Ср09202017

Обновление08:40:13

Много смотреть телевизор – вредно!


mnogo-smotret-televizor-vredno
Основные идеи

  • Родители оставляют детей «под присмотром» экрана, надеясь на его развлекательный и развивающий эффект.
  • Дети привыкают к этому пассивному времяпровождению, что вредит их здоровью и психическому развитию.
  • Изменить ситуацию можно, установив четкие рамки просмотра передач и обсуждая их содержание с ребенком.

Единодушие ученых не оставляет места для сомнений: злоупотребление телеэкраном действительно опасно для детей. Мнения экспертов и несколько советов, которые помогут смягчить последствия.

131014

Застывшие, с неподвижным, устремленным в экран взглядом, глухие к словам, непохожие на самих себя – так телевизор преображает наших детей. Многие из них часами просиживают перед экраном, и родители знают об этом. И чувствуют себя одновременно виноватыми и обеспокоенными: они не в силах оторвать сына или дочь от завораживающего потока телекартинок и при этом интуитивно догадываются об их разрушительном воздействии на психику ребенка. До недавнего времени страхи родителей не имели серьезных оснований. Ученые, казалось, не могли с уверенностью объяснить, в чем же заключаются отрицательные последствия высоких доз телевидения. Эксперты расходились во мнениях, результаты их исследований публиковались преимущественно в специальных научных изданиях, и большинство родителей за неимением убедительных данных и рекомендаций психологов были склонны покориться завораживающему влиянию голубых экранов, вместо того чтобы эффективно ему противостоять. Сегодня ученые всего мира единодушны: злоупотребление телевизором наносит вред прежде всего нейронам развивающегося детского мозга, отрицательно сказывается на здоровье и поведении детей. «Телевизор вводит ребенка в состояние, близкое к гипнотическому трансу, – вот почему дети часто словно прилипают к экрану, – говорит детский нейропсихолог Николай Воронин. – Как только телевизор включается, бета-волны мозга, характерные для состояния бодрствования, уступают место медленным альфа-волнам. Обычно это происходит при засыпании или в состоянии спокойного бодрствования, когда мы на какое-то время закрываем глаза». В результате внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно отключаются, притупляется критическое восприятие происходящего, снижаются познавательные способности. Кроме того, у детей, злоупотребляющих просмотром телепередач, более активным становится правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональные реакции, и завораживающий эффект телевидения усиливается. Последние выводы ученых дают нам серьезный повод задуматься… и принять срочные меры!

131012 131013

Телевизор сковывает фантазию

Во время длительных просмотров воображение ребенка отключается! Немецкий педиатр Петер Винтерштайн (Peter Winterstein) более 17 лет изучал рисунки пяти-шестилетних детей и обнаружил: чем больше времени они проводят перед экраном, тем меньше деталей на их рисунках и в целом они менее выразительны и объемны. У самых заядлых телеманов нарушены пропорции рисунка, он кажется схематичным, неживым*. Ученый утверждает: вред, наносимый психическому развитию маленького ребенка телевизором, сопоставим с вредом от курения во время беременности!

*Kinder- und Jugendarzt, 2006, vol. 37.

Так рисуют дети 5 и 6 лет

131052131053
Те, кто смотрит телевизор менее часа в день.                              Те, кто смотрит телевизор более трех часов в день.

Он мешает им сосредоточиться

131009

Способность к обучению тоже страдает из-за пристрастия к экрану. Чем больше ребенок смотрел телевизор в раннем детстве, тем выше риск, что его успеваемость в школе оставит желать лучшего. И последствия будут долго напоминать о себе. Так, новозеландские ученые провели исследование с участием тысячи человек 1972–1973 годов рождения, за которыми наблюдали в течение 30 лет*. Чем чаще человек смотрел телевизор в детстве, тем ниже был его образовательный уровень во взрослом возрасте. Избыток аудиовизуальной стимуляции может, таким образом, провоцировать дефицит внимания, а в некоторых случаях и гиперактивность**.

* «Association of Television Viewing During Childhood with Poor Educational Achievement». Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 2005, vol. 159.
** «Early Television Exposure and Subsequent Attentional Problems in Children». Pediatrics, 2004, vol. 113.

Он нарушает их сон

131004

Кошмары, затрудненное засыпание или ночные пробуждения после просмотра наблюдаются у всех – от малышей до подростков. Иногда их причина – атмосфера, в которой растет ребенок, но исследования говорят и о другом. Так, 13-летние подростки, проводящие перед экраном по три часа ежедневно, испытывают заметные трудности со сном независимо от эмоциональной среды и социокультурного уровня*. И эти проблемы сохраняются до взрослого возраста.

* «Association Between Television Viewing and Sleep Problems During Adolescence and Early Adulthood». Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 2004, vol. 158.

Он способствует ожирению

131005

Большинство детей, проводящих перед экраном более чeтырех часов ежедневно, более тучные, чем те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день. А те, кто сокращает просмотры, не меняя при этом рациона, теряют в весе*. В чем тут дело? В недостатке физической активности и постоянном соблазне перекусить у детей, часами просиживающих перед экраном. В рекламе, пропагандирующей калорийную пищу. И в негативном влиянии телевизора на сон: недостаток сна непосредственно воздействует на механизмы пищеварения и усвоения жиров. Кроме того, дети привыкают к сидячему образу жизни, который сохраняется в будущем.

* «Relationship of Physical Activity and Television Watching with Body Weight and Level of Fatness Among». The Journal of the American Medical Association, 1998, vol. 279; R. Viner, T. Cole «Television Viewing in Early Childhood Predicts Adult Body Mass Index». The Journal of Pediatrics, 2005, Vol. 147.

Дети и экраны

  • 2 часа 24 минуты в среднем ежедневно проводят у телеэкранов российские дети
  • 4–12 лет. По данным TNS Gallup Media, 2008.
  • 61% детей младше 5 лет смотрят телевизор вместе с мамой и/или папой. Parents-TNS Sofres, 2004.
  • 21% детей младше 5 лет смотрят те же программы, что и другие члены семьи. Parents-TNS Sofres, 2004.
  • 64 % детей младше 5 лет смотрят телевизор по утрам. Parents-TNS Sofres, 2004.
  • 40% родителей не знают, что смотрит их ребенок. «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания». ОГИ, 2006.
  • 53% детей 8-10 лет полагают, что без рекламы телевидение было бы не нужно. Altavia Junium-Institut de l'enfant, 2001.

Он развивает в них склонность к насилию

131006

В Великобритании и США на протяжении почти 20 лет изучалась связь между злоупотреблением телевизором и ростом преступности. Выводы неутешительны для любителей триллеров и боевиков*. Почему – позволяют понять современные методы визуализации мозга. Экранную сцену насилия мозг интерпретирует так же, как реальную: мы чувствуем тревогу, неуверенность, страх, а лимбическая система (регулирующая эмоции) включает рефлексы бегства или активности (агрессии). Но если просмотр жестоких сцен становится регулярным, чувствительность к ним теряется. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и научается сам хладнокровно его воспроизводить. Чаще дети поступают так, когда теленасилие им кажется безнаказанным, а обидчик добивается своего.

* «Television Viewing and Aggressive Behavior During Adolescence and Adulthood». Science, 2002, vol. 295, № 5564.

Он меняет детское мировосприятие

131011

Некоторая степень жестокости и несправедливости в телекартинках учит детей правильному отношению к негативным чувствам. Но избыток насилия может заразить их агрессией. «Из-за острого чувства тревоги, которое вызывают сцены насилия, индивидуальное, личностное мышление заменяется групповым», – говорит французский психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон (Serge Tisseron). Со всеми последствиями: стадный инстинкт, культ лидера, деперсонализация, активизация бессознательных инстинктов. Тревога порождает и страх перед взрослым миром, где каждый спешит проявить жестокость по отношению к окружающим, пока его не опередили. Так жестокость на экране способствует популяризации насилия в групповом сознании и препятствует в конечном счете личностному развитию ребенка, его способности мыслить самостоятельно.

«Смотрите вместе с детьми!»

«Мой ребенок смотрит только диски с прекрасными мультфильмами!» Какими бы замечательными ни были мультфильмы или развивающие телепередачи, пользы от них мало, если дети смотрят на экран в одиночестве. «Старайтесь до семи лет не оставлять ребенка один на один с телевизором, – говорит детский психолог Анна Бердникова. – Внимательно наблюдайте за его реакцией, поясняйте и комментируйте то, что происходит на экране. Слушая нас, дети учатся выражать свои ощущения. Это способствует пониманию увиденного и укрепляет доверие между родителями и детьми». Показывать мультики следует не раньше трех-четырех лет, когда дети уже способны понимать несложный сюжет, ассоциировать себя с героем, примеряя его поступки на себя. («Я никогда не жадничаю, как этот медвежонок!»)

«Отвечайте на детские вопросы и спрашивайте сами («Почему клоун одну букву раскрасил красным, а другую зеленым?»), – советует Анна Бердникова, – иначе одно недопонимание повлечет за собой другое. То же относится и к детским развивающим телепередачам».

Как защитить детей от телемании

Уберечь своего ребенка от телевизионной зависимости возможно. Нужно всего лишь проявить характер и немного здравого смысла, говорят наши эксперты: психолог Елена Смирнова, психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон и детский психолог Анна Бердникова.

  • Никакого телевизора до 1 года и не более 1 часа в день до окончания подросткового возраста. Такой жесткий режим рекомендует Американская академия педиатрии. Категорически не допускается телевизор в комнате ребенка, независимо от возраста.
  • Не включайте телевизор до ухода в школу. Дети перевозбуждаются от раннего телепросмотра и умственно раскисают чуть ли не на все утро.
  • Следите за тем, какие передачи смотрит ребенок и сколько времени проводит перед экраном. По данным разных исследований, дети, которые смотрят только образовательные программы, легче адаптируются в социуме, лучше успевают в школе и обладают более богатым словарным запасом. Так что все зависит от родителей – от их ответственности и авторитета.
  • Убеждайте личным примером. Родители, сами страдающие телеманией, вряд ли сумеют отучить от нее ребенка. А сделать это необходимо, особенно в младшем возрасте – не только из-за вредного воздействия на мозг, но и потому, что привычки усваиваются рано.
  • Отдавая предпочтение дискуссии, тем не менее твердо говорите «нет». Например, следует помнить, что сцены насилия и жестокости в выпусках новостей и документальных сюжетах более травматичны, чем в игровых фильмах. Подростки, разумеется, будут требовать, чтобы родители им доверяли. Но доверять можно при условии, что ребенок соблюдает оговоренные ограничения.
  • Наблюдайте за тем, что взволновало ребенка, и говорите с ним об этом. Лучшее противоядие – воспитывать в ребенке правильное восприятие экранных изображений, посвящая его в технические подробности. Понимание, как создается телекартинка, позволяет при необходимости защититься от нее.

Что посмотреть

131015

«Смешарики»
Им всегда есть чем заняться: они дружат, фантазируют, ссорятся, влюбляются и философствуют… А вместе с ними все это делают и наши дети. СТС, понедельник–пятница, в 6.55 и 13.00, суббота–воскресенье, в 8.20.

131010



«Галилео»

Научно-развлекательный тележурнал для школьников об удивительной природе обычных вещей. Весело и динамично ведет Александр Пушной, физик по образованию, артист по призванию. СТС, понедельник–пятница, в 16.30, воскресенье в 11.00.

131016


«Самый умный»

Викторина для учеников 6–9-х классов, в которой неистовый темперамент Тины Канделаки высекает искры из интеллектуалов и тихонь, мальчиков и девочек, их пап и мам. СТС, суббота в 17.00, воскресенье в 9.15.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Я в сети, вернусь не скоро… Интернет зависимость у детей и…

В порядке ли ваш ребенок? Надо попытаться понять, с какой целью он пропадает в интернете.…

Невербальное общение

Большинство людей понимают невербальное общение как общение без использования слов,…

Как быстро получить прощение

Одна из предложенных ниже стратегий рассчитана на те случаи, когда ошибку можно…

Эмпатическое слушание

Рефлексивное слушание дает нам замечательную возможность лучше понять содержание…