоминают экзамен, чем праздник. Волнуются все: педагоги, дети и их родители. Больше всего на свете в этот момент люди боятся любого отступления от тысячу  раз прорепетированного сценария. Перед началом выступления педагоги четко инструктируют и детей, и родителей о том, как надо себя вести, где сидеть, когда вставать и т. д. Эта обстановка разжигает естественные тревоги и опасения детей, доводя многих до состояния полной растерянности. Для преодоления этой укоренившейся традиции представлений-экзаменов, вероятно, придется приложить усилия родительскому комитету, который может подготовить сценарий более гуманного праздника совместно с воспитателями, принять участие в его организации, ну и, конечно же, в самом праздничном действе.

Устраивайте различные «тренировки». Сначала помогите ребенку освоиться с выступлениями в привычной ему аудитории. Например, можно устроить домашний концерт или просто предложить ребенку прочитать новогодний стишок перед тем, как разбирать мешок с подарками. Кстати, начинать лучше с таких представлений, в которых малыш как можно более «анонимен»: например, сидит за ширмой и участвует в кукольном представлении. Таким образом не только зрители не видят ребенка, но и ребенок зрителей, что не менее важно. Родственники и друзья — это самая безопасная среда для подобных экспериментов, поскольку они никогда не перебьют, не засмеют за оплошность и всегда помогут преодолеть возникшие трудности. А кроме того, обязательно поддержат малыша аплодисментами!

Затем можно выйти на новый уровень экспериментирования с публичными выступлениями. Идеальной ареной для них являются различные городские праздники. Попробуйте подойти вместе с малышом к какой-нибудь сценической площадке и посмотрите, что там происходит, обсудите, что чувствуют детишки, участвующие во всевозможных конкурсах. Не исключено, что на первых порах в конкурсах придется участвовать вам. И не беда, если окружающие взрослые будут смотреть на вас с легким недоумением: главное, что рано или поздно ваш ребенок, воодушевившись вашим примером, вместе с вами выйдет на сцену. А со временем и сам будет выбегать на призыв клоуна поиграть или потанцевать.

Если ваш ребенок не протестует, отдайте его заниматься в театральную студию или какую-нибудь спортивную секцию — танцы, гимнастику, футбол. Цель занятий артистическим искусством вполне очевидна — ребенок учится владеть собой, управлять своими эмоциями по своему желанию и выступать на сцене «профессионально» несколько раз в неделю (перед другими участниками студии, педагогами, родителями, а на спектаклях — перед зрителями). Спортивные занятия на первый взгляд связаны с преодолением страха публичных выступлений намного меньше — ведь соревнования если и бывают, то очень редко, даже не каждый месяц. Но, с другой стороны, ребенок «на виду» на каждой тренировке — ведь в зале, на стадионе или в бассейне тренируется не только его группа. А кроме того, спортивные упражнения очень эффективно способствуют преодолению зажатости, так свойственной детям, боящимся выступать.

Зная этот секрет, вы можете сами помогать своему ребенку в преодолении его страха, включая в ваши совместные игры элементы «организованной подвижности». Это может быть знаменитая игра «Крокодил», когда ребенок придумывает слово и пытается объяснить вам его молча, используя только жесты. Можно вместе с малышом придумывать танцы и разучивать их, используя ленты, шарики и другие подручные средства. А почему бы не инсценировать какую-нибудь простую историю, предварительно распределив роли и подобрав костюмы?

Как уже говорилось выше, очень часто причиной страха публичных выступлений является низкая самооценка ребенка и его неуверенность в себе. Узнать, какая самооценка у вашего ребенка, довольно просто. Нарисуйте на листе бумаги лесенку из десяти ступенек и покажите ее ребенку. Объясните ему, что на нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки, которые живут в нашем городе, — злые, завистливые, лживые и неряшливые. А вот на верхней ступеньке, наоборот, стоят самые хорошие дети — добрые, умные и аккуратные. Очень важно убедиться, что ребенок вас понял, поэтому, закончив рассказ, переспросите его о том, кто где стоит. Убедившись, что малышу все понятно, спросите его, на какой ступеньке стоял бы он сам.

