Вт12062016

Обновление09:33:56

Как побороть страх реальных и вымышленных животных?

Боязнь реальных и вымышленных животных

Продолжение. Начало: Боязнь реальных и вымышленных животных

Поскольку реальное животное и вымышленный персонаж — это совершенно разные объекты страха, для помощи ребенку в каждом из этих случаев используются специфические приемы. Общим моментом является только основное правило, которое, как вы уже наверняка заметили, применимо к любому детскому страху вообще. Оно заключается в том, что нельзя стараться перебороть страхи и опасения ребенка по поводу животных насильно: подтаскивая его к собаке, сажая на него мышку или подкладывая ему на ночь в постель игрушечного дракона. Такое поведение родителей почти всегда дает обратный эффект: страх, вместо того чтобы «рассосаться», становится еще сильнее и проявляется еще ярче.

Алгоритм помощи ребенку, который испытывает страх перед реальными животными, совпадает с тем, который был описан в статье  «Как избавиться от страха насекомых». Так же как и в том случае, необходимо действовать постепенно, без нажима, руководствуясь принципом «от простого к сложному».

Начнем с создания благоприятного эмоционального фона вокруг образа этого животного. Малышу будет намного легче понять, что собаки или крысы не так уж страшны, если он увидит, как его мама с улыбкой гладит соседскую болонку или держит в руках симпатичную белую мышку. Предостережения об опасностях, которые таят в себе встречи с животными, на время придется отложить. К ним можно будет вернуться позже, когда страх ребенка отступит, переформулировав их из угроз в правила, например:

  1. Можно гладить собаку только тогда, когда ее хозяин рядом и разрешает это.
  2. Можно играть только с теми крысами и мышками, которые живут у кого-нибудь дома в клетке или аквариуме.
  3. Когда играешь с кошкой, надо помнить, что она любит, когда ее гладят, но не любит, когда ее тянут за хвост, и т. д.

Подберите подходящие по смыслу ритмичные стихотворения, похожие на речевки, под которые удобно маршировать во время прогулки, например:

Вот наш Бобик, славный пес,
Гав-гав-гав!
Белый лобик, черный нос,
Гав-гав-гав.

Или:
Снег идет, снег идет
Пряма на дорожку,
А по снегу идет
Рыженькая кошка.
Киска-киска,  уходи,
Свои  лапки не студи!

Маршируйте вместе с малышом под их аккомпанемент тогда, когда у него хорошее настроение. Тогда слова «кот», «пес» и другие, которые нужны именно в вашем случае, начнут ассоциироваться у него в сознании с положительными эмоциями.

Практически любое такое стихотворение можно использовать в целях налаживания «контакта на расстоянии». При словах «Вот наш Бобик» можно показывать рукой на какую-нибудь собаку, попавшую в поле зрения, фразу «Киска-киска, уходи» — адресовать какой-нибудь пробегающей мимо кошке. Такого же результата можно добиваться и другими способами, подходящими именно вашему ребенку. Например, если он учится считать, можно предложить ему сосчитать всех собак, которых вы встретили во время прогулки. Главное, чтобы в таких ситуациях животное было на достаточном удалении от ребенка и вызывало бы у него не страх, а интерес.

Так же как и в случае со страхом насекомых, актуальными будут просмотр и обсуждение тематически подобранных мультиков (к счастью, добрые мультики про животных подобрать намного проще, чем про насекомых!), игры с подходящими по сюжету кубиками и пазлами, работа с книжками-раскрасками и энциклопедиями про животных, забота об игрушке, изображающей соответствующее животное, и т. д. Каждое такое «мероприятие» нужно проговаривать, обсуждая чувства, которые возникают у ребенка и по поводу самих игровых действий, и по поводу сюжета рисунков, персонажей мультфильмов, игрушечных зверей, и при этом акцентировать внимание на возникающих положительных эмоциях: «красиво», «интересно», «весело».

Следующим шагом на пути помощи ребенку может стать «выход в поле». Для начала предложите малышу посмотреть, как вы сами взаимодействуете с пугающим его животным. Важно, чтобы на первых порах «полевых экспериментов» животное не подобралось к малышу ближе, чем ему этого хотелось бы. Поэтому будет лучше, если собаку надежно держат за поводок, кошка сидит на руках у своей хозяйки, а хомячки бегают не по полу, а по дну трехлитровой банки. И конечно, это животное должно быть вам знакомо, и вы должны быть уверены в том, что оно спокойное, уравновешенное и не напугает ребенка своим поведением еще больше.

Если, общаясь с животным, вы будете рассказывать малышу что-нибудь интересное («Смотри, как потягивается, совсем как ты, когда проснешься» или «Как она красиво урчит»), возможно, малыш рискнет подойти к животному поближе. Однако надо морально приготовиться к тому, что этап «полевых экспериментов» займет определенное время. Нет ничего страшного в том, если первый подобный опыт окажется неудачным. Повторите его через некоторое время, немного смягчив условия (например, устроив так, чтобы в момент вашего общения со «страшным животным» ребенок находился бы на руках у папы или бабушки), потом еще и еще раз. Постепенно усложняйте условия. Если вы заметили, что малышу «и хочется, и колется» подойти поближе, поддержите его, возьмите за руку. Так постепенно, шаг за шагом, от «посмотри, что делает мама» до «попробуй сделать сам» тревоги и опасения вашего малыша будут рассеиваться.

Совершенно другой путь ведет к избавлению от страхов перед вымышленными животными. Дело в том, что их, в отличие от настоящих, нельзя увидеть в реальности, нельзя с ними пообщаться и понять, что это не страшно, а интересно и приятно. Животное, с которым ребенок не контактирует по жизни, живет только в воображении малыша (даже если в природе оно встречается, как, например, тигр или медведь). Поэтому здесь не обойтись без специальных коррекционно-психологических приемов. Кстати, эти же приемы с успехом можно использовать для помощи ребенку в преодолении страхов перед любыми другими вымышленными персонажами: Бабой Ягой, Кощеем, Снежной Королевой.

