Вс06252017

Обновление08:40:13

Как развить у ребенка способность к эмпатии?

Психолог занимается с детьми

Сначала мы сами, потом дети

Эмпатия — важное качество, позволяющее человеку не только догадаться, что «в этой ситуации мне было бы грустно», но разделить чувства собеседника с иной системой взглядов («для меня это не проблема, но он сильно нервничает, и я стараюсь понять, поддержать его»). Надо ли говорить, как важно это в общении дружеском, семейном? Как же развить в себе и в детях замечательную способность чувствовать чужую боль, как собственную?

1. Признаем равноправие мышей и лягушек

В одной сказке лягушонок, наслаждавшийся прохладой пруда в жаркий летний день, уговаривал сухопутного мышонка разделить с ним веселье: «Прыгай сюда, не бойся!» Конечно, мышонок плавать не захотел. И герои, обидевшись друг на друга, расстались, убежденные в тупости и трусости собеседника. Подобные истории, примеры из жизни полезно периодически обсуждать с детьми, чтобы они заметили, какие разные вещи радуют и пугают разных по природе существ. Вот так устроено в нашем мире: у каждого свои привычки.

2. Расширяем перечень знакомых эмоций

Интересно, сколько эмоций, чувств вы можете назвать? А дети — сколько знают? Грустно, весело, скучно, страшно — и все? Если мы не знаем нужных слов, мы часто даже собственных переживаний ни назвать, ни осознать не можем. Что уж говорить о понимании эмоций собеседника?

Начнем с простого. Составим список возможных переживаний, от положительных (удовольствие, восторг, радость, уверенность, симпатия, любовь, нежность, блаженство) до негативных (злорадство, месть, горе, тревога, тоска, страх, стыд, отчаянье, отвращение, презрение, гнев). И обсуждаем, что это такое. Изображаем, рисуем, как это выглядит. Вспоминаем, рассказываем, когда испытывали что-то подобное сами или наблюдали у окружающих (читали в книгах).

3. Демонстрируем уважение и приязнь

Привычка не осуждать, но принимать другого, не похожего на вас человека, быстрее развивается, если каждый разговор, даже тот, который обещает быть напряженным, мы начинаем с демонстрации уважения, дружелюбного отношения к собеседнику. Особенно это важно в общении с детьми. Все слышали, что взрослым для психологического комфорта достаточно шести поцелуев в день (хотя бы рукопожатий, дружеского похлопывания по плечу), подросткам же необходимо минимум десять, чтобы справляться с трудностями роста.

Мама читает книгу вместе с ребенком

Если десять раз в день вы поцеловали ребенка и посмотрели на него как на прекрасное разумное создание (и просто так, и в связи с маленькими победами над страхами и заблуждениями), вам легче будет постичь его логику, его отношение к многочисленным школьным и прочим проблемам. Да и он сумеет если уж не согласиться, то хотя бы услышать ваши доводы.

А заодно — освоит манеру уважительного диалога, дружелюбного отношения к собеседнику.

4. Не копим обиды

Понимая чужую логику, чужую систему ценностей, мы вовсе не обязаны забывать о собственных интересах. Накопившееся раздражение рано или поздно все равно прорвется. И никакая эмпатия не поможет… Если что-то регулярно происходит «не так», стоит сказать об этом сразу — тому, от кого зависит изменение ситуации. Не надеясь, что источ- ник беспокойства сам догадается. Не предполагая, что это «само собой разумеется», «он и так знает»… Говорить нужно именно о себе, о своих переживаниях. А не раздавать указания (тем более не обобщать: «ты всегда/никогда…»). Вместо ультиматума ребенку: «Перестань шуметь» — честное признание: «Я не слышу ни слова из того, что говорят герои. А мне очень хочется посмотреть этот фильм». Возможно, понимания и сочувствия со стороны юного нарушителя спокойствия не хватит на целый час. Но сделанное усилие уже ценно. И вы почувствуете себя важным человеком в доме.

5. Учим(ся) слушать

Чтобы ребенок научился действительно слышать вас, ваши просьбы, ваши эмоции, придется ежедневно выслушивать его самого (и остальных членов семейства). Стараясь услышать не только сказанное, но и непроговоренное, спрятанное в интонации, жестах, мимике. То есть стараясь максимально сконцентрироваться на другом человеке, а не перебирая в собственной голове убедительные возражения и гневные обвинения. Как проверить, правильно ли вы услышали сообщение собеседника? Очень просто: повторите то, что поняли, «максимально близко к тексту». Если человек подтвердил вашу версию, значит, чувствует себя услышанным. Ваш пример — отличная наука для ребенка.

Александра ЧКАНИКОВА

Развиваем способность к эмпатии.

Читайте также:
Эмпатия в общении как сопереживание
Работа с чужими эмоциями
Эмпатическое слушание

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как проигнорировать совет человека, не задев его чувств

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему некоторые люди приходят в ярость, когда…

Специфика общения педагога с аудиалами, визуалами и…

В нейролингвистическом программировании выделяют три типа людей с характерными для…

Как защитить ребенка от похищения и домогательств

Пожалуй, ничто не вызывает у родителей больший ужас, чем очередная история в новостях о…

Как побороть боязнь воды?

Для начала нужно четко уяснить для самих себя, что страх воды у ребенка — это не…