Психологи считают, что дети с адекватной (средней) самооценкой ставят себя на четвертую, пятую, шестую или седьмую ступеньку. Дети, которые ставят себя выше, на ступеньки от восьмой до десятой — это дети с завышенной самооценкой, уверенные, что они лучше, красивее и умнее всех остальных детей, и стремящиеся доказывать это в любой подходящей или неподходящей ситуации. Если же ребенок ставит себя в нижней части лесенки, на первую, вторую или третью ступень, — значит, его самооценка занижена, и, вполне вероятно, для преодоления страха выступлений нам понадобится помочь ему почувствовать себя более значимым и компетентным человеком.

Можно перечислить несколько основных правил, которые помогут родителям повысить самооценку своего ребенка:

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, разрешайте ему делать все, что делают сверстники.
  • Не забывайте хвалить ребенка, но не перехваливайте его: похвала должна быть соразмерна поступку.
  • Показывайте своим примером образцы адекватного отношения к успехам и неудачам, обращайте внимание ребенка на то, что с неудачами сталкиваются и другие люди, обсуждайте, как они справляются с трудностями.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой (с тем, какой он был вчера и, возможно, станет завтра).

Повышению самооценки способствуют и некоторые специальные упражнения, используемые в практике психологической помощи детям.

Одно из таких упражнений — «Ладошка». Его можно выполнять вдвоем с малышом. Возьмите лист бумаги и предложите ребенку обвести на нем свою ладошку. Теперь ребенку нужно придумать шесть своих хороших качеств: пять записываются по одному в каждом пальчике, а шестое, «самое лучшее», — в ладошке. Очень вероятно, что ребенку будет трудно выполнить это задание самостоятельно. Вы можете помочь ему, вспоминая ситуации, в которых ваш ребенок был на высоте, и анализируя их вместе. Готовый рисунок можно украсить любым интересным ребенку способом и повесить на видном месте, чтобы он напоминал малышу о его сильных сторонах.

Другое упражнение называется «За что меня любит мама». Его лучше выполнять в небольшой детской компании, когда собираются два-три ребенка. Предложите им обсудить вопрос, за что каждого из них любит мама. Затем можно попросить детей повторить, за что мама любит присутствующих здесь детей. Интересно, что поначалу дети перечисляют свои заслуги (мою посуду, играю с младшей сестренкой, вовремя ложусь спать и т. д.), но с легкой подсказки взрослых в конце обсуждения приходят к выводу, что мамы любят их просто так, за то, что они есть.

Итак, чтобы помочь ребенку преодолеть страх публичных выступлений, нужно разобраться, в чем кроется его причина.

Если причиной является слишком высокий уровень требований к ребенку, преодолеть страх выступлений удастся после пересмотра собственных воспитательных позиций.
Детям, которые сталкиваются с необходимостью выступать нечасто и просто не знают о том, как это бывает, помогут различные мероприятия, расширяющие их представления о том, что такое выступление, и создающие условия для «тренировок» в психологически безопасных ситуациях.

В случаях, когда страх публичного выступления коренится в низкой самооценке ребенка, необходимо создавать условия для повышения его уверенности в себе, помогать ему замечать свои сильные черты. Таким детям также может помочь разнообразная физическая активность, позволяющая преодолеть зажатость и скованность.



Как побороть страх публичных выступлений у детей?

Читайте также:
Детские страхи.
Страх потерять любовь мамы и папы
Страх отвечать у доски

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Особенности работы школьного логопункта в рамках…

«Начальная школа XXI века» - в последнее время уделяется много внимания этому проекту.…

Помощь при потенциальном суициде

Слово "интервенция" происходит от латинских слов inter (между) и venire (приходить).…

Школьный психолог - основные направления деятельности

Психологическая служба давно уже есть в каждой школе. Но ее деятельность до сих пор для…

Имплицитная память

Мой 93-летний отец недавно перенес микроинсульт, последствия которого выражаются только в…