Использовать приведенные ниже приемы коррекции детских страхов желательно тогда, когда малыш находится в состоянии эмоционального тонуса: возбужден, взбудоражен, азартен. Это нужно для того, чтобы было проще подобраться к страху, который, как известно, является эмоцией. Добиться такого состояния очень просто: достаточно поиграть с ним в любую подвижную игру, кегли или «бой подушками».

Следующий обязательный этап называется в психологии «актуализацией страха». Основная задача здесь заключается в том, чтобы помочь ребенку вспомнить и назвать свои страхи и опасения. Для этого можно использовать такие приемы:

- Полистайте вместе с ребенком иллюстрированные сборники детских сказок или книги о жизни животных. Рассматривая картинки, спросите его, кого из изображенных там персонажей могли бы испугаться какие-нибудь дети. В этом случае сработает так называемый механизм проекции, и ребенок, отвечая за других детей, назовет собственные страхи. Обсудите, чем может напугать детей тот или иной персонаж, а затем обязательно вспомните, что с ним происходит по сюжету сказки. Как правило, в сказках добро всегда побеждает зло. Если в вашей сказке это не так (как, например, во многих сказках Андерсена) или же вы рассматриваете картинки в книжке про животных, сочините историю со счастливым концом по мотивам вашего обсуждения вместе.

- Предложите ребенку лист бумаги с изображенным на нем черным цветом, замкнутым, без окон и дверей, контуром дома. Объясните малышу, что это «Дом ужасов». Пусть он «расселит» (нарисует) в нем всех страшных, с его точки зрения, персонажей. Обсудите получившийся рисунок. Особо подчеркните, что эти персонажи не смогут выбраться из дома: там нет окон и дверей, а стены очень толстые и прочные.

После этого можно переходить к этапу коррекции страха. Самым распространенным приемом является рисование страха с последующим уничтожением рисунка. Предложите малышу нарисовать пугающее его животное, украсив его максимально возможным количеством «страшных элементов»: большими рогами, острыми зубами, шипами и когтями и т. д. Готовый рисунок можно уничтожить любым приятным ребенку способом: порвать на мелкие кусочки, сжечь на костре, зачирикать до неузнаваемости, закопать. Таким образом, как считают психологи, происходит символическое уничтожение страха.

Рисование можно применять и в других формах. Например, можно нарисовать карикатуру на пугающее животное. Или нарисовать пугающий объект слабым карандашным контуром, а сверху изобразить веселый и красочный сюжет, который закроет этот контур.

Другой способ помочь ребенку справиться со своими тревогами — это ролевая игра. Вместе с малышом изготовьте «страшную» маску, изображающую объект его страхов. Надев эту маску, вы на время превратитесь в волка или тигра, а задачей ребенка станет напугать вас: громким криком, ударами в барабан или любым другим безопасным для вас способом. А можно, если вы на это согласны, устроить бой подушками. Важно, чтобы ребенок, сражающийся со своим страхом (помните, что этот страх изображаете вы?), обязательно победил и прогнал страх за пределы комнаты.

Если ваш малыш неравнодушен к технике, можно предложить ему вот что: пусть он сочинит красивую историю про того персонажа, который его путает, и запишет ее на диктофон (или каким-нибудь другим способом). Затем историю нужно прослушать и проверить ее на предмет «красивости». Найденные «ошибки» отмечаются, и улучшенный вариант истории записывается заново. Эту операцию можно проделать несколько раз. Постепенно превращая страшное в красивое, ребенок научится видеть путающий его объект с нестрашной стороны.

Описанные приемы можно изменять в соответствии с интересами вашего ребенка: не рисовать, а лепить страшные сюжеты, проигрывать страх не «на себе», а с помощью самодельных кукол для кукольного театра и т. д. Все это поможет вашему малышу справиться со своими тревогами и опасениями.

Итак, стремясь помочь ребенку избавиться от страха перед реальными или вымышленными животными, не следует действовать напролом. Нужно приготовиться к тому, что достижение желаемого результата займет некоторое время.

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страха животных, с которыми он контактирует в реальной жизни, нужно последовательно:

  1. создавать положительный эмоциональный фон вокруг пугающего ребенка животного;
  2. организовывать «нестрашные» контакты с этим животным с помощью различных игр и обсуждений телепрограмм и книг;
  3. демонстрировать ребенку способы безопасного и интересного взаимодействия с животным на своем примере;
  4. переформулировать предостережения об опасности животных в правила безопасного общения с ними.

Для совладания со страхом перед вымышленными животными (или любыми другими персонажами) нужно:

  1. обсудить с малышом его страхи в тот момент, когда он находится в «эмоциональном тонусе»;
  2. организовать возможность для символической разрядки страха в рисовании, игре, сочинении или любой другой деятельности.


Как помочь ребенку избавиться от страха
реальных и вымышленных животных?

Читайте также:
Как избавиться от страха насекомых?
Как побороть боязнь незнакомых людей?
Страх одиночества
Страх публичных выступлений.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как сбросить лишний вес и избавиться от переедания

Сколько раз вы выбирали одну из сотен возможных диет и, строго следуя ей, теряли вес? Вы…

Нужно ли хвалить ребенка?

Вернулся наш малыш из школы, принес пятерку. Ну как не восхититься его способностями? А…

Суицидальное поведение подростков

Проблема суицидального поведение практически не встречается среди младших школьников, но…

Как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку и…

Самооценка — то, как человек сам оценивает свои личные качества и возможности — ощущение,…