Период оппозиции и кризис трех лет — что делать родителям?

Ребенок вас не слушается и на всё отвечает «нет»

Между полутора и тремя годами ребенок все чаще отказывается выполнить просьбу взрослого и на всё, что бы ему ни сказали, отвечает «нет». Это время называется «периодом оппозиции» и предшествует кризису трех лет: малыш осознает, чего хочет он сам, и утверждается как личность.

Слово «нет» для маленького ребенка — способ заявить о своем стремлении к автономии и независимости: он готов от вас отделиться.

Говоря «нет», он отождествляет себя со взрослыми, которым приходится постоянно что-то ему запрещать. Найдите время об этом подумать — и вы сразу же вспомните, как много кроха слышит запретов из ваших уст.

Кроме того, «нет» — это способ интериоризации, усвоения запретов. На втором году жизни ребенок показывает, например, пальчиком на сломанный им накануне цветок, смотрит на маму и говорит: «Цветок — нет!» или «Цветок — низзя!». Он вспоминает при этом, как его ругали, проверяет, действует ли еще запрет, и одновременно демонстрирует вам, что всё понял.

В период оппозиции отказ становится почти систематическим, вы слышите «нет» или «не хочу» в ответ едва ли не на любое свое предложение.

На втором году жизни требования родителей становятся особенно настойчивыми; пусть даже все, казалось бы, сегодня признали, что выработка навыков опрятности на данном этапе не главное в воспитании, в семьях с детьми то и дело звучит призыв «пора на горшок!». Да и в других случаях родители тоже постоянно чего-то от малыша требуют, создавая тем самым поводы для отказа и приступов ярости.

Если вы твердо запомните, что периода оппозиции в развитии ребенка так и так не избежать, это поможет вам хоть иногда смотреть на происходящее со стороны. Все родители рано или поздно сталкивались с систематическим отказом… и все это пережили!

Как реагировать родителям?

Пока малышу не исполнилось полутора лет, вам не стоит всякий раз воспринимать его «нет» как отказ слушаться: порой ребенок попросту проверяет свою способность решать, чего он хочет, чего не хочет, потому что это еще не всегда ясно ему самому.

Если между двумя и тремя годами ребенок часто впадает в ярость, становится агрессивным, кусается или бьет себя по голове:

— ласково, но твердо удержите его от физических действий  и отнесите в детскую, чтобы успокоился;

— проследите за тем, чтобы не сложился хорошо обкатанный сценарий систематического отказа, при котором на любую просьбу ребенок отвечает яростью, воплями и раздражением;

— помните, что ребенок этого возраста особенно быстро усваивает модель отношений, которые станут основой его будущего поведения в обществе.

Отрицание — это реакция на вашу просьбу: вы ведь ждете, что ребенок вас послушается, потому и воспринимаете отказ как протест против вашей родительской власти.

истерика у ребенка 3-ех лет

Как ваш ребенок принимает ограничения и усваивает ли он запреты?

— Не надо дожидаться возраста оппозиции, чтобы внедрить в сознание малыша правила поведения.

— Ребенку, которому обычно позволяют делать что душе угодно, труднее воспринимать родительские просьбы и требования.

— Если ваш ребенок уже хоть немножко научился слушаться, дальше будет легче: впоследствии он станет быстрее и лучше усваивать все, чему вы его учите в процессе воспитания.

Что делать, чтобы не кричать на ребенка?

Когда наступает время вести ребенка купаться или укладывать его спать, вы замечаете, что постоянно срываетесь на крик, причем от крика этого мало толку.

Дело тут не только в том, что крик вообще неэффективен, дело главным образом в том, что ваша ярость беспокоит ребенка, волнует его, и он еще охотнее настаивает на своем.

Применяя родительскую власть, необходимо четко выстраивать приоритеты.

Обдумывайте все свои требования и распределяйте их по степени важности, умейте отличать те, которые не могут быть предметом обсуждения, от других — не таких насущных. Это позволит вам быть тверже, когда речь идет о безусловно необходимом.

— Старайтесь оглядываться на то, что делаете. Попытайтесь поставить себя на место ребенка, скажите себе: я понимаю, почему малыш отказывается выполнить ту или иную просьбу, но это ничего не изменит в моем решении.

— Предвосхищайте события. Говорите с ребенком о том, что должно произойти, от крупных событий — как развод или переезд, до мелких, вполне повседневных — как ванна, сон, конец игры… Объявляйте ему заранее, сколько остается времени до того или иного события.

Не умножайте видов чересчур увлекательной для него деятельности — той, которую ему будет особенно трудно сразу же, по первому требованию, бросить. Ваш трех- или четырехлетний ребенок еще не так далеко отошел от периода, когда всеми его желаниями управляет принцип удовольствия.

— Называйте точные сроки: «Считаю до трех», или «Мы уходим, когда стрелка часов будет вот тут». Это почти игра, но это полезно, потому что во время конфликтов   крайне важно умение управлять временем.

— Помните, что ребенку особенно трудны переходы, при которых ему нужно оставить то, что ему нравится, ради того, что ему нравится гораздо меньше.